Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 21:11, реферат
Вопрос о влиянии культуры на формирование и изменение личностных стереотипов содержащие моральныэ и эстетические нормы, это прежде всего вопрос об основаниях появления и существования этого вида стереотипов. Они представляют собой эталоны поведения, благодаря их особенностям моделируется тип нравственных взаимоотношений между людьми, характерный для данной культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Глава1. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. МОРАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ИХ СПЕЦИФИКА, МЕТОДИ И СРЕДСТВА
1.2. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКЕТ. ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА
Глава 2. РОЛЬ МОРАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
ВЕДЕНИЕ.......................
Глава1. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНОЙ
И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ......................
1.1. МОРАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ,
ИХ СПЕЦИФИКА, МЕТОДИ И СРЕДСТВА......................
1.2. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКЕТ. ГЛАВНЫЕ
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА.......................
Глава 2. РОЛЬ МОРАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО
САМОСОВЕРШЕН-СТВОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ………………..…. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
Введение
Вопрос о влиянии культуры на формирование
и изменение личностных стереотипов содержащие
моральныэ и эстетические нормы, это прежде
всего вопрос об основаниях появления
и существования этого вида стереотипов.
Они представляют собой эталоны поведения,
благодаря их особенностям моделируется
тип нравственных взаимоотношений между
людьми, характерный для данной культуры.
Личность человека формируется в процессе
повседневного общения с окружающими.
Культура определенного общества принимается
человеком не как нечто внешнее, извне
навязанное, но как состоящая из моделей
соответствующего поведения, которые
возникают в коммуникации и постоянно
укрепляются постольку, поскольку люди
сообща взаимодействуют с условиями жизни[1].
Практически любая традиция, любой культурный
стандарт имеет в своей основе исторически
обусловленную необходимостью выживания,
но благодаря которой в качестве стереотипов
социальное знание живет и передается
от поколения к поколению.
Глава1. ОСОБЕННОСТИ
И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Особенности моральной и эстетической
культуры личности формируются под влиянием
общественного сознания. Которое поставляет
информацию в виде цельных, внутренне
не дифференцированных стереотипов нормативно
ориентированного поведения. Таким образом
осуществляется стабилизирующая функция
социального контроля, функция преемственности
моральной и эстетической культуры. Переход
определенных стереотипов из информационного
поля общественного сознания на личностный
уровень мышления конкретного человека[2].
Содержанием культуры выступают особенности
культуры человеческого способа деятельности
и образа жизни. Наряду с общими для человека
признаками социальной деятельности,
личность овладевает и данностями определенной
культуры. Это происходит
благодаря процессам, которые на уровне
индивидуального сознания порождают способность
к повторению, воспроизведению и констатации
того, что общественное сознание «передает»
индивиду как некие нормы, правила, не
только не требующие теоретического осмысления,
но и исключающие его. Так например существуют
различные общественные условности, традиции,
которые фиксируются в общественном сознании
и закрепляются в индивидуальном подсознании.
Это нравы и традиции данного общества,
отличающиеся от нравов и традиций другого
общества (эстетическая культура, уклад
семьи, взаимоотношения поколений и т.д.).
Личность как член данного сообщества
усваивает их, не осознавая, и использует
на практике, принимая как данность[1].
Частью содержания общественного сознания
является также информация, содержащая
сообщения, что, где, когда происходит.
Знание этой информации необходимо для
ориентации в общественной жизни. Благодаря
этим процессам, личность оказывается
«охваченной» определенными данностями,
в том числе и стереотипизированными представлениями,
являющимися характерными для данной
культуры.
1.1. МОРАЛЬНОЕ И
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ИХ СПЕЦИФИКА,
МЕТОДИ И СРЕДСТВА
Моральное воспитание направлено на формирование
моральной сознательности, развития моральных
чувств и формирования привычек, навыков
морального поведения личности. Моральное
воспитание начинаеться в семье и продолжается
на протяжении всей жизни в разных учебных
заведениях. Основными методами морального
воспитания: убеждение, обучение, воспитание.
Такое воспитание строится на усвоении
и приобщении до национальных норм и традиций,
багатой духовной культури народу. Такими
моральными нормами есть уважение родителей,
любовь к Родине, гуманизм и демократизм,
как идеалы свободного человека и тд. Средствами
выступают методы наблюдения, воспитания,
оценивания. Т.е моральная деятельность
личности (поведение, поступки) [2].
Самая главная эстетическая воспитательная
и образовательная установка срвременных
педагогических систем, состоит в задаче
формирования в чувственно-эмоциональном
мире. Воспитанию в личности способности
слышать, называемой в эстетике эстетической
отзывчивостью. Модель эстетического
воспитания – программа естественной
нацеленности на общеэстетическое развитие
личности, независимо от возрастных периодов.
Погружение личности в пространство линии,
цвета, света, звука, движения, пластики,
жеста, мимики, то есть всех возможных
структурных элементов художественного
языка любого из известных сегодня видов
искусств — погружение в искусство видеть
и слышать, в искусство читать, двигаться,
искусство умения передать информацию
мимикой, жестом, движениями, взглядами
.
Действительно даже краткий анализ, сопоставление
многочисленных теперь уже программ по
самым различным предметам художественно-эстетического
цикла, естественно подводит к необходимости
в формировании целостной, гармоничной
культурно развитой личности. Которая
тянется к знанию, чувствованию, постижению
истории художественного развития человечества.
Выявлению эстетических закономерностей
и мировоззренческих смысложизненных
значимостей духовного бытия людей. Приведению
духовного бытия личности в согласие с
ранее созданным. В стремление, интенцию
совершенствования уже известного и открытия,
созидания, творения нового, неизвестного,
чтобы постоянно поддерживать гармонию
между миром Природы и миром Людей.
1.2. КУЛЬТУРА
ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКЕТ. ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА
ЭТИКЕТА
За многовековую историю развития человеческой
культуры выработался ряд правил поведения,
которые обычно называют правилами хорошего
тона или правилами этикета.
Само слово “этикет” — французского происхождения.
Оно означает “ярлык”, “этикетка”, “церемониал”
(свод правил, регулирующих поведение)
[5].
Сложилось несколько видов этикета: воинский
этикет (регламентирующий общение между
воинами); дипломатический этикет (протокол);
служебный этикет (правила делового общения);
семейный этикет (взаимоотношения членов
семьи).
Культура поведения и этикет - совокупность
духовных ценностей, правил, норм и ритуалов,
регулирующих характер взаимоотношений
между людьми и служащих для того, чтобы
облегчить человеку вхождение в общество,
сделать условия его общения с другими
людьми приятными и удобными.
Культура поведения складывается из внутренней
и внешней культуры человека. Внутренняя
культура включает в себя нравственные
чувства (долга, справедливости, любви,
сочувствия, патриотизма, доброжелательства
и т.п.), моральные качества человека (верность,
вежливость, стойкость, мужество, принципиальность,
доброта и отзывчивость). Кроме этого в
неё входят его ценностные ориентации
и установки на определенные моральные
принципы и идеалы. Это принципы гуманизма,
человеческой солидарности, трудолюбия,
социального равенства и справедливости
и т.п., идеалы счастливой и осмысленной
человеческой жизни. Внутренняя нравственная
культура предполагает также развитое
чувство собственного достоинства и добрую
волю, т.е. готовность поступать нравственно
без давления и принуждения, бескорыстно[3].
Внешняя культура поведения предполагает
знание правил и норм этикета, наличие
навыков и умений, а также желания им следовать.
Этикет - важнейшая часть внешней культуры
поведения человека, оформляющая в систематизированном
виде сложившиеся в обществе правила уважительного
и учтивого поведения. Включает формы
приветствий и обращений, представления
и знакомства, поведение в гостях и дома,
в общественных местах и на службе. Содержит
правила деликатного и тактичного обхождения
с окружающими, манеры держаться, одеваться,
говорить и т.д. Первоначально этикет рассматривался
как свод правил поведения и обхождения,
принятых в придворных кругах. В настоящее
время толкуются в качестве принятых в
обществе культурных норм общения и поведения,
служащих для облегчения человеческого
общения и делающих его комфортным и приятным
[9].
Если в прошлом этикет в значительной
мере являлся для высших сословий способом
отгородиться от простых людей, не ведающих
о правилах благородного обхождения, а
за чрезмерно строгим соблюдением требований
этикета до сих пор может скрываться холодное
недоброжелательство и неуважение к человеку
"низшего сословия", то в условиях
современного общества этикет становится
все более демократичным, свободным и
естественным. Этикетные формы поведения
наполняются нравственным содержанием
и приобретают смысл повседневного приветливого,
благожелательного и уважительного отношения
к людям. К основным требованиям этикета,
определяющим тактику повседневных действий
и поступков, относят: вежливость, галантность,
предупредительность, корректность, терпимость,
скромность, тактичность,обязательность,
точность [4].
Время предъявляет возрастающие требования
к профессионализму и общей культуре личности
как активного участника делового общения.Культура
человека определяется многими составляющими.
В том числе ее характеризует его внешнее
поведение, обхождение с окружающими,
манеры, речь, стиль поведения в различных
ситуациях в каждом конкретном случае.
Существенным показателем внешней культуры
человека служит знание им и следование
нормам современного этикета.
Глава
2. РОЛЬ МОРАЛЬНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В
Моральное и эстетическое самосовершенствование
личности включает точное соблюдение
правил культуры поведения. Оно так
же предполагает в первую очередь глубокое
уважение человеческой личности. Сущность
человека, особенности его характера,
темперамента, потребности, взгляды, вкусы,
желания проявляются в поведении. Только
по поступкам мы судим о внутренних побуждениях,
мыслях и чувствах [6].
Поведение бывает, условно говоря, двух
видов: вербальное и реальное.
Вербальное поведение - наши высказывания,
мнения, суждения.
Реальное поведение - это наши практические
действия и поступки. В своем поведении
мы обычно ориентируемся на определенные
правила, руководствуемся теми или иными
нравственными принципами, которым подчиняем
свои стремления и поступки. Однако не
всегда знание нравственных норм, принятых
в данном обществе, соответствует поведению
человека. Часто люди знают моральные
нормы, но не следуют им в своем поведении.
Итак, наше поведение обусловлено теми
нравственными нормами и принципами, которые
регулируют отношения людей в обществе.
Известно, что культура - это совокупность
достижений всего человечества в производственном,
общественном, умственном, эстетическом
и физическом отношении. Основой всякой
культуры является уважение к личности
человека [1].
Формирование культуры личности необходимо.
Это поведение человека в соответствии
с теми нормами, которые выработало и которых
придерживается данное общество. Это определенные
манеры, принятые способы общения, обращения
к окружающим, которые как бы подсказывают,
как правильно и красиво вести себя в обществе,
быть вежливым и предупредительным со
старшими, с женщинами, понимать, что прилично
делать в данной обстановке. Формирование
общей культуры личности предполагает
определенную начитанность человека,
более или менее широкий круг интересов
и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность,
эмоциональную сдержанность и, главное,
высокую доброжелательность [7].
Основой культуры общения - является гуманное
отношение человека к человеку, соотнесенность,
сопоставленность наших индивидуальных
ролей с миром «вечных», основополагающих
духовных, нравственных ценностей Необходимо
быть вежливыми, выдержанными, справедливыми,
не унижать чужого достоинства, не использовать
чужих неудач для собственной выгоды,
потому что в жизни каждого молодого человека
наступает период, когда для него становится
важным, как его воспринимают другие. Он
начинает обращать особое внимание на
самого себя. В результате чего в человеке
складывается или уже сложилось представление
о том, каким он хочет быть, кем он хочет
стать, к какой цели стремится [8].
На основе своего жизненного опыта он
создает для себя некий идеальный образ
личности и при таком критическом самоанализе
рано или поздно поймет, что и ему необходимо
совершенствовать свои манеры в общении
с окружающими. Уже в молодом возрасте
необходимо усвоить общепринятые нормы
общественного поведения. От того, в каких
условиях происходит потребление, наследование
культуры, зависит многое. Высокая культура
восприятия и потребления ценностей формирует
и нравственную культуру молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, что в новом тысячелетии с
расширением сфер деятельности человека
будут актуализироваться вопросы межличностного
общения. Человечеством накоплен значительный
опыт во взаимоотношениях, и все же, вступая
в контакт с другим человеком, каждый из
нас оказывается на пороге неизвестности.
Необходимость осторожно-бережного отношения
к нашим партнерам по общению во всех областях
возможных соприкосновений.
Манеры поведения составляют внешнюю
культуру личности. Но внешняя культура
тесно связана с внутренней. Говорить
об этикете без морали не имеет смысла.
В человеке ценится цельность, т.е. единство
высоких помыслов, внутренней порядочности,
благородства и внешних культурных форм
общения с окружающими.
Наглядную характеристику единства культуры,
нравственного сознания и культуры поведения
можно дать с помощью глаголов “знаю”,
“умею”, “стремлюсь”, “поступаю”. Многое
в этом отношении зависит и от желания
личности упорно работать над собой, овладевать
новыми знаниями этикета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Анучина Л.В., Дьяченко Н.В., Шейко В.Н.
Субъект культурно-исторического процесса.:
Учеб. пособие. – Х.: ХГИК, 1998.
2. Бытие человека в культуре. – К., 1992.
3. Вандербильт Э. Этикет. В 2 кн.: Пер. с англ.
М.: Авиаль, 1995
4. Все об этикете. – М.: Вече, 2000.
5. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия.
Урал Л.Т.Д., 2001.
6. Правила хорошего тона. М.: ТОО Ариель,
1993.
7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов:
Галантный век: Пер. с нем. М.: Республика,
1994.
8. Хороший тон: Сборник правил и советов
на все случаи жизни, общественной и семейной.
Репринтное издание. М.: Советский писатель,
1991.
9. Этикет. – М.: Цитадель-Триада, 1995.