Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:20, реферат
Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор личности. Это выбор не только между вариантами поведения, но, что гораздо важнее, между ценностями, воплощенными в разных вариантах: между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом. Однако возможны и сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного выбора.
Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор личности. Это выбор не только между вариантами поведения, но, что гораздо важнее, между ценностями, воплощенными в разных вариантах: между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге – между добром и злом. Однако возможны и сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного выбора.
I. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек всегда совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности) личность может «сломаться» и выбрать зло. Вопрос в том, какое именно давление и какой силы соблазн человек способен преодолеть во имя своей морали. Если личность уважает свои нравственные принципы, то предел ее прочности бывает удивительно высоким.
II. Выбор между разными
видами нравственного
выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может скрываться некий долг. Например, когда родители хотят, чтобы их сын избрал определенную профессию, а он стремится к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем, существует и такой долг личности как не зарывать свои таланты в землю, а реализовать их на пользу обществу; выбор между своими интересами и чужими интересами в классической этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем, в число интересов личности входят и нравственные ее интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям; выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть ленивой, да и индивид не обладать достаточным личностным развитием, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор; выбор между различными видами обязанностей личности. Так, может сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины ее гражданский долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями по защите своего ребенка. Совокупность нравственных обязанностей человека не выстроена по логическим критериям «запрета на противоречие», потому моральный выбор зачастую оказывается сложным и даже болезненным актом.
Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее для нее дорогая. При разрешении морального конфликта рекомендуется следовать принципу «наименьшего зла», т.е. из двух недостаточно нравственных действий выбрать наименее скверное. Добрым такой поступок, конечно, не является, но становится выходом из ситуации. Развитая личность при этом чувствует моральную неудовлетворенность и отчасти вину за неизбежное несовершенство своего решения.
Психологические критерии морального выбора
Черний М. В.
МГУ им. М.В. Ломоносова
1.
Важной психологической
а) психологическими характеристиками ситуации морального выбора являются:
б) для того, чтобы человек осознал ситуацию как требующую от него морального выбора, необходимо (но не достаточно) наличие у человека следующих свойств:
в) несовпадение категорий "морального" и "нравственного" выбора.
2) Личностная регуляция принятия решений в ситуации морального выбора:
а) возможность детерминации принятия решения на различных уровнях личности (прежде всего, на уровнях осознания), включающихся в процесс принятия решения: от неосознаваемых мотивов до нравственных принципов самого высокого порядка; как это связано с особенностями саморегуляции личности;
б) недостаточность понятий "воли", "мотива", "мотивации", "потребности" для построения модели принятия решений, связанных с моральным выбором;
в) проблема соотношения процесса, опосредующего принятие решения, и выполнения принятого решения;
г) влияние личностных особенностей на принятие решений в ситуации морального выбора между субъективно равными альтернативами.
3)
Вышеизложенные соображения
4)
Обоснование возможности
а) создание схемы эксперимента, соединяющей в себе особенности экспериментального метода школы К.Левина (как моделирование исследователем квази-экспериментальной ситуации), элементы деловой игры и неструктурированного интервью (некоторое сходство по форме организации) с применением элементов психотехники;
б)
возможность использования
Свобода нравственного самоопределения
Борьба мотивов в ситуации морального выбора
Для объяснения
механизма эмпирической
Побуждение
возникает в сфере сознания
и обладает способностью
Сознание констатирует
возникшее побуждение, анализирует
и оценивает ситуацию. Перед фактом
возникшего мотива, представляющего
собой новую ценность, сознание
уясняет собственные старые
В состоянии
эмпирической свободы дается
объективная возможность