Нравственные
учения Древнего Востока.
Этические
учения Древнего Востока.
Первые зачатки этических знаний
появляются в государствах Древнего
Востока (Египет, Месопотамия, Китай,
Индия), которые начали складываться
в VI-П тыс. до н. э. Ритмичность
природной стихии, необходимость
организованных коллективных усилий
в производительной сфере, стремление
сохранить природное равновесие
и обеспечить незыблемость и
эффективность государственных
устоев, а также глубокие корни
и распространенность религиозных
культов все это предопределило
образ жизни людей Древнего
Востока. Жизнь человека - от рождения
до смерти - подчинялась социальным
нормам и предписаниям, а следование
им являлось главным условием
его бытия; личностью он еще
не стал и силы свои тратил
на то, чтобы занять соответствующую
ячейку в сетке общественного
устройства, которое обеспечивало
ему чувство сопричастности с
другими и личную безопасность.
Развитие этической мысли этого
региона шло в особых социокультурных
условиях, среди которых выделяются
следующие:
- культ
прошлого и жесткий контроль
за соблюдением традиций;
- настороженное
отношение ко всему новому
и принятие его только в
рамках сложившихся традиций;
- подчиненность
индивида социальной группе, ее
нормам, обычаям;
- преобладание
идеалов коллективизма, обусловленное
страхом "потерять себя", не
вписаться в социальную общность;
- нивелировка
личности, подчинение ее интересам
социума;
- усложненная
система ритуалов и церемоний.
Примером воплощения этих социокультурных
парадигм могут служить этические
учения Индии и Китая, стран,
дольше других сохранявших свою
самобытность.
Этико-философские
системы Древней
Индии
Окончательно они оформились
в середине 1 тыс. до н.э., хотя
возникли значительно раньше. По
своему отношению к ведическому
канону они разделяются на
две группы. Ортодоксальные системы,
опирающиеся на Веды, представляет
брахманизм и возникшие на
его основе философские школы
(даршаны): веданта, миманса, санкхья,
йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным
направлениям относятся буддизм,
джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм. Ближе
всего к Брахме находятся боги и полубоги
- асуры, за ними следуют четыре касты человеческого
общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии),
земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры).
Еще ниже находятся животные, духи умерших
и т.д. Для каждой из каст предусмотрена
совокупность правил поведения (дхарма),
которыми определяется нравственная ценность
всякого существа. Индивидуальная душа
бессмертна, она переходит из одного тела
в другое (сансара) соответственно накопленной
за время жизни положительной либо отрицательной
карме (принцип посмертного воздаяния).
Всякое нарушение кастовых норм оценивается
негативно. Нравственным идеалом является
безропотное выполнение общественных
обязанностей, даже самых неприятных,
и постоянное профессиональное совершенствование,
что дает надежду на более высокое рождение
в будущей жизни. Несчастья, которые иногда
постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной
кармы, накопленной ими в прошлой жизни.
Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего
в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося
в Китай, Японию и другие страны. Согласно
учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший
в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной
телесной оболочке негативно, поэтому
истинный просветленный праведник стремится
к нирване - высшему блаженству, связанному
с полной остановкой круговорота телесных
перерождений и слиянием с духовным первоначалом
мироздания. Достичь нирваны можно уже
в этой жизни, усвоив "четыре благородные
истины": 1) жизнь в телесной оболочке
есть страдание; 2) источник страдания
- желания; 3) чтобы избежать страданий
и новых физических рождений следует избавиться
от желаний; 4) средство избавления от желаний
- прохождение "восмиричного пути спасении".
Суть последнего состоит в осознании четырех
истин и реализации их через полное самоотречение
и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный
путь включает в себя: 1) правильное понимание;
2) правильное стремление; 3) правильную
мысль; 4) правильную речь; 5) правильное
действие; 6) правильный образ жизни; 7)
правильныe усилия; 8) правильную концентрацию.
Нравственным идеалом является мудрец
- архат, безучастный ко всему, полностью
погруженный в медитацию, а также благочестивый
монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий
истины буддизма среди других людей.
Похожим образом раскрывается
и этика джайнизма, в основу которой
положен принцип "ахимсы" - непричинения
вреда живому. Материалистическое направление
локаята-чарвака в этике развивало идеи
крайнего гедонизма, призывало стремиться
к наслаждениям, однако не приобрело широкой
популярности.
Этико-философские
учения Древнего Китая
Эти учения тоже можно условно
разделить на древнейшие традиционные
- ортодоксальные направления, опирающиеся
на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского
канона, и более поздние - неортодоксальные
школы (даосизм, легизм), возникшие
в VI-IП вв. до н.э.
Основоположник конфуцианства Конфуций
(551-479 до н.э.) Основной источник этики конфуцианства
- книга "Беседы и суждения" (Лунь-юй),
в которой в форме философских притч и
афоризмов высказываются суждения
о должном поведении
людей, основанном на
трех понятиях - "человеколюбие",
"золотой середине"
и "взаимности". Все вместе они
определяют "правильный путь", следуя
которому человек будет жить счастливо,
в согласии с собой и другими людьми. Взаимность
(шу) получила название "золотого правила"
нравственности. Конфуций определил ее
так: "Не делай другим того, чего не желаешь
ce6e". Человеколюбие (Жень) ориентирует
людей на почитание прошлого, уважение
к старшим. "Золотая середина" (чжун
юн) - удел мудрых правителей, способных
к сдержанности и осторожности. Нравственным
идеалом является "благородный муж",
всесторонне эрудированный государственный
деятель, просвещенный знаток ритуалов,
который постоянно заботится о своих подданных,
воздействуя на простолюдинов не принуждением,
а исключительно со6ственным положительным
примером.
Даосизм в
лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) нравственным
идеалом считает мудреца-отшельника, полностью
устранившегося от социальной активности,
занятого внутренним духовным совершенствованием.
Цель человеческого бытия состоит в постижении
великого пути - дао, которому в своем развитии
следует все сущее. С помощью специальных
гимнастических упражнений, психофизической
тренировки, углубленной медитации праведник
учится интуитивно следовать естественному
ходу вещей, достигать поставленных целей,
не вмешиваясь в течение событий. Таким
образом он реализует принцип "деятельного
недеяния": "ничего не делая -
и всего достигает", безгранично усиливает
собственный духовный потенциал и в конечном
итоге приобретает качества мага, бессмертного
чудотворства. В дальнейшем даосизм активно
взаимодействовал с китайским 6уддизмом,
выполняя сходную с ним социально-этическую
функцию.
Представители легизма - школы " законников",
возникшей в период окончательного объединения
Китайской империи, основной упор делают
на понятие закона (фа), который должен
проводиться в жизнь самыми жестокими
средствами. По их мнению, средоточием
морали является полубожественная
личность императора,
который через государственных
чиновников должен держать
подданных в постоянном
страхе. Только тогда
все правонарушения
исчезнут, и в обществе
воцарится порядок и
гармония. Господство этики легизма
длилось недолго. Первоначально вступив
в конфронтацию с конфуцианством, идея
жестких, незыблемых законов в дальнейшем
диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием
принцип человеколюбия и оказалась поглощена
им.
Похожие
по смыслу: