Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:49, реферат
В современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
1. Введение………………………………………………………………………..3;
2. Понятие морали………………………………………………………………..4;
3. Функции морали……………………………………………………………….6;
4. Заключение…………………………………………………………………….9;
5. Список литературы…………………………………………………………...10.
Содержание
Введение
В современных условиях развития
общества, когда перед человечеством
во весь рост встали глобальные проблемы,
угрожающие самому его существованию,
особенно актуальными становятся обоснование
и признание приоритета общечеловеческих
ценностей. Современный мир становится
исключительно взаимосвязанным
и взаимозависимым, поэтому сейчас,
прежде всего, следует выделять общечеловеческие
вечные ценности. В этих условиях роль
морали как формы общественного
сознания и всеобщего регулятора
деятельности значительно возрастает.
В моральных требованиях
Нравственное сознание
изучает одна из философских дисциплин
этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка)
- это теория морали, наука о морали, в которой
исследуются человеческие отношения,
смысл жизни, понятие счастья, добра и
зла, нравственные ценности, причины возникновения
морали. Уже древние философы рассматривали
этику как практическую философию, ибо
она стремилась обосновать мысли о должном
в виде нравственных принципов и норм,
в виде идеалов и духовных потребностей.
Этика рассматривалась как практическая
философия, пытающаяся дать ответ на вопрос:
что должен делать человек в конкретной
ситуации. Термин "этика" был введен
Аристотелем.
Понятие морали
Мораль возникла раньше других
форм общественного сознания, еще в первобытном
обществе, и выступала регулятором поведения
людей во всех сферах общественной жизни:
в быту, в труде, в личных отношениях. Она
имела всеобщее значение, распространялась
на всех членов коллектива и закрепляла
в себе все общее, что составляло ценностные
основы общества, которых складывались
взаимоотношения между людьми. Мораль
поддерживала общественные устои жизни,
формы общения. Она выступала как совокупность
норм и правил поведения, выработанных
обществом. Правила морали были обязательны
для всех, они не допускали исключений
для кого-либо, ибо в них отражены существенные
условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека
к обществу, отношения человека к человеку
и требования общества к человеку. В ней
представлены правила поведения людей,
которые определяют их обязанности друг
к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает
все сферы деятельности человека.
Можно выделить профессиональную мораль,
бытовую мораль и мораль семейную.
При этом моральные требования имеют
идейную основу, они связаны с
пониманием того, как человек должен
себя вести. Нравственное поведение
должно соответствовать
По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа.
Некоторые теологи и философы,
например Иммануил Кант, полагали, что
у человека имеются врождённые представления
о добре и зле, т.е. внутренний
моральный закон. Однако жизненный
опыт не подтверждает этот тезис. Иначе
как объяснить тот факт, что
у людей разных национальностей
и вероисповеданий правила
Функции морали
1.Важнейшая функция морали ― регулятивная. Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек.
Мораль относится к
внеинституциональным формам регуляции,
в то время как право относится
к институциональным формам. Нет
никаких организаций или
Мораль регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношения. Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.
2. Оценочно-императивная функция. Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной.
Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.
В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.
3. Мировоззренческая функция. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.
Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека роль своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.
Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.
4. Воспитательная функция. Четвертая
основная функция морали — воспитание
личности. Цель нравственного воспитания
состоит в формировании духовной личности,
способной к самосовершенствованию. Такая
личность предстаёт свободной и ответственной. Мораль,
как уже не раз повторялось, делает человека
человеком. Потому-то нравственное воспитание
всегда считалось основой всякого другого. Родившийся
ребенок ни морален, ни аморален. И тем
и другим он может стать лишь в обществе,
в коллективе, в семье, в общении. Под влиянием
воспитательных воздействий общества
на человека, а также целенаправленных
педагогических воздействий человек становится
личностью. Чем нравственнее он, тем более
полной жизнью живет, тем сильнее в нем
индивидуальность, тем интереснее он для
окружающих.
Заключение
И. Кант писал: ... «После долгого размышления над этим предметом (моралью) я пришел к убеждению, что правило — делай совершеннейшее из возможного для себя — есть первое формальное основание всякой обязанности действовать, равно как и положение — не делай того, что с твоей стороны было бы препятствием к возможно большему совершенству, — также есть формальное основание для обязанности не делать. И точно так же как из первых формальных принципов наших суждений об истинном ничего не вытекает, если не дано первых содержательных оснований, так и из одних только этих двух правил добра не следует еще никакой особо определенной обязанности, если с ними не связаны недоказуемые содержательные принципы практического познания (поведения?)».
Мораль может быть двойной
или ее вообще может не быть. Но продолжая
цитировать Канта, которой говорит,
что «подобно тому как существуют
нерасчленимые понятия
Список литературы
1.И. Кант. Исследование отчетливости принципов
естественной теологии и морали, М., 1985
2.Вязовский А. К. О морали, М., 2002
3.Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический
очерк. М.: Наука, 1973
4. http://www.philosophydic.ru/
5.http://dic.academic.ru/dic.