Нравственные учения Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:15, доклад

Описание работы

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока.

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 17.71 Кб (Скачать файл)

Нравственные  учения Древнего Востока.

Этические учения Древнего Востока.    

  Первые зачатки этических знаний  появляются в государствах Древнего  Востока (Египет, Месопотамия, Китай,  Индия), которые начали складываться  в VI-П тыс. до н. э. Ритмичность  природной стихии, необходимость  организованных коллективных усилий  в производительной сфере, стремление  сохранить природное равновесие  и обеспечить незыблемость и  эффективность государственных  устоев, а также глубокие корни  и распространенность религиозных  культов все это предопределило  образ жизни людей Древнего  Востока. Жизнь человека - от рождения  до смерти - подчинялась социальным  нормам и предписаниям, а следование  им являлось главным условием  его бытия; личностью он еще  не стал и силы свои тратил  на то, чтобы занять соответствующую  ячейку в сетке общественного  устройства, которое обеспечивало  ему чувство сопричастности с  другими и личную безопасность. Развитие этической мысли этого  региона шло в особых социокультурных  условиях, среди которых выделяются  следующие:

- культ  прошлого и жесткий контроль  за соблюдением традиций;

- настороженное  отношение ко всему новому  и принятие его только в  рамках сложившихся традиций;

- подчиненность  индивида социальной группе, ее  нормам, обычаям; 

- преобладание  идеалов коллективизма, обусловленное  страхом "потерять себя", не  вписаться в социальную общность;

- нивелировка  личности, подчинение ее интересам  социума;

- усложненная  система ритуалов и церемоний.     

  Примером воплощения этих социокультурных  парадигм могут служить этические  учения Индии и Китая, стран,  дольше других сохранявших свою  самобытность.

Этико-философские  системы Древней  Индии    

  Окончательно они оформились  в середине 1 тыс. до н.э., хотя  возникли значительно раньше. По  своему отношению к ведическому  канону они разделяются на  две группы. Ортодоксальные системы,  опирающиеся на Веды, представляет  брахманизм и возникшие на  его основе философские школы  (даршаны): веданта, миманса, санкхья,  йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным  направлениям относятся буддизм,  джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":  1) жизнь в телесной оболочке есть страдание; 2) источник страдания - желания; 3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;      4) средство избавления от желаний - прохождение "восмиричного пути спасении". Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правильныe усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.    

  Похожим образом раскрывается  и этика джайнизма, в основу которой положен принцип "ахимсы" - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности.

Этико-философские  учения Древнего Китая    

  Эти учения тоже можно условно  разделить на древнейшие традиционные - ортодоксальные направления, опирающиеся  на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского  канона, и более поздние - неортодоксальные  школы (даосизм, легизм), возникшие  в VI-IП вв. до н.э.    

  Основоположник конфуцианства Конфуций (551-479 до н.э.) Основной источник этики конфуцианства - книга "Беседы и суждения" (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях - "человеколюбие", "золотой середине" и "взаимности". Все вместе они определяют "правильный путь", следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми. Взаимность (шу) получила название "золотого правила" нравственности. Конфуций определил ее так: "Не делай другим того, чего не желаешь ce6e". Человеколюбие (Жень) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. "Золотая середина" (чжун юн) - удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным идеалом является "благородный муж", всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно со6ственным положительным примером.     

Даосизм в лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути - дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Таким образом он реализует принцип "деятельного недеяния": "ничего не делая - и всего достигает", безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворства. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским 6уддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию.    

  Представители легизма - школы " законников", возникшей в период окончательного объединения Китайской империи, основной упор делают на понятие закона (фа), который должен проводиться в жизнь самыми жестокими средствами. По их мнению, средоточием морали является полубожественная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарится порядок и гармония. Господство этики легизма длилось недолго. Первоначально вступив в конфронтацию с конфуцианством, идея жестких, незыблемых законов в дальнейшем диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием принцип человеколюбия и оказалась поглощена им.

Похожие по смыслу:


Информация о работе Нравственные учения Древнего Востока