Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:41, реферат
В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека.
Нравственное воспитание и этическое просвещение как путь к духовности.
В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека.
Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них - потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.[4] Она приобретается путем нравственного воспитания. Образованный человек может быть начитанным, эрудированным, но это еще не означает, что он – высокодуховная личность. И в то же время необразованный человек может иметь духовные качества, которые раскрывают его внутренний мир. Путь духовного развития личности бесконечен…
Так уж исторически
сложилось, что в России на протяжении
последнего почти целого века попирались
тысячелетние духовные традиции, породившие
одну из высочайших культур, признанную
всем миром, размывались нормы
«Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно рассматривать как незаменимый инструмент обучения нравственности.
Быть личностью, пожалуй,
это наиболее важный вопрос
всей системы воспитания. Нравственно
– эстетическая и
По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника “Воспитание – самое святое из всех святых дел. Каждая душа по природе христианка. Учитель, как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала “плод обильный”. Детские годы являются самым благоприятным временем для восприятия духовных знаний. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, мы получим плачевный результат.[5]
Духовно-нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни. Воспитатели детского дома из г. Балашова Смотрова С. В. и Костылева С. Г. в своей работе, посвященной данной теме, пишут: «Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы у него складывались взгляды на поведение; при этом мы побуждаем нравственную активность самого ребенка, который сам усваивает моральные нормы, сам вырабатывает жизненные позиции и руководствуется ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к Людям, к своим обязанностям и к самому себе.»[6]
Большинство современных авторов определяют этику как философскую науку, основным предметом которой является мораль. Первоначально этику можно определить как философскую науку о добре и зле в человеческом бытии и всех связанных с ними категориях и проблемах. При этом этика не просто отстраненно анализирует проявления добра и зла, а оценивает их как достойное (должное) и недостойное (недолжное). Поэтому этика – это наука о достойном и недостойном в человеческом отношении к себе, другому и миру. В Новое время этика выступает синонимом философии человека, а иногда и онтологии – учения о бытии. Так, например, трактат Бенедикта Спинозы «Этика» посвящен учению о субстанции – причине причин – и ее модусах. Иммануил Кант критикует совмещение в этике учений о сущем и должном, для него этика – это постижение лишь должного. Кант называет разделение философии на логику, физику и этику разделением на учение о методе, природе и свободе. Кантовское понимание этики стало определяющим для нашего времени. Специфика современной этики состоит в том, что она является знанием не о возможном и действительном, а о действительном и должном, точнее должном как действительном. Должное в этике часто называется идеальным – не в гносеологическом, теоретико-познавательном, а в практически-жизненном смысле. Понятие должного вновь приводит нас к морали и нравственности. Это понятие является ключевым в понимании предмета этики. Ибо этика не просто оценивает что есть добро и зло, а исследует человека, выбирающего между добром и злом и сотворяющего добро или зло – красоту отношений или их безобразие. Этика, изучая нравственную жизнь человека, направляет личность на внутреннее самосовершенствование. Отношение к жизни и человеку, как наивысшим ценностям ,и должно стать содержанием курса этики в дошкольном и школьном образовании, закладывающем основу этической культуры в подрастающем поколении. Сегодня это становится особо значимо.[1]
«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения», - говорил великий немецкий философ Иммануил Кант.[3]
Проблемы нравственности всегда интересовали человечество и это отражено во многих древних учениях, философских мыслях и т.д. Философское представление о нравственности стало формироваться еще в Древней Греции, когда, в эпоху Сократа, в центре философствования встала не природа, а человек и его бытие. Сократ, а за ним Платон, положили проблемы нравственности в основу философии.
Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.
В связи с этим задача
духовно-нравственного
Сегодня важно, что здравомыслящая часть общества ясно осознает наличие в стране духовно-нравственного кризиса. Это проявляется в отношении к семейным ценностям, к распространению насилия, террора, вандализма, правового нигилизма, коррупции и других негативных явлений.
Решение этих и многих других
проблем только государственными средствами
невозможно. Необходима солидарность
и консолидация значительных интеллектуальных
ресурсов, прогрессивного, здравомыслящего
населения для преодоления
Для России нет другого
пути выхода из кризиса в духовно-
нравственной сфере, кроме возрождения
самобытной цивилизации на традиционных
ценностях отечественной
Список использованной литературы:
Информация о работе Нравственное воспитание и этическое просвещение как путь к духовности