Нравственное воспитание и этическое просвещение как путь к духовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:41, реферат

Описание работы

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека.

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание и этическое просвещение как путь к духовности.docx

— 22.34 Кб (Скачать файл)

Нравственное воспитание и этическое просвещение как  путь к                             духовности.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека.

Духовная  деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.  Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.[4] Она приобретается путем нравственного воспитания. Образованный человек может быть начитанным, эрудированным, но это еще не означает, что он – высокодуховная личность. И в то же время необразованный человек может иметь духовные качества, которые раскрывают его внутренний мир. Путь духовного развития личности бесконечен…

Так уж исторически  сложилось, что в России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ни во что не ставилась. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни – детям. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность выбранной темы.

 

«Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными  законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический  словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно  рассматривать как незаменимый  инструмент обучения нравственности. 

 Быть личностью, пожалуй,  это наиболее важный вопрос  всей системы воспитания. Нравственно  – эстетическая и художественная  культура являются важнейшими  составляющими духовного облика  личности. От их наличия и степени  развития в человеке зависит  его творческая направленность  устремлений и деятельности, особая  одухотворенность отношений к  миру и другим людям. Для  успешного развития российского общества в настоящее время необходимо поднимать общий уровень культуры граждан, уровень эстетических понятий, представлений, нравственно-эстетических потребностей и интересов.

 

По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника “Воспитание  – самое святое из всех святых дел. Каждая душа по природе христианка. Учитель, как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала “плод обильный”. Детские годы являются самым благоприятным временем для восприятия духовных знаний. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, мы получим плачевный результат.[5]

Духовно-нравственное формирование человека начинается в семье, в детском  саду; в школе оно приобретает  еще большую систематичность  и целенаправленность. Педагоги в  тесном союзе с родителями заботятся  о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни. Воспитатели детского дома из г. Балашова Смотрова С. В. и Костылева С. Г. в своей работе, посвященной данной теме, пишут: «Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались взгляды на поведение; при этом мы побуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к Людям, к своим обязанностям и к самому себе.»[6]  

 Большинство современных авторов определяют этику как философскую науку, основным предметом которой является мораль. Первоначально  этику  можно определить как  философскую науку о добре и зле в человеческом бытии и всех связанных с ними категориях и проблемах. При этом этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное (должное)   и недостойное (недолжное). Поэтому этика – это наука о достойном и недостойном в человеческом отношении к себе, другому и миру.  В Новое время этика выступает синонимом философии человека, а иногда и онтологии – учения о бытии. Так, например, трактат  Бенедикта Спинозы «Этика» посвящен учению о  субстанции – причине причин – и  ее модусах.  Иммануил  Кант критикует совмещение в этике учений о сущем и должном, для него этика – это постижение лишь должного.  Кант называет разделение философии на логику, физику и этику разделением на учение о методе, природе и свободе. Кантовское понимание этики стало определяющим для нашего времени. Специфика современной этики состоит в том, что она является знанием не о возможном и действительном,  а о действительном и должном, точнее должном как действительном.  Должное в этике часто называется идеальным – не в гносеологическом, теоретико-познавательном, а в практически-жизненном  смысле.  Понятие должного вновь приводит нас к морали и нравственности.  Это понятие является ключевым в понимании предмета этики.  Ибо этика не просто оценивает что есть добро и зло, а исследует человека, выбирающего между добром и злом и сотворяющего добро или зло – красоту отношений или их безобразие. Этика, изучая нравственную жизнь человека, направляет личность на внутреннее самосовершенствование. Отношение к жизни и человеку, как наивысшим ценностям ,и должно стать содержанием курса этики в дошкольном и школьном образовании, закладывающем основу этической культуры в подрастающем поколении. Сегодня это становится особо значимо.[1]

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения», - говорил великий немецкий философ Иммануил Кант.[3]

Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и  это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское  представление о нравственности стало формироваться еще в  Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии.

Человек не рождается с  врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и  поэтому столь важно, как можно  раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет  чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства.

Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие  в стране духовно-нравственного  кризиса. Это проявляется в отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.

Решение этих и многих других проблем только государственными средствами невозможно. Необходима солидарность и консолидация значительных интеллектуальных ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего  населения для преодоления складывающихся негативных тенденций. Сегодня, когда  требуется объединение и концентрация усилий на решение острых социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии  людей.

Для России нет другого  пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения  самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов.[2]

Список использованной литературы:

  1. Н. Хамитов, С Крылова. Этика: путь к красоте отношений. Киев, 2006 г.
  2. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00194743_0.html
  3. Философский энциклопедический словарь. М.- 1989 г.
  4. http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0b65635b3bd68a5d43b88521316c37_0.html
  5. Казимирская И.И., Гаврилов К.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. М.: Наука.-1996.-265с.
  6. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности школьника. Межрегиональная Интернет-конференция "Формирование духовно-нравственного мировоззрения школьников в процессе обучения"

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание и этическое просвещение как путь к духовности