Нравственные основы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Элементами морального регулирования являются:
идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;
система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

Содержание работы

Введение
1. Право и мораль, их взаимосвязь, общие черты и
отличительные особенности
1.1. Взаимосвязь права и морали
1.2. Общие черты права и морали
1.3. Отличительные особенности права и морали
2. Профессиональная этика работника правоохранительных
органов
3. Нравственные качества работника правоохранительных
органов
4. Нравственная культура работника правоохранительных
органов
4.1. Понятие нравственной культуры
4.2. Структура нравственной культуры
4.3. Профессионально – нравственная деформация и ее
факторы
5. Моральный выбор в служебной деятельности работника
правоохранительных органов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kontrol'naya_po_etike.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)


 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Воронежский институт

Факультет заочного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Профессиональная этика»

Вариант № 4.

Тема:

«Нравственные основы права»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Слушатель 5 курса ФЗО, группа 56, шифр 00/131 капитан милиции Титов Юрий Викторович, домашний адрес: г. Ставрополь, ул. Ленина, 272-а, кв. 9.

Проверил:

 

 

 

 

 

Воронеж, 2004 г.

Содержание.

 

Введение

1. Право и  мораль, их взаимосвязь, общие  черты и 

отличительные особенности

1.1. Взаимосвязь права и морали

1.2. Общие черты  права и морали

1.3. Отличительные  особенности права и морали

2. Профессиональная  этика работника правоохранительных 

органов

3. Нравственные  качества работника правоохранительных

органов

4. Нравственная  культура работника правоохранительных

органов

4.1. Понятие  нравственной культуры

4.2. Структура нравственной  культуры

4.3. Профессионально –  нравственная деформация и ее 

факторы

5. Моральный  выбор в служебной деятельности  работника 

правоохранительных  органов

Заключение

Список использованной литературы

3

 

4

4

7

7

 

10

 

11

 

12

12

13

 

15

 

17

21

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Каждое  исторически  конкретное  общество  требует  строго  определенной  меры  социального  регулирования  общественных  отношений.

Регулирование общественных  отношений осуществляется  путем реализации  определенных  социальных  норм:  норм  права,  норм  морали,  норм,  установленных общественными организациями,  норм  обычаев,  норм  традиций,  норм  ритуалов  и т.д.  В общем плане социальные  нормы- это  правила  поведения  общественного  характера,  регулирующие  взаимоотношения  людей  и  деятельность  организаций  в  процессе  их  взаимодействия.

Как  вид  социальных  норм,  моральные  установления  характеризуются   общими  родовыми признаками  и являются  правилами поведения,  определяющими отношение человека  к человеку.  Если  действия человека  не  касаются  других  людей,  его поведение с социальной  точки зрения  безразлично.  Поэтому не все ученые  считают нормы нравственности  явлением  исключительно  социальным.

Со  времен  Канта  существует  убеждение,  что  сфера  нравственности    охватывает  сугубо  внутренний  мир  человека,  поэтому  оценить поступок  как  нравственный  или  безнравственный  можно  лишь  по отношению к лицу,  которое его совершило.  Человек как бы  извлекает   из  себя  нормы своего  поведения,  в себе,  в глубине своей «души»,  дает  оценку  своим действием.  С данной  точки зрения  человек,  взятый  отдельно,  вне его отношений  к  другим  людям,  может  руководствоваться  нравственными  правилами.

Существует  и  компромиссная  позиция  в  оценке  нравственного  регулирования.  Согласно  ей  нормы  морали  имеют  двоякую  природу:  одни  имеют  в  виду  самого  индивида,  другие  -  отношение  индивида  к  обществу.  Отсюда  деление  этики  на  индивидуальную  и  социальную.

Наиболее  распространенным  и  аргументированным  является  представление   об  абсолютном   характере  норм  морали  и  отсутствии  в  них  какого-либо  индивидуального фактора.  Шершеневич,  например,  считал,  что  нравственность  представляет  не требования  человека  к  самому  себе, а  требования  общества  к  человеку.  Не  человек  определяет, как  он  должен  относиться  к  другому  человеку.  Не отдельный  индивид  оценивает  свое  поведение  как  хорошее  или  плохое,  а   общество.  Оно   может  признать  поступок  нравственно  хорошим,  хотя  он  не  хорош  для  индивида,  и  оно  может  считать  поступок  недостойным  с  нравственной  стороны,  хотя  он  вполне  одобряем  с  индивидуальной  точки  зрения.

Существует  точка  зрения,  что  нравственные  законы  заложены  в  самой  природе  человека.  Внешне  они  проявляются  в  зависимости  от  той  или  иной  жизненной  ситуации,  в  которой  оказывается индивид.  Другие  же  категорически утверждают,  что нормы нравственности - это требования,  обращенные  к человеку  извне.

Видимо,  нет оснований  проводить водораздел между  индивидуальным  и  социальным  характером  нравственных  требований,  поскольку  в  них  органически   переплетаются  элементы  того  и  другого.  Ясно  одно,  что  любая   социальная  норма  имеет  общий  характер, и в этом  смысле  она адресуется  не  к конкретному индивиду,  а ко  всем  или к большой группе  индивидов.  Моральные  нормы  регулируют  не  «внутренний»  мир  человека,  а  отношения  между   людьми. Однако  не  следует упускать  из  виду  индивидуальные  аспекты нравственных  требований. В конечном   счете   их  реализация  зависит от  нравственной  зрелости  человека,  прочности  его  моральных  воззрений,  социальной  ориентированности  его  индивидуальных  интересов.  И  здесь  первостепенную  роль  играют  такие  индивидуализированные  моральные  категории,  как  совесть,  долг, которые направляют  поведение человека  в русло социальной  нравственности.  Внутреннее  убеждение индивида  в   нравственности  или безнравственности своего  поступка  в значительной  мере  определяет  и его социальную  значимость.

Элементами  морального  регулирования  являются:

  • идеал,  выражающий  представление  общества,  классов,  социальной  группы  о  нравственном  совершенстве;
  • система  норм,  соблюдение  которых  является  необходимым  условием  функционирования  общества,  достижения  им  своих моральных ценностей;
  • особые  формы  социального  контроля,  обеспечивающие  реализацию  моральных  норм,  в  том  числе  общественное  мнение.

 

1. Право и мораль, их взаимосвязь,

общие черты  и отличительные особенности

 

1.1. Взаимосвязь  права и морали

Мораль  и  право  тесно  взаимосвязаны,  более  того,  можно  говорить  о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они  взаимообусловливают  дополняют  и  взаимообеспечивают  друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В  регулировании  общественных  отношений  права  взаимодействует  с  моралью.  При  уяснении  содержания  правовых  норм  необходим  не  только  их  всесторонний  анализ  с  учетом  требований  идей  правосознания  общества, но  и  выявление  взаимосвязей  норм  права  с  принципами  и  нормами  морали, с  нравственным  сознанием  общества. Применение  норм  права  требует  проникновения  в  нравственную  оценку  жизненных  отношений, обстоятельства  по  конкретному, юридически  значимому  делу. Анализ  моральных  отношений  необходим  при  рассмотрении  брачно-семейных, а  также  многих  гражданских  и  уголовных  дел.

Как  форма  общественного  сознания, система  отношений  и  норм -  мораль  зародилась  раньше  политической  и  правовой  форм  сознания, раньше  государственной  организации  общества. Обычаи, мораль  регулировали  взаимоотношения  людей  в  первобытнообщинном  строе. В  морали  выражены  представления  людей  о  добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы  морали – продукт  исторического  развития  человечества. Они  сформировали  в  борьбе  со  злом, за  утверждение  добра, человеколюбия, справедливости, счастья  людей. На  развитие  морали  оказывают  воздействие  социально-политические  отношения, другие  формы  общественного сознания. Моральные принципы  и нормы в значительной  мере  определяются  также социально-экономическими  условиями жизни общества. В развитии  человечества  отмечается  нравственный  прогресс, возрастание нравственной  культуры. Однако  нравственное развитие  человечества  претерпевает  определенные  противоречия. Общечеловеческое  в  морали  сталкивается  с  проявлениями  группового  морального  сознания, происходит  взаимодействие  общечеловеческого  и  классового.  Значительное  влияние  на  мораль, на  утверждение  общечеловеческих  норм  в  ней  оказывает  религия. Общечеловеческое  содержание  нравственности  обрело  выражение  в  «золотом  правиле»: «поступай  по  отношению  к  другим  так, как  ты  хотел  бы, чтобы  они  поступали  по  отношению  к  тебе». Принцип морали - это  основные  начала, исходные  требования, охватывающие  общественную  и  личную  жизнь  человека. Они  конкретизируются  в  виде  норм, регулирующих  поведение  людей в  определенных  жизненных  ситуациях. Нормы  морали  тогда  становятся  действенной  основой  нравственного  поведения  человека, когда  они  утверждаются  в  его  самосознании, приобретают  качество  убеждения, сливаются  с  его  чувствами.

История  развития  цивилизации  свидетельствует, что  право  и  мораль  как  составные  части  культуры  общества  органически  связаны  друг  с  другом. Правовая  система  государственно-организованного  общества  закрепляет  жизненно  важные  для  всего  общества  требования  морали,  нравственную  культуру  населения  страны, исходит из  того, что нравственная  основа  права является  важной  составной величиной общей регулятивной  потенции  права, что право должно  быть  нравственным, законы  должны  быть  справедливыми и гуманными.

Величайшую  нравственную  ценность  представляют  собой основные  права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация  этих  прав  является  условием  обретения человеческого счастья, ибо права человека  по  существу  есть  его устремление  к  счастью, признанное  законом.

На  тесную  взаимосвязь  права  и  морали  указывают  исторические  памятники  права  Древнего  мира, средних  веков  и  нового  времени. Об  этом  свидетельствует  применение  морально-этических  понятий  в  оценке  содержания  законов, других  источников  права. Изречение  древних  «Jus  est  ars  boni  et  aegui»- «право  есть  искусство  добра  и  справедливости»  раскрывает  органическую  связь  права, юстиции  и  морали. В  работе  Гегеля  «Философия  права»  вопросы права трактуются  в органической  связи с вопросами морали  и нравственности.

Связь  права  и  морали  находит  выражение  и  в  теории  права, в  интерпретации  ряда  юридических  проблем. Например, имеющий  давнюю  историю  вопрос  о  соотношении  права  и  закона  можно  верно  понять  и  решать, исходя  из  органической  взаимосвязи  права  и  морали. В  познании  качества  закона  аксиологический  подход  предполагает  в  оценке  содержания  закона  применение  категорий  справедливости, гуманности. Закон  может  оказаться  не  соответствующим  этим  социально-философским  и  этическим  категориям. В  этом  случае  закон  не  может  быть  признан  подлинным  правом. Однако, различая  право  и  закон, нельзя  догматически  противопоставлять  их  друг  другу, следует  исходить  из  презумпции: закон  есть  право. Это  укрепляет  престиж  закона, правопорядок  и  общественную  нравственность.

На  действие  норм  морали  оказывают  влияние  весь  уклад  жизни  общества, само  социальное  общение  индивидов. Учреждения  культуры  воспитывают  граждан  в  духе  правового  и  нравственного  сознания. Активную  роль  в  воспитании  нравственной  культуры  личности  играет  положительный  пример  сограждан, способствующий  тому, что  требования  общественной  морали  становятся  убеждением, составной  частью  самосознания, жизненной  позиции  человека. Вместе  с  ростом  сознательности  граждан  возрастает  эффективность  правового  регулирования  общественных  отношений, выполнение  требований  ном  права  воспринимается  гражданами  как  долг  перед  обществом  и  государством, расширяется  и  углубляется  взаимодействие  права  и  морали.

Право  в  целом  соответствует  моральным  взглядам,  убеждениям  народа.  В  жизненных  обстоятельствах  возникают  определенные  противоречия  между  правосознанием  и  моральным  сознанием  общества,  отдельных  социальных  групп,  «столкновения»  между  нормами  морали  и  права.  В  том  случае,  когда  нормы  права  приходят  в  противоречие  с  общественным  мнением,  требованиями  нравственности,  долгом  компетентных  государственных  органов  является  принятие  необходимых  мер  по  совершенствованию  правового  регулирования.  Практика  внутригосударственной  и  международной  жизни свидетельствует,  что  противоречия  между  правом  и  моралью  имеются  в  регулировании  имущественных,  семейных,  трудовых,  экологических,  международных  отношений.  Противоречия  между  правосознанием  и  моральным  представлением  могут  быть  в  определении  преступления,  административного  проступка,  мер  уголовной,  административной,  имущественной  ответственности.  Ряд  коллизионных  вопросов  в  соотношении  права  и  морали  возникает чаще  всего   в  регулировании  трансплантации  человеческих  органов  и  тканей,  операции  искусственного  оплодотворения  и  имплантации,  осуществлении  других  медицинских  операций  и  способов  лечения.  Так,   получившее в  последнее  время  широкую  огласку  дело  «доктора  Смерти» является   показательным  примером  «столкновения»  между  нормами  морали  и  права. Умерщвляя  безнадежно больных смертельной  болезнью людей  по  их  просьбе,  он,  с  одной  стороны  прямо  нарушает  закон, но  с  другой  стороны  избавляет   больных,  как  от  физических,  так  и  психических  мучений, что,  несомненно,  соответствует  морали  и  нравственности.

 

1.2. Общие черты права и морали

Право  и  мораль  имеют  общие  черты,  свойства. Главные  их  общие  черты  проявляются  в  том,  что  они  входят  в  содержание  культуры  общества,  являются  ценностными  формами  сознания,  имеют  нормативное  содержание  и  служат  регуляторами  поведения  людей. Право  и  мораль  имеют  общие  социальные,  экономические,  политические  условия  жизни  общества,  служат  общей  цели – согласованию  интересов  личности  и  общества,  обеспечению  и  возвышению  достоинства  человека,  поддержанию  общественного  порядка.  Их  единство,  как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

 Право и мораль:

  • и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
  • имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
  • им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
  • они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
  • имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;
  • представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

Информация о работе Нравственные основы права