Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 00:12, доклад
Понимание стимулов не однозначно. В одном случае их рассматривают как внешние обстоятельства, побуждающие человека к действию, в другом - называют стимулами только сознательные стремления человека. Под стимулами подразумевают вещи, реальные отношения, противоречия действительности, принципы, убеждения. Все это затрудняет решение проблем стимулирования труда. Первоначальный смысл слова «стимул» заключается в побуждении к действию.
1
Понимание стимулов не однозначно. В одном случае их рассматривают как внешние обстоятельства, побуждающие человека к действию, в другом - называют стимулами только сознательные стремления человека. Под стимулами подразумевают вещи, реальные отношения, противоречия действительности, принципы, убеждения. Все это затрудняет решение проблем стимулирования труда. Первоначальный смысл слова «стимул» заключается в побуждении к действию. Обычно же это слово употребляется двояко: стимул как внешнее побуждение и стимул как внутренний побудительный мотив человека. Но в зависимости от того, какое содержание вкладывается в это понятие: - отражает ли оно субъективное поведение человека в труде или материальные общественные отношения, - трактуется и его сущность и его значение в хозяйственном механизме и его роли в трудовых отношениях в целом.
Классифицируют стимулы по различным признакам. По субъектам интересов различают три группы тесно взаимосвязанных стимулов: общественные, коллективные и индивидуальные.
В основе общественного стимулирования лежат интересы общества (общегосударственные интересы), призванные поощрять те или иные виды трудовой деятельности, наиболее соответствующие политике государства в различных сферах общественной жизни.
Коллективные стимулы связаны с воздействием на размер доходов предприятия, его подразделений, целевых и производственных групп. С развитием рыночных отношений коллективными стимулами все в большей степени становятся цены и прибыль предприятия.
Структура индивидуальных стимулов в
целом совпадает со структурой материальных
и нематериальных стимулов, которую рассмотрим
далее. Это не случайно, поскольку интересы
работника — это осознанные им потребности.
Личные стимулы тесно переплетены с коллективными
и общественными, что отражает взаимодействие
соответствующих интересов.
В зависимости от того, на удовлетворение
каких потребностей работника направлены стимулы, их делят
на материальные и нематериальные.
Материальные стимулы основаны на имущественных интересах работников; в этой связи различают стимулы денежные и неденежные. К денежным стимулам относятся заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей, ссуды на строительство жилья и другие, к неденежным — условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, предоставление жилья, путевок на отдых и лечение, организация труда и др.
К нематериальным стимулам относятся воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и другими потребностями работника.
Социальные стимулы связаны со стремлением людей участвовать в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Они очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников.
Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании и уважении, нравственном одобрении. Они проявляются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и письменная благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретного коллектива в частности.
Творческие стимулы рассчитаны на удовлетворение потребностей работника в творческой самореализации, К ним относятся поручение работникам сложных и ответственных творческих заданий, самостоятельный характер работы, возможность самостоятельно планировать порядок выполнения заданий, участвовать в совместном обсуждении проблем подразделения и предприятия.
Социально-психологические стимулы связаны с потребностью в общении. Коллеги по работе не только являются субъектами общения, но и в общем выполняют функцию социально-психологического стимулирования, создавая соответственно благоприятный или негативный моральный климат в коллективе.
Стимулы самоутверждения относятся к внутренним движущим силам человека, побуждающим его к достижению поставленных целей без прямого внешнего воздействия. Это самые сильные стимулы из известных, однако они проявляются только у наиболее развитых, честолюбивых, целеустремленных людей.
По способу воздействия на подчиненных стимулы подразделяют
на поощрение и принуждение. Ин