Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 21:41, реферат
Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.
Введение………………………………………………………………………………………….
Глава 1: Биография Аристотеля……………………………………………………….
Глава 2: Аристотель о этике………………………………………………………………
Глава 3: Никомахова этика………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………………….
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Биография Аристотеля……………………………………………………
Глава 2: Аристотель о этике………………………………………………………………
Глава 3: Никомахова этика…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
…………………………………………………….
Введение :
Античная философия представляет
собой совокупность философских учений,
развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом
обществе с конца VII века до нашей эры и
в древнеримском рабовладельческом обществе,
начиная со II века до нашей эры вплоть
до начала VI века нашей эры.
Античная философия - единое и своеобразное
явление в развитии философского сознания
человечества. Она складывалась на основе
перенесенных с Востока в греческие города
зачатков астрономических, математических
и других знаний, в результате переработки
древней мифологии в искусстве и поэзии,
в результате изменения представлений
о природе и человеке в отличие от мифологии.
Уже в V веке до нашей эры возникли философские
космогонические системы, в которых миф
играет роль не столько основного воззрения,
сколько образного средства выражения
мысли. В VI веке и даже в V веке до нашей
эры философия и знание о природе не были
отделены друг от друга. Число возникавших
гипотез было очень велико, так как отсутствовали
способы экспериментальной проверки.
Для философии это множество гипотез означало
многообразие типов философского объяснения
мира. Это многообразие и высокий уровень
разработки гипотез сделали Античную
философию школой философского мышления
для последующих времен и поколений.
Исходной точкой развития Античной философии
был философский материализм. Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Гераклит полагали, что все
вещи произошли из какого - то одного, и
притом вещественного начала. Хотя их
мнения были различными. Фалес считал,
что в основе всего лежит вода, из нее все
возникает и в нее все превращается. Анаксимандр
полагал, что в основе бытия лежит определенное
математическое число - апейрон, а Анаксимен
- воздух. Гераклит - «отец диалектики »
- думал, что огонь является основой бытия
и мира. Однако внутри этой материалистической
основы рано наметились отдельные воззрения,
которые впоследствии привели к возникновению
идеализма. Элементы раскола на материалистические
и идеалистические направления появились
уже у самых ранних греческих мыслителей.
Эти элементы превратились во второй половине
V и второй половине IV века до нашей эры
в противоположность материализма и идеализма.
Предметом исследования данной
работы является- Никомахова этика Аристотеля
, становление и развитие мышления Аристотеля
о этике.
Целью исследования является изучение
данной темы с точки зрения новейших исследований
по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной
цели мною поставлены и решены следующие
задачи:
1. Изучить в целом Никомахову
этику Аритстотеля и выделить ее особенные
черты.
2. Определить порядок Написания
Аристотелем его работы -Никомахова этика.
3. Исследовать влияние Никамаховой
этики Аристотеля.
При выполнении данной работы
использовались следующие методы исследования,
это : анализ, обобщение, описание. Таким
образом, актуальность данной проблемы
определила выбор темы работы “ Никомахова
этика Аристотеля” , круг вопросов и логическую
схему ее построения. Теоретической и
методологической основой просведения
исследования данной работы явилось работа
Аристотеля- Никомахова этика.
Глава 1: Биография Аристотеля.
Аристотель Стагирский, один
из величайших философов античной Греции,
родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой
колонии во Фракии, недалеко от Афона.
От названия города производится имя Стагирит,
которое часто давалось Аристотелю. Отец
Аристотеля Никомах и мать Фестида были
благородного происхождения. Никомах,
придворный врач македонского царя Аминты
III, прочил своего сына на ту же должность
и, вероятно, сам первоначально обучал
мальчика врачебному искусству и философии,
которая в то время была нераздельна с
медициной.
Рано потеряв родителей, Аристотель отправился
сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем,
в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал
учеником Платона и в течении 20 лет был
участником платоновской Академии. В 343 г.
Аристотель был приглашен Филиппом (царём
Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего
Александра. В 335 г. Аристотель вернулся
в Афины и создал там свою школу (Ликей,
или перипатетическую школу). После смерти
Александра Аристотель был обвинён в безбожии
и покинул Афины, чтобы, как он говорил,
явно намекая на смерть Сократа, избавить
афинян от нового преступления против
философии. Аристотель переселился в Халкис
на Эвбее, куда за ним последовала толпа
учеников и где через несколько месяцев
он скончался от болезни желудка. Дошедшие
до нас сочинения Аристотеля делятся по
содержанию на 7 групп:
– Логические трактаты, объединённые
в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании»,
«Аналитики первая и вторая», «Топика».
– Физические трактаты: «Физика», «О происхождении
и уничтожении», «О небе», «О метеорологических
вопросах».
– Биологические трактаты: «История животных»,
«О частях животных», «О возникновении
животных», «О движении животных», а также
трактат «О душе».
– Сочинения о «первой философии», рассматривающее
сущее как таковое и получившее впоследствии
название «Метафизики».
– Этические сочинения: т. н. «Никомахова
этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля)
и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему,
ученику Аристотеля).
– Социально-политические и исторические
сочинения: «Политика», «Афинская полития».
– Работы об искусстве, поэзии и риторике:
«Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».
Аристотель охватил почти все доступные
для его времени отрасли знания. В своей
«первой философии» («метафизике») Аристотель
подверг критике учение Платона об идеях
и дал решение вопроса об отношении в бытии
общего и единичного. Единичное – то, что
существует только «где-либо» и «теперь»,
оно чувственно воспринимаемо. Общее –
то, что существует в любом месте и в любое
время («повсюду» и «всегда»), проявляясь
при определенных условиях в единичном,
через которое оно познаётся. Общее составляет
предмет науки и постигается умом. Для
объяснения того, что существует, Аристотель
принимал 4 причины: сущность и суть бытия,
в силу которой всякая вещь такова, какова
она есть (формальная причина); материя
и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо
возникает (материальная причина); движущая
причина, начало движения; целевая причина
– то, ради чего что-либо осуществляется.
Хотя Аристотель признавал материю одной
из первых причин и считал её некоторой
сущностью, он видел в ней только пассивное
начало (возможность стать чем-либо), всю
же активность приписывал остальным трём
причинам, причём сути бытия – форме –
приписал вечность и неизменность, а источником
всякого движения считал неподвижное,
но движущее начало – бога. Бог Аристотеля
– «перводвигатель» мира, высшая цель
всех развивающихся по собственным законам
форм и образований. Учение Аристотеля
о «форме» есть учение объективного идеализма.
Движение, по Аристотелю, есть переход
чего-либо из возможности в действительность.
Аристотель различал 4 рода движения: качественное,
или изменение; количественное – увеличение
и уменьшение; перемещение – пространств,
движение; возникновение и уничтожение,
сводимые к первым двум видам. По Аристотелю,
всякая реально существующая единичная
вещь есть единство «материи» и «формы»,
причём «форма»» – присущий самому веществу
«вид», принимаемый им. Один и тот же предмет
чувств. мира может рассматриваться и
как «материя» и как «форма». Медь есть
«материя» по отношению к шару («форме»),
который из меди отливается. Но та же медь
есть «форма» по отношению к физическим
элементам, соединением которых, по Аристотелю,
является вещество меди. Вся реальность
оказывалась, т. о., последовательностью
переходов от «материи» к «форме» и от
«формы» к «материи».
В учении о познании и о его видах Аристотель
различал «диалектическое» и «аподиктическое»
познание. Область первого – «мнение»,
получаемое из опыта, второго – достоверное
знание. Хотя мнение и может получить весьма
высокую степень вероятности по своему
содержанию, опыт не является, по Аристотелю,
последней инстанцией достоверности знания,
ибо высшие принципы знания созерцаются
умом непосредственно. Цель науки Аристотель
видел в полном определении предмета,
достигаемом только путём соединения
дедукции и индукции: 1) знание о каждом
отдельном свойстве должно быть приобретено
из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство
– существенное, должно быть доказано
умозаключением особой логической формы
– категория, силлогизмом. Исследование
категорического силлогизма, осуществленное
Аристотелем в «Аналитике», стало наряду
с учением о доказательстве центральной
частью его логического учения. Связь
трёх терминов силлогизма Аристотель
понимал как отражение связи следствия,
причины и носителя причины. Основной
принцип силлогизма выражает связь между
родом, видом и единичной вещью. Совокупность
научного знания не может быть сведена
к единой системе понятий, ибо не существует
такого понятия, которое могло бы быть
предикатом всех других понятий: поэтому
для Аристотеля оказалось необходимым
указать все высшие роды – категории,
к которым сводятся остальные роды сущего.
Космология Аристотеля при всех достижениях
(сведение всей суммы видимых небесных
явлений и движений светил в стройную
теорию) в некоторых частях была отсталой
в сравнении с космологией Демокрита и
пифагореизма. Влияние геоцентрической
космологии Аристотеля сохранялось вплоть
до Коперника. Аристотель руководствовался
планетной теорией Евдокса Книдского,
но приписал планетным сферам реальное
физическое существование: Вселенная
состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся
с различными скоростями и приводимых
в движение крайней сферой неподвижных
звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между
орбитой Луны и центром Земли, есть область
беспорядочных неравномерных движений,
а все тела в этой области состоят из четырёх
низших элементов: земли, воды, воздуха
и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент
занимает центральное место, над ней последовательно
располагаются оболочки воды, воздуха
и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между
орбитой Луны и крайней сферой неподвижных
звёзд, есть область вечноравномерных
движений, а сами звёзды состоят из пятого
– совершеннейшего элемента – эфира.
В области биологии одна из заслуг Аристотеля
– его учение о биологической целесообразности,
основанное на наблюдениях над целесообразным
строением живых организмов. Образцы целесообразности
в природе Аристотель видел в таких фактах,
как развитие органических структур из
семени, различные проявления целесообразно
действующего инстинкта животных, взаимная
приспособленность их органов и т.д. В
биологических работах Аристотеля, служивших
долгое время основным источником сведений
по зоологии, дана классификация и описание
многочисленных видов животных. Материей
жизни является тело, формой – душа, которую
Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно
трём родам живых существ (растения, животные,
человек) Аристотель различал три души,
или три части души: растительную, животную
(ощущающую) и разумную.
В этике Аристотеля выше всего ставится
созерцательная деятельность разума («диано-этические»
добродетели), которая, по его мысли, заключает
в себе ей одной свойственное наслаждение,
усиливающее энергию. В этом идеале сказалось
характерное для рабовладельческой Греции
4 в. до н. э. отделение физического труда,
составлявшего долю раба, от умственного,
составлявшего привилегию свободных.
Моральным идеалом Аристотеля является
бог – совершеннейший философ, или «мыслящее
себя мышление». Этическая добродетель,
под которой Аристотель понимал разумное
регулирование своей деятельности, он
определял как середину между двумя крайностями
(метриопатия). Например, щедрость – середина
между скупостью и расточительностью.
Искусство Аристотель рассматривал как
особый, основанный на подражании вид
познания и ставил его в качестве деятельности,
изображающей то, что могло бы быть выше
исторического познания, имеющего своим
предметом воспроизведение однократных
индивидуальных событий в их голой фактичности.
Взгляд на искусство позволил Аристотелю
– в «Поэтике» и «Риторике» – развить
глубокую, сближающуюся с реализмом теорию
искусства, учение о художественной деятельности
и о жанрах эпоса и драмы. Аристотель различал
три хорошие и три дурные формы управления
государством. Хорошими он считал формы,
при которых исключена возможность корыстного
использования власти, а сама власть служит
всему обществу; это – монархия, аристократия
и «полития» (власть среднего класса),
основанная на смешении олигархии и демократии.
Напротив, дурными, как бы выродившимися,
видами этих форм Аристотель считал тиранию,
чистую олигархию и крайнюю демократию.
Будучи выразителем полисной идеологии,
Аристотель был противником больших государственных
образований. Теория государства Аристотеля
опиралась на огромный изученный им и
собранный в его школе фактический материал
о греческих городах-государствах. Учение
Аристотеля оказало громадное влияние
на последующее развитие философской
мысли.
Глава 2: Аристотель о этике.
С именем Аристотеля связываются
три сочинения по этике: “Никомахова этика”,
“Евдемова этика” и “Большая этика”.
Вопрос о принадлежности этих сочинений
Аристотелю все еще является предметом
дискуссий. В настоящее время подлинным
трактатом признается лишь “Никомахова
этика”. Относительно “Евдемовой этики”
мнения расходятся: одни исследователи
считают автором произведения Евдема
Родосского, ученика Аристотеля, другие
считают, что он лишь редактировал рукопись
своего учителя после его смерти. Судя
по содержанию, автором “Большой этики”
является один из учеников Аристотеля
, имя которого осталось неизвестным. Вероятно
мнение, согласно которому этические сочинения
Аристотеля отредактированы после его
смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом. Представляет
трудности вопрос о хронологической последовательности
входящих в трактаты ”книг”. Исследователи
(В.Йегер) полагают, что “Никомахова этика”,
а также некоторые части “Метафизики”
и “Политики” были написаны Аристотелем
в последний период его жизни и деятельности,
т.е. с 336 по 322 г.до н.э. В это время он подвергает
критике теорию идей Платона и развивает
учение о форме и материи, изложенное в
ранних частях “Метафизики” , а также
формирует идею о единстве души и тела.
Он выдвигает теорию, согласно которой
взаимоотношения души и тела аналогично
отношению формы и материи, когда придает
смысл и цель жизни.
Основой этики Аристотеля служит психология.
Этика изучает индивидуальное поведение
человека, его политику, является по преимуществу
социально-политической этикой, т.е. областью
знаний, исследующей нравственные задачи
гражданина и государства, вопросы воспитания
хороших граждан и заботы об общем благе.
Этика Аристотеля занимает среднее положение
между его психологией и политикой.
К числу заслуг Аристотеля относятся
определение и классификация наук, видов
знания. Он разделил науки на три большие
группы: теоретические (умозрительные”),
практические (производительные) и творческие
(созидательные). К первым Стагирит отнес
философию, математику и физику; но вторым
- этику и политику, а к третьим - искусство,
ремесла и прикладные науки. Философия
- наиболее умозрительная из наук; она
исследует то, что наиболее достойно познания
- “первоначала и причины, ибо через них
и на их основе познается все остальное”
3. По Аристотелю, наука ценнее тем, чем
более она созерцательна. “Созерцательная
жизнь” - это жизнь, чуждая корыстолюбивых
расчетов и выгод, это высшая форма жизни.
Она посвящена познанию, поиску истины,
т.е. представляет собой высший вид духовно-творческой
деятельности. Лишь в процессе этой деятельности
человек может приблизиться к безмятежному
счастью, к чистому блаженству, которое
доступно лишь богам. Для античных мыслителей
познанием является отношение человека
к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу,
установление связи с первоначалом. Познание
всеобщего означает нахождение за многообразием
вещей и явлений их общего принципа, главенствующего
начала. Аристотель - сын своего века и
народа. Он “прирожденный” интеллектуалист.
Для него разум составляет основу познавательной
и всякой иной деятельности человека и
его отличительный признак. Аристотель
считал, что разум составляет истинную
сущность человека, отличительный признак
его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие
опыт и навыки в производственной практике
преуспевают больше, чем те кто обладает
чисто теоретическими знаниями в этой
же области, но последних почитают больше,
чем первых, подобно тому как “ мы и наставников
в каждом деле почитаем больше, полагая,
что они больше знают, чем ремесленники,
и мудрее их, так как они знают причины
того, что создается” 4. Аристотель приходит
к выводу о том, что знание тем ценнее,
чем более оно теоретично и не связано
с получением выгоды. Поэтому “умозрительные
“ науки выше созидающих, а теоретическая
деятельность выше практической, например,
политической. Античная наука ориентирована
не на овладение силами природы, т.е. не
на использование знаний в практичесих целях,
а на познание всеобщего мирового строя
вещей, на осмысление общественных отношений,
на воспитание граждан и регулирование
их взаимоотношений и поведения, на достижение
этического идеала. Во вторую очередь
наука исследует этические и политические
проблемы, и лишь в третью очередь она
занимается проблемами искусства, ремесла
и прикладных наук. Слово “практика”
используется у Аристотеля в широком смысле,
а не узко - как деятельность по получению
материальных выгод.
В древности “этика” (“учение о нравственности”)
означала жизненную мудрость, “практические“
знания относительно того, что такое счастью
и каковы средства для его достижения.
Этика - это учение о нравственности, о
привитии человеку деятельно--волевых,
душевных качеств, необходимых ему в первую
очередь в общественной жизни, а затем
и личной. Она учит практическим правилам
поведения и образу жизни отдельного человека.
Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина
вне общества . Для него человек - существо
общественно- политическое. Этика Аристотеля
тесно связана с его политикой, с учением
о сущности и задачах государства.
Но являются ли нравственность, этика
и политика, а также искусство, науками?
Можно ли считать учение соблюдать правильные
нормы поведения и вести нравственный
образ жизни наукой? Согласно Аристотелю,
“всякое рассуждение направлено либо
на деятельность или на творчество, либо
на умозрительное .” 5. Это значит, что
через мышление человек делает правильный
выбор в своих действиях и поступках, стремясь
добиться счастья, воплотить в жизнь этический
идеал. То же самое можно сказать относительно
произведений искусства. Мастер вопрощает
в своем произведении идеал красоты сообразно
своему пониманию. Значит, практическая
сфера жизни и различные виды производительной
деятельности невозможны без мышления.
Поэтому они входят в сферу науки, но это
не науки в строгом смысле слова. Практическая
наука занимается получением знания для
реализации идеала (поведение человека
или производство продукта). В области
“Практических” наук цель мышления не
познание, но поступки и деятельность.
Ведь не достаточно знать добродетель,
нужно и поступать соответственно, т.е.
осуществлять ее, стать добродетельным
человеком. Аристотель пишет, что творчество
и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно
связаны с человеком, с его деятельностью,
со свободным выбором, с общими нравственными
и правовыми нормами граждан общества,
а творчество направлено на создание произведений
искусства, которые оцениваются только
по своим достоинствам, независимо от
поступков человека. Нравственная деятельность
направлена на самого человека, на развитие
заложенных в нем способностей, особенно
его духовно-нравственных сил, на совершенствование
его жизни, на реализацию смысла своей
жизни и назначения. В сфере “деятельности”,
связанной со свободой воли, человек “выбирает”
личности, сообразующей свое поведение
и образ жизни с нравственным идеалом,
с представлениями и понятиями о добре
и зле, должном и сущем. Этим Аристотель
определил предмет науки, названной им
этикой.
Глава 3: Никомахова этика Аристотеля.
"НИКОМАХОВА ЭТИКА" — сочинение
Аристотеля (время написания не установлено).
Название "никомахова этика " восходит
к имени человека, которому данный труд
посвятил автор. Перу Аристотеля приписывают
три книги, исполненные в форме трактатов
о нравственности: "Никомахова этика ",
"Евдемова этика" и "Большая этика"
("Большая мораль"). Но, в отличие от
двух последних, принадлежность " Никомахова
этика " Аристотелю полагается неоспоримым.
" Никомахова этика " включает в себя
десять книг, касающихся самых различных
проблем. В первой книге Аристотель определяет
область, метод и предмет своего исследования:
поскольку человек по своей природе является
общественным животным, постольку ведущей
дисциплиной, изучающей его поведение,
должна выступать политика. К этой сфере
Аристотель относил и мораль. Полагая,
что предмет науки о морали весьма переменчив,
Аристотель констатировал, что философ
способен разработать правильные оценки,
только отталкиваясь от моральных взглядов,
господствующих в наличное время. Такие
оценки, по мысли Аристотеля, предполагают
определенный уровень образования, а главное
— достаточный жизненный опыт. Согласно
Аристотелю, любое действие и предпочтение
человека имеет целью некое Благо. Так
же никем не отрицается, что среди множества
благ наилучшим является то, которое делает
жизнь человека удачной, успешной и счастливой.
Сложность автор " Никомахова этика "
усматривает в том, что человеческое счастье
определяют по-разному: как наслаждение,
богатство, почет, здоровье, знание и т.д.
Любое из этих определений лишь уточняет,
что представляет собой счастье при разных
обстоятельствах и для разных людей. Человек
не может обрести высшее благо ни в удовольствии,
ни в богатстве, ни в почете, поскольку
счастье в этом случае будет зависеть
от других, т.е. от политики. По мысли же
самого Аристотеля, счастье заключается
в созерцательной жизни. Первая книга
" Никомахова этика " завершается рассмотрением
платоновской идеи Блага как общего понятия.
Можно предположить, согласно автору,
что Благо является целью нашей практической
жизни. При этом значимым для Аристотеля
оказывается то, что учение об идеях создали
друзья. Но истина дороже дружбы. Аристотель
считает, что Благо не менее многообразно,
чем бытие. Благо принимает разные формы
в зависимости от обстоятельств: благо
по отношению ко времени — это благоприятный
случай; благо по отношению к количеству
— это верная мера и т.д. Поэтому Благо
в противоположность гипотезе Платона,
согласно " Никомахова этика не может
быть Идеей, доминирующей при анализе
человеческой деятельности. Аристотель
предлагает ввести понятие "энергия".
Коль Благо многообразно и не может быть
объектом научного изучения, коль всякое
благо является целью, то главной желанной
целью человека можно считать стремление
к чему-то лучшему. Поступки и цели человека
координированы и подчинены некоему "последнему
благу", относительно которого существует
универсальное согласие, что это и есть
счастье. Счастье, по мнению Аристотеля,
может осмысливаться следующим образом:
1) Если трактовать счастье лишь как непрестанную
погоню за наслаждениями, то жизнь, растраченную
таким образом, можно уподобить лишь жизни
животных.
2) Трактовка счастья как обретения почестей
или достижения успеха также не является
достаточным для его понимания: успех
— это нечто внешнее, зависящее от окружения
человека, от тех, кто его признает либо
не признает. 3) Если же счастье сводится
к умножению богатства, то это означает
жизнь вопреки природе: богатство, по Аристотелю,
только средство для чего-то иного, не
имеющее смысла как самодостаточная цель.
Человек обретает свое счастье в исполнении
своего человеческого ремесла. Счастье
— это энергия, движение, действие, сила
осуществления, "деятельность души
по осуществлению добродетели", выполняемые
в жизни до конца и в согласии с разумом
(Логосом). Совершенство, по Аристотелю,
— это практическое осуществление человеком
своего предназначения в жизни, отмеряющей
на его долю удачи и неудачи. Это способ
самоутверждения перед лицом внешних
обстоятельств. Во второй книге "Никомахова
Этика" дается определение понятия
"добродетель". Добродетель у Аристотеля
— это внутреннее нравственное совершенство,
вошедшее в привычку.
Ее кульминация проявляется в деятельности
высшей части иррациональной души, полной
желаний, но сдерживаемой разумом. Это
совершенство разумного желания, т.е. добродетель
проявляется в нашей способности приспосабливаться
к различным ситуациям: "в сфере действия
и пользы нет ничего постоянного". Добродетель
есть добровольный выбор на основе правильного
суждения того образа действий, который
зависит от нас, — отмечает Аристотель
в третьей книге "Никомахова Этика".
А это означает, что добродетель проистекает
из практической мудрости, которую благоразумный
человек делает нормой жизни. Хотя целью
добродетели должно полагать, по мысли
Аристотеля, достижение "золотой середины",
но она и сама по себе — верх совершенства.
Так, мужество есть "золотая середина"
между трусостью и отчаянностью. Умеренность
же суть "середина" в наслаждениях.
Человек, по Аристотелю, должен стремиться
всегда придерживаться "золотой середины".
В пятой книге " Никомахова этика "
анализируются "частные добродетели":
щедрость, великолепие, благородство,
честолюбие, мягкость, приветливость,
правдивость, умеренность в играх, скромность.
Например, щедрость, т.е. добродетель в
денежных вопросах, должна быть "серединой
между расточительностью и скупостью".
Великолепие, добродетель власть имущих,
есть чувство меры в расходах, середина
между скудостью и вульгарной пышностью.
Благородство находится посредине между
тщеславием и малодушием. Благородный
человек занимает среднюю позицию между
честью и бесчестьем. В книге пятой " Никомахова
этика " анализируется добродетель справедливости
в ее различных проявлениях. Аристотель
различает две формы справедливости и
несправедливости:
1) Справедливость всеобщая, или установленная
законом: безусловная добродетель в наших
отношениях с другими и состоящая в полном
исполнении закона, если сам закон установлен
правильно. Это политическая форма данной
добродетели.
2) Справедливость частная, касающаяся
раздела или обмена имуществом и почестями
между членами общины. Это распределительная
справедливость, которая устанавливает
пропорциональное равенство между членами
общины в зависимости от ценности каждого
из них. Благодаря этой справедливости
устраняется неравенство, возникающее
при частных сделках.
Она основана на принципе арифметического
равенства людей. Ценность людей определяет
пропорции при распределении. Справедливый
обмен имущества становится возможным
благодаря денежной оценке его рыночной
стоимости. Справедливость, по Аристотелю,
в любой своей форме также является серединой,
а несправедливость — излишеством или
нехваткой. В строгом смысле, "справедливость
может существовать лишь между теми людьми,
чьи взаимоотношения регулируются законом".
Аристотель отвергает софистическое противопоставление
"политической справедливости" и
"естественной справедливости". Установить
политическую справедливость сложнее
всего, поскольку она призвана исправлять
в особых случаях неизбежные издержки
уравнительности законов. Шестая книга
" Никомахова этика посвящена интеллектуальным
добродетелям. Как поясняет Аристотель,
речь идет о совершенно особой сфере. Но
основной принцип остается все тем же:
"Следует избирать середину, избегая
излишеств и недостатков. Середина соответствует
правильному порядку". Сущность интеллектуальной
добродетели — в правильном сочетании
желания и разума, рациональной и иррациональной
частей души. Интеллектуальная часть души
— объект приложения истины. Аристотель
перечисляет интеллектуальные добродетели:
это наука, изучение искусства, изучение
благоразумия, изучение созерцательного
разума, теоретическая мудрость (т.е. мудрость
в себе и для себя, не применяемая в практической
деятельности). И наконец, Аристотель переходит
к благоразумию и искусству политики.
Аристотель представляет благоразумие
как интуицию, или как способность воспринимать
нетрадиционные ситуации.
После этого он размышляет о второстепенных
добродетелях: здравом смысле, сообразительности
и рассудительности. Аристотель анализирует
связи между мудростью теоретической
и практической: "сегодня все при определении
добродетели, указав на ее свойства и объекты,
к которым она приложила, добавляют, что
она должна соответствовать правильному
порядку, а правильный порядок должен
быть благоразумным". В книге седьмой
" Никомахова этика " рассматриваются
отрицательные стороны человеческого
характера: порочность, жестокость, неумение
владеть собой, несдержанность. Последний
порок связан с забвением под влиянием
страсти одной из посылок практического
силлогизма: невыдержанный человек в общем-то
знает, в чем состоит благо, но не пользуется
этим знанием в конкретных случаях. Этим
он и отличается от человека благоразумного.
В " Никомахова этика" Аристотель
различает наслаждение и жизнь, проводимую
в удовольствии. Его теория наслаждения
содержится в седьмой и десятой книгах.
Аристотель не согласен с теми, кто осуждает
наслаждение. Само по себе наслаждение
— это ни хорошо, ни плохо. По сути дела
часто это даже не состояние, а деятельность,
энергия и ее цель. Приятная деятельность
есть цель всякой жизни. Поэтому ничто
не мешает высшему благу одновременно
доставлять и наслаждение. Что касается
божественного наслаждения, являющегося
чистым действием, то оно длится вечно.
Аристотель подтверждает, что наслаждение
— это "энергия", а не генезис: некоторые
формы энергии осуществляются в движении.
Целостное, неделимое и законченное сразу
по своем появлении, "наслаждение есть
завершение действия": оно суть осознание
совершенства. Книги восьмая и девятая
" Никомахова этика " посвящены дружбе.
Эта добродетель — одно из самых необходимых
условий жизни. Ведь никто бы не захотел
жить без друзей, даже имея все остальные
блага. Дружба может быть основана на удовольствии,
пользе или благе. Лишь в последнем случае
она желанна сама по себе. Как и всякая
добродетель, дружба есть устойчивое отношение,
которое реализуется в совместной жизни
и достигает высшего развития у друзей,
обладающих одинаковыми моральными качествами.
Бог слишком отличается от человека, чтобы
между ними могла существовать дружба.
Какова основа дружбы? Ее можно обнаружить
в любви к самому себе, в высшей степени
положительной форме эгоизма, состоящей
в любви и развитии всего лучшего в себе.
Хороший человек должен быть в глубине
души эгоистом, поскольку обязан любить
прежде всего самого себя. И если бы все
граждане, стремящиеся к добродетели,
любили себя, то общество и полис получили
бы от этого огромную пользу. Благосклонность,
для которой не нужна совместная жизнь,
есть не что иное, как "ленивая дружба"
и согласие, политическая форма дружбы.
Быть благосклонным к другому — значит
проявлять к нему дружеские чувства. Благодетель
любит того, кому сделал добро, как художник
любит свое произведение. Это свидетельство
его энергии, его образа жизни в мире, его
практической самореализации. Поэтому
счастливый человек должен иметь друзей.
Они позволяют ему существовать, в том
смысле, что через совершенные им благодеяния
он самореализуется. Даже мудрецу не обойтись
без единомышленников. В дружбе меж мудрецами,
самом совершенном виде дружбы, каждый
из них вносит свой вклад в общую радость
практической жизни. Только живя с друзьями,
можно глубже ощутить радости собственного
бытия. Это чувство, согласно мысли Аристотеля,
доступно лишь человеку и недоступно Богу.
Книга десятая "Никомахова этика"
посвящена счастью. Счастье у Аристотеля
— это по преимуществу созерцание, действие
"самой божественной части в нас самих".
Счастье — не только абстрактное понятие:
оно все же требует наличия внешних благоприятных
условий, например, совместной жизни друзей.
На более низкой, чем созерцание, ступени
счастье может состоять также в общении
с себе подобными. Поэтому этика — это
еще и способ осмысления "политических"
отношений. Для того чтобы хорошо жить
в обществе, следует воспитать в своем
характере любовь к прекрасному. Это воспитание
— дело политическое; правильные законы
должны обеспечить здоровое воспитание
и развить в человеке привычку и желание
действовать добродетельно.
Для сочинения таких законов опыт следует
соединить с критическим суждением. Вся
мораль Аристотеля определяется логикой
ситуации, существующей в данный конкретный
момент времени. Благоразумие позволяет
справляться с наличными ситуациями лишь
по мере их возникновения, а не заранее.
Не существует Блага как такового, есть
лишь конкретное благо. Человек должен
"стремиться обессмертить себя в максимально
возможной степени". Таким образом,
Аристотелем постулируется стремление
к идеалу: он предполагает, что человек
по природе своей не бессмертен, и бессмертие
для него — не что иное, как идеал, постепенное
и целенаправленное уподобление божественному
образу, остающемуся недосягаемым. Моральная
теория "золотой середины", сформулированная
Аристотелем в "Никомахова Этика.",
широко использовалась в дальнейшем многими
философами, в первую очередь Фомой Аквинским.
Заключение :
Непреходящей заслугой Аристотеля
остается создание науки, названной им
этикой. Впервые среди греческих мыслителей
он основой нравственности сделал волю.
Аристотель рассматривал свободное от
материи мышление как верховное начало
в мире - божество. Хотя человек никогда
не достигнет уровня божественной жизни,
но, насколько это в его силах. он должен
стремиться к нему как к идеалу. Утверждение
этого идеала позволило Аристотелю создать,
с одной стороны, реалистическую этику,
основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах,
взятых из самой жизни, какова она есть
в действительности, а с другой - этику,
не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь
ее смысл и назначение состоит в том, чтобы
показать, как избежать несчастья и достигнут
счастья, доступного смертному человеку.
По духу этического учения Аристотеля,
благополучие человека зависит от его
разума благоразумия, предусмотрительности.
Аристотель поставил науку (разум) выше
нравственности, сделав тем самым нравственным
идеалом созерцательную жизнь. Сообразно
своему этическому идеалу Стагирит высоко
ценит традиционные античные добродетели
гражданина - мудрость, мужество, справедливость,
дружбу. Однако он не ведает о любви человека
к человеку в том смысле, как этому стали
учить христианские богословы. Гуманизм
Аристотеля совершенно отличен от христианского
гуманизма, согласно которому “все люди
- братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская
этика исходит из того, что люди не одинаковы
по своим способностям, формам деятельности
и степени активности, поэтому и уровень
счастья или блаженства разный, а у некоторых
жизнь может оказаться в общем и целом
несчастной. Так , Аристотель считает,
что у раба не может быть счастья. Он выдвинул
теорию о “естественном” превосходстве
эллинов (“свободных по природе”) над
“варварами” (“рабами по природе”). Для
Аристотеля человек вне общества это или
бог, или животное, Но так как рабы представляли
собой иноплеменный, пришлый элемент,
лишенный гражданских прав, то получалось,
что рабы - как бы не люди, а раб становится
человеком, только обретя свободу.
Этика и политика Аристотеля изучают один
и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей
и формировании привычек жить добродетельно
для достижения счастья, доступного человеку
в разных аспектах: первая - в аспектах
природы отдельного человека. вторая -
в плане социально-политической жизни
граждан. Для воспитания добродетельного
образа жизни и поведения одной нравственности
недостаточно. необходимы еще законы,
имеющие принудительную силу. Поэтому
Аристотель заявляет, то “общественное
внимание (к воспитанию) возникает благодаря
законам, причем доброе внимание - благодаря
добропорядочным законам” 17.
Список используемой литературы:
1. Философия Алексеев П.В., Панин
А.В.: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп.
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
2. История философии Грицанов
А.А.: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис;
Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
3. Философия: Учебник / Под ред.
проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и
доп. — M.: Юристъ. 2004
4. Философия: Учебник / Под ред.
проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики,
2002. - 655 с.
5. История философии. Античная
и средневековая философия. Татаркевич
В. Москва 2007
6. Античная философия Богомолов
А.С.: Учебник для вузов Изд. 2-е москва 2006
высшая школа
7. Философия Спиркин А.Г.: Учебник М.: Гардарики, 2004.
8. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. Москва 2004
9. Античная философия
Кушнаренко С.П., Кушнаренко Я.В. Античная
10. Философия. Учебник для вузов В. В. Миронов юрист 2005