Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 17:34, реферат

Описание работы

Целью моей работы является изучение невербальных средств общения. Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению. Большая часть информации (до 75%) передается невербальными средствами общения. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, поэтому он и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верят невербальным средствам общения, так как они обусловлены подсознанием.

Файлы: 1 файл

Реферат по культуре речи.docx

— 41.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Невербальные средства общения

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Целью моей работы является изучение невербальных средств общения. Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению. Большая часть информации (до 75%) передается невербальными средствами общения. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, поэтому он и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верят невербальным средствам общения, так как они обусловлены подсознанием.

Мимика и жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми.

 

  1. Понятие невербального общения

Невербальное общение – это неречевая форма общения , включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание .

    1. Сущность невербального общения

Распространённое рабочее название, которое употребляется для рассматриваемого вида общения - невербалика или "язык тела". Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия "общение". Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие - "невербальное поведение", понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение", чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В.А. Лабунской, "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека". Поэтому понятие "невербальное общение" является более широким, чем понятие "невербальная коммуникация".

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение "выдает" собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психологическими состояниями и служит средством выражения. В процессе общения невербальное поведение человека выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельности.

Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

    1. Роль и функции невербального значения

Невербальное поведение:

  1. создаёт образ партнёра по общению;
  2. выражает качество и изменение взаимоотношений партнёров по общению, формирует эти отношения;
  3. является индикатором актуальных психологических состояний личности;
  4. выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  5. поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  6. выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Успешность любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим.

Так, для того, чтобы построить хорошие отношения с собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Скованный собеседник редко пользуется доверием. Глаза обладают особым свойством самопрезентации, название которому взгляд. Взгляд может осуществлять сильное психологическое давление.

С проблемой происхождения невербальных способов общения связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

      • биологическая эволюция;
      • культура.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

    • регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
    • обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
    • выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальное общение - это умение выразить себя вне речи, и получить такую же важную невербальную информацию от других людей, владея языком жестов, мимики и поз, нюансами звучащего голоса, эмоциональным слухом. Эмоции, функции лицевых выражений и мимические жесты непременно присутствуют при невербальном общении. Лицо и мимические жесты: поднимать брови, закрывать глаза, надуть губы, поджать губы, закусить губу, наморщить лоб, нахмуриться, улыбка, поцелуй - не только выражают эмоции, но и выполняют коммуникативные и социальные функции.

Функции невербального общения:

Первая его функция - выражение чувств и отношений.

Вторая - коммуникативная, передача адресату эмоциональной и др. информации, а так же выражение межличностных отношений.

Есть ещё и регулятивная функция в невербальном общении - лицевые реакции на сообщения других людей. В диалоге малейшие изменения лица собеседника бывают чрезвычайно информативными.

60% в общении между людьми  составляет невербальная часть, то, что люди передают друг  другу телом, через позу, жесты  и выражение лица. Еще 30% общения  происходит через интонации и  звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг  другу, не связано с речью.

Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невебалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами люди управляют легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку. С другой стороны, если человек овладеет своей невербаликой (а это вполне реально), то он всегда будет выражать именно то, что хочет. По крайней мере, люди такого человека будут гораздо лучше понимать.

Как правило, с помощью невербалики происходят разнообразные манипуляции и манипулятивные игры: они влияют, воздействуют на партнера, но партнер их мало осознает и поэтому подчиняется. Нерасшифрованная невербалика - основа бытовых манипуляций.

  1. Итак, невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого общения становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. 
    Виды невербальных средств общения

К невербальным средствам общения относят пантомимику (телодвижения), мимику, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, поворот "к" и "от"), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и т.п.).

В речи выделяют лингвистические и паралингвистические средства. Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменение высоты и окраски голоса - всё это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он может скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражения глаз, положения ног и т.д.

    1. Мимика

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движение мышц лица. При неподвижном или невидимом лице теряется до 10-15% информации. Основную нагрузку информации несут брови и область вокруг рта (губы). Главной характеристикой мимики является её целостность и динамичность.

Мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную  – гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную  – отвращение, презрение, ненависть  и др.;

3) пассивно-оборонительную  – покорность, приниженность и  др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской  направленности;

5) мимику удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения  – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.    

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт . Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова, то на собеседника. Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра, слушающий же больше смотрит в сторону говорящего. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению.

Если на нас смотрят мало, то мы имеем основания полагать, что к нам, или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

    1. Жесты

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем: - указательные, - подчеркивающие (усиливающие), - демонстративные -  касательные жесты.          Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.     

Различают также:

- произвольные

- непроизвольные жесты.

 Произвольными жестами  являются движения головы, рук  или кистей, которые совершаются  сознательно. Такие движения, если  они производятся часто, могут  превратиться в непроизвольные  жесты. Непроизвольными жестами  являются движения, совершаемые  бессознательно. Часто их обозначают  также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.   

Информация о работе Невербальные средства общения