Мышление и память шахматиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:22, доклад

Описание работы

Специальные эксперименты показывают, что память ведущих игроков «настроена» на перспективные шахматные позиции. В 13 исследованиях, проведённых с 1973 по 1996 год, шахматистам разного уровня вперемешку показывали перспективные шахматные позиции из реальных игр и псевдо позиции, полученные путём случайного размещения фигур. От испытуемых шахматистов требовалось рассмотреть расположение фигур не более 10 секунд, и затем воспроизвести его по памяти.

Файлы: 1 файл

Мышление и память шахматиста.docx

— 19.47 Кб (Скачать файл)

Мышление и память шахматиста.

Специальные эксперименты показывают, что память ведущих игроков  «настроена» на перспективные шахматные  позиции. В 13 исследованиях, проведённых  с 1973 по 1996 год, шахматистам разного  уровня вперемешку показывали перспективные  шахматные позиции из реальных игр  и псевдо позиции, полученные путём случайного размещения фигур. От испытуемых шахматистов требовалось рассмотреть расположение фигур не более 10 секунд, и затем воспроизвести его по памяти. Мастера распознавали реальные позиции намного лучше слабых игроков. Чем выше рейтинг шахматиста, тем быстрей, точней и «автоматичней» он распознаёт игровые позиции по сравнению со случайными позициями, не являющимися для него значимыми. В запоминании случайных позиций мастера не имели никаких преимуществ. 
 
Очевидно, более эффективные шахматисты полагаются преимущественно не на память и не на аналитический ум, а на структурированное знание, связанное с мгновенным выделением и распознаванием перспективных игровых позиций. То есть выбор хода для них это поиск по ключевым сигналам, а не «думанье». Где для слабого игрока элементами анализа ситуации являются отдельные ходы противника, действующее как своего рода «стимулы к размышлению», для гроссмейстера элементы анализа – отдельные игровые позиции, где «осмысленная» расстановка фигур информирует об игровой ситуации, позволяет автоматически прогнозировать возможности развития ситуации и реализовывать их в собственных интересах.

 
Вот это поведение шахматистов  при распознавании игровых позиций  ничем не отличается от инстинктивного распознавания животными знаков-символов, заключённых в форме демонстрации и изображаемой ею. Такой же "автоматизм" распознавания и отреагирования общих знаков, проходящий мимо сознания. Единственное отличие в том, что знак, на который срабатывает механизм, запускающий оптимальные программы поведения для разрешения "указанных" им проблемных (или игровых) ситуаций, не врождённый и видоспецифический, а искусственно созданный культурой и может заменяться любым другим, или указывать на что-то ещё, как договоришься.

 
Очевидно, более эффективные шахматисты полагаются преимущественно не на память и не на аналитический ум, а на структурированное знание. Это зависит от типа позиции. В более стандартных и статичных позициях важнее структурированное знание, а в более "случайных" и динамичных ("компьютерных") - счет вариантов. Просто более "случайные" позиции встречаются обычно реже, но при желании одного и тем более обоих игроков, можно выходить на них часто. На самом деле позиции, для игры в которых требуется в основном структурированное знание, считаются "техническими" и неинтересны с игровой точки зрения, часто игра на них заканчивается. "Интересные" позиции, как статические, так и динамические, оставляют достаточно большой простор для "фантазии" игрока. Минимальные отличия между позициями могут оказаться критическими, поэтому об автоматизме можно говорить с большой натяжкой. 
 
 
Такой же "автоматизм" распознавания и отреагирования общих знаков, проходящий мимо сознания. Каково влияние усвоенных "автоматизмов" на ту комбинаторику, без которой не может работать фантазия? Из общих соображений она должна быть значительной. 
Понятно, что поскольку играть в шахматы учатся, а партии проигрываются и разбираются с участием языка, то все те игровые ситуации имеют свои словесные обозначения, вроде наименования ударов боксёров. А иначе как учить играть следующее поколение? 

Что же касается случайных  позиций (т.е. не имеющих смысла), то профессиональному шахматисту их очень  непросто запоминать: в отличие от обычного человека, он тратит энергию  на бесполезное ассоциирование. Примерно как с рассказами про музыкантов, которые падали в обморок от фальшивой игры, то есть исследование, лишено смысла. Можно было бы предложить запоминать не позиции, а последовательности позиций: 
   1) последовательность "сильных" (разумных) ходов из реальной позиции (т.е. с узнаваемым рисунком игры) 
   2) последовательность "сильных" ходов из "случайной" позиции. Под случайной позицией  понимать ту, в которой не нарушены базовые правила шахмат (скажем, пешки не должны стоять на 1-й и 8-й горизонталях), но с необычным рисунком. Такие случайные позиции могут возникать, например, из шахмат Фишера (они же шахматы 960, они же Фишер-рэндом) 
   3) последовательность слабых ходов из реальной позиции 
   4) последовательность слабых ходов из случайной позиции 
   5) "случайная" (т.е. не являющаяся последовательностью ходов) последовательность реальных позиций  
   6) случайная последовательность случайных позиций 
   7) случайная последовательность из случайных и реальных позиций 
 
Т.е. по сравнению с первоначальным экспериментом добавляем контроль на "обморок от фальшивой игры" и добавляем еще одно экспериментальное измерение, в котором должны проявиться отличия памяти эксперта от памяти любителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мышление и память шахматиста