Нормы и правила поведения и общения в деловой и профессиональной обстановке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Основная цель этой темы состоит в изучении и закреплении материала. Я выбрал тему деловое общение так как, на мой взгляд, она очень интересна в изучении и полезна, так как от умения правильно и красиво выражаться зависит в дальнейшем карьера человека. Особенно в управленческой деятельности важна такая наука как деловой этикет. Знание делового этикета - это залог предпринимательского успеха.

Содержание работы

Введение
1. Правила построения деловой беседы
1.1 Подготовка к беседе
1.2 Деловой этикет
1.3 Письменные виды делового общения
1.4 Совещания
2. Абстрактные типы собеседников
3. Этапы и фазы делового общения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 42.59 Кб (Скачать файл)

• Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Совсем необязательно надевать сверхмодный костюм. Важно, чтобы костюм был в приличном состоянии. Костюм должен быть  
к месту и ко времени. Так как хорошая одежда подчеркивает элегантность делового человека.

• Для бизнеса этикет значит очень много. Одежда, поведение предпринимателя, менеджера - это его визитная карточка. Мнение о госте начинают составлять заранее, собирая о нем информацию. Источниками информации служит поведение бизнесмена в пути к месту деловой встречи, поведение в гостинице, во время самой встречи.

• Соблюдение важнейших правил поведения с незнакомыми людьми - признак вашей респектабельности, воспитанности, уверенности в себе. Существует целый ряд правил поведения в различных видах транспорта. Долгое путешествие располагает к неторопливой беседе. Надо уметь вести ее. Прежде всего, не следует злоупотреблять вниманием попутчиков, не стремиться, как можно быстрее завладеть всеми сторонами беседы, не быть излишне говорливым: болтливость - признак дурного тона. Другая крайность - замкнутость, мрачный вид, нелюдимость.

Этика делового общения «по горизонтали».

Общий этический принцип общения «по горизонтали» то есть между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы). Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон  
и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками. Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

• Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности 
в выполнении общей работы.

• В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.  
Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно.

1.3 Письменные  виды делового  общения 
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: (деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная  
и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность).

По содержанию общение может быть разделено на:

1) Материальное - обмен предметами  и продуктами деятельности.

2) Когнитивное - обмен знаниями.

3) Мотивационное - обмен побуждениями  целями интересами, мотивами, потребностями.

4) Деятельностное - обмен  действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения возможно деление на четыре вида:

1) Непосредственное осуществляется  с помощью, естественных органов  данных живому существу;

2) Опосредованное связанное  с использованием специальных  средств  
и орудий;

3) Прямое предполагает  личные контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения;

4) Косвенное осуществляется  через посредников, которыми могут  выступать другие люди.

В психологической науке общения традиционно рассматривается как специфический вид совместной деятельности людей. Так в работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева человек рассматривается как субъект трех основных видов деятельности: труда, познания и общения.

В структуре общения обычно выделяют: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент связан с объектом информации словесными (знаковыми) средствами. Аффективный компонент связан с объектом информацией на эмоциональном уровне. А поведенческий характеризует общение с позиции взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению.

1.4 Совещания

Деловое совещание - это способ привлечения коллективного разума  
к выработке более оптимальных решений выработанным вопросам возникающих в процессе совещания.

Деловое совещание определяет три задачи:

1. Сбор и переработка  информации;

2. Координация деятельности  служб, фирмы и сотрудников;

3. Принятие решения.

Во время совещания между подчиненными и руководителем происходит обмен информацией, принимаются управленческие решения. Совещания помогают связать то, чем занимается отдельный сотрудник,  
с работой других работников предприятия. Процесс управления при этом отношении сводится к трем основным стадиям:

1) Сбор и обработка  информации;

2) Координация деятельности  всех служб предприятия и всех  его сотрудников;

3) Принятия решения.

Кроме того, что деловое совещание является способом привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим на предприятии, оно может решать важную учебно-воспитательную задачу. На совещаниях сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссы, приобретать культуру общения и.п. Для некоторых предприятий деловое совещание - это единственная возможность видеть и слышать руководителей высших уровней управления. Основные задачи, которые можно решить с помощью деловых совещаний:

1) Развитие и укрепление  политики предприятия, и проведение  ее в жизнь.

2) Интеграция мероприятий  всех отделов и служб с учетом  общих целей фирмы.

3) Выявление и расчет  коллективных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы собеседников

Абстрактный собеседник - это тип людей, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы.

Для классификации типов деловых, но абстрактных собеседников используются следующие критерии:

• компетентность, то есть обладание знаниями, позволяющими судить  
о предмете разговора, умение высказывать веское, авторитетное мнение по вопросу, обсуждаемому в ходе деловой беседы;

• откровенность;

• искренность;

• владение приемами общения с другими участниками беседы;

• заинтересованность в теме и успехе беседы.

Классификация абстрактных типов собеседников.

Вздорный человек (нигилист). Характеристика: часто выходит за рамки темы деловой беседы; в ходе деловой беседы нетерпелив, несдержан  
и возбужден; часто своей позицией и подходом неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами  
и выводами.

Рекомендации по общению во время беседы:

• следует постараться обсудить с ним возможные споры моменты заранее, до начала групповой беседы;

• не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

• стараться включать в формулировки решения его слова;

• прежде чем отклонить его решение, предоставить другим собеседникам возможность опровергнуть его;

• постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

• беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;

• в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

Позитивный человек. Характеристика: среди всех типов абстрактных собеседников этот самый приятный тип делового партнера. Всегда стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

Рекомендации по общению во время беседы:

• следует побуждать такого собеседника к активному участию в дискуссии;

• нужно стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;

• следует в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

Всезнайка. Характеристика: труден в общении, всегда уверен в том, что знает все лучше других, любит навязывать свою точку зрения, обо всем имеет свое мнение, постоянно требует слова.

Рекомендации по общению во время беседы:

• посадить его рядом с ведущим беседу;

• время от времени напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

• предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

• иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

Хладнокровный, неприступный. Характеристика: замкнутость, чувствует себя и держится отчужденно, не включается в деловую беседу, создавая впечатление у участников беседы, что это кажется ему недостойным его внимания и усилий.

Рекомендации по общению во время беседы:

• любым способом заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

Незаинтересованный. Характеристика: тема беседы такого собеседника не интересует. Он как бы «спит» во время беседы и безразличен к обсуждению.

Рекомендации по общению во время беседы:

• следует задавать ему вопросы информативного характера, постепенно вовлекая его в беседу;

• нужно, выясняя точку зрения такого собеседника, избегать вопросов, при ответе на которые можно ограничиться словами, да и нет;

• следует задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным.

Важная птица. Характеристика: абсолютно не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных.

Рекомендации по общению во время беседы:

• нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

• следует время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

• не показывать свое раздражение по поводу манеры поведения такого собеседника;

• следует до определенного момента соглашаться с таким собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его  
к контраргументации.

Болтун. Характеристика: часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы, не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.

Рекомендации по общению во время беседы:

• следует, как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или  
к другому авторитетному собеседнику;

• в случае если он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

• если такой собеседник отклонится от темы разговора еще дальше, то его следует спросить, в чем он видит связь с предметом обсуждения того, о чем он говорит;

• нужно заранее ограничить время отдельных выступлений и всей беседы  
в целом, обязательно установить регламент.

Трусишка. Характеристика: недостаточная уверенность в себе при публичных выступлениях, такой собеседник охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.

Рекомендации по общению во время беседы:

• с таким собеседником стоит обходиться особенно деликатно;

• нужно задавать ему ясные, конкретные вопросы;

• следует продемонстрировать по отношению к нему доброжелательность, заинтересованность. Нужно способствовать тому, чтобы он развил свое замечание;

• в случае если такой собеседник решился заговорить, нужно применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

• следует помогать, такому собеседнику формулировать мысли, используя прием выяснения;

• можно специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы и фазы делового общения

Анализ структуры делового общения менеджера и его динамики позволяет выделить четыре этапа.

1. Этап профессионального общения - познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с менеджером человека.Психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках и рассказах других работников. При непосредственном наблюдении за человеком являются его вербальные и невербальные акты поведения:

• речь и ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики;

• выразительные движения, мимика и жесты, экспрессия лица;

• движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение;

Информация о работе Нормы и правила поведения и общения в деловой и профессиональной обстановке