Моральный выбор личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор личности. Это выбор не только между вариантами поведения, но, что гораздо важнее, между ценностями, воплощенными в разных вариантах: между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом. Однако возможны и сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного выбора.

Файлы: 1 файл

моральный выбор личности.docx

— 21.03 Кб (Скачать файл)

Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор  личности. Это выбор не только между  вариантами поведения, но, что гораздо  важнее, между ценностями, воплощенными в разных вариантах: между честным  и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между  добром и злом. Однако возможны и  сложные варианты выбора между разными  нравственными ценностями: долгом и  совестью, честью и достоинством. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного  выбора.

I. Выбор между нравственным  и безнравственным поведением, который  в обычной ситуации человек  всегда совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности) личность может «сломаться» и выбрать зло. Вопрос в том, какое именно давление и какой силы соблазн человек способен преодолеть во имя своей морали. Если личность уважает свои нравственные принципы, то предел ее прочности бывает удивительно высоким.

II. Выбор между разными  видами нравственного поведения:

выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в  пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может  скрываться некий долг. Например, когда  родители хотят, чтобы их сын избрал определенную профессию, а он стремится  к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем, существует и такой долг личности как не зарывать свои таланты в землю, а реализовать их на пользу обществу; выбор между своими интересами и чужими интересами в классической этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем, в число интересов личности входят и нравственные ее интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям; выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть ленивой, да и индивид не обладать достаточным личностным развитием, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор; выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины ее гражданский долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями по защите своего ребенка. Совокупность нравственных обязанностей человека не выстроена по логическим критериям «запрета на противоречие», потому моральный выбор зачастую оказывается сложным и даже болезненным актом.

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности, когда  при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее  для нее дорогая. При разрешении морального конфликта рекомендуется  следовать принципу «наименьшего зла», т.е. из двух недостаточно нравственных действий выбрать наименее скверное. Добрым такой поступок, конечно, не является, но становится выходом из ситуации. Развитая личность при этом чувствует моральную неудовлетворенность и отчасти вину за неизбежное несовершенство своего решения.

 

 

Психологические критерии морального выбора

Черний М. В.

МГУ им. М.В. Ломоносова

1. Важной психологической проблемой  является разведение понятий  "личностный выбор" и "моральный  выбор":

а) психологическими характеристиками ситуации морального выбора являются:

  • наличие субъективного конфликта мотивов, хотя бы один из которых есть следование нравственной или моральной норме,
  • субъективные альтернативы разрешения ситуации обладают примерно равным "весом" для личности;

б) для того, чтобы человек осознал  ситуацию как требующую от него морального выбора, необходимо (но не достаточно) наличие у человека следующих  свойств:

  • определенный уровень интеллекта, (Колберг)
  • определенный уровень морального развития,
  • достаточная степень рефлексивности (не просто самосознание, но самоанализ);

в) несовпадение категорий "морального" и "нравственного" выбора.

2) Личностная регуляция принятия  решений в ситуации морального  выбора:

а) возможность детерминации принятия решения на различных уровнях  личности (прежде всего, на уровнях  осознания), включающихся в процесс  принятия решения: от неосознаваемых мотивов  до нравственных принципов самого высокого порядка; как это связано с  особенностями саморегуляции личности;

б) недостаточность понятий "воли", "мотива", "мотивации", "потребности" для построения модели принятия решений, связанных с моральным выбором;

в) проблема соотношения процесса, опосредующего  принятие решения, и выполнения принятого  решения;

г) влияние личностных особенностей на принятие решений в ситуации морального выбора между субъективно равными  альтернативами.

3) Вышеизложенные соображения подводят  к следующей гипотезе: механизмы  морального выбора и личностного  выбора различны.

4) Обоснование возможности реализации  экспериментального исследования  морального выбора:

а) создание схемы эксперимента, соединяющей  в себе особенности экспериментального метода школы К.Левина (как моделирование исследователем квази-экспериментальной ситуации), элементы деловой игры и неструктурированного интервью (некоторое сходство по форме организации) с применением элементов психотехники;

б) возможность использования автобиографического  метода и его ограничения.

Свобода нравственного  самоопределения

Борьба мотивов в ситуации морального выбора

     Для объяснения  механизма эмпирической свободы  вводится понятие "борьба мотивов". Под мотивом имеется в виду  побуждение, отвечая на которое  человек должен сделать тот  или иной нравственный выбор.

     Побуждение  возникает в сфере сознания  и обладает способностью заинтересовать  сознание своей привлекательностью. При этом побуждение вступает  в согласие или в конфликт  с доминирующими в личном сознании  ценностями. Чем большей привлекательностью  обладает возникшее побуждение, тем более интенсивным будет  ценностное переживание.

     Сознание констатирует  возникшее побуждение, анализирует  и оценивает ситуацию. Перед фактом  возникшего мотива, представляющего  собой новую ценность, сознание  уясняет собственные старые ценности, пересматривает сложившуюся иерархию  ценностей и оценивает достоинство  пришедшего мотива. Если пришедший  мотив несет в себе идейное  противоречие основным принципам,  идеалам и устремлениям личности, он ценностно дискредитируется  и отвергается сознанием принципиально.  Если же пришедший в сферу  сознания мотив обладает суммой  ценностно привлекательных моментов, он, заняв доминирующее положение  в сфере сознания, переходит в  сферу чувства и вызывает влечение  и желание. Влечение возникает  на основе неудовлетворенности  чувства настоящим и вызывает  желание, в котором планируется  будущее и в котором обсуждаются  пути и средства достижения  желаемой цели. Последней ступенью  в реализации свободы является  склонение воли. Воля мобилизует  силы души в направлении поставленной  цели, решается на преодоление  всех препятствий и проверяет  общую готовность к действию.

     В состоянии  эмпирической свободы дается  объективная возможность предпочесть  тот или иной мотив, избрать  то или иное решение, поступить  так или иначе, но субъектом  морального выбора всегда остается  сам человек, его открытая для  разных возможностей личность.


Информация о работе Моральный выбор личности