Облик новобрачных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

После революции церковные обряды утратили свою юридическую силу, однако, еще до 60-х годов свадьбы с венчанием в церкви все еще были. После 60-х годов все чаще стали проводиться колхозные, комсомольские и студенческие свадьбы, во время которых некоторые обряды полностью утрачивались. В последние 15-20 лет свадебные обряды снова стали возрождаться. Теперь молодые люди все чаще венчаются в церкви, перед этим справляя такие традиционные ритуалы как сватовство, мальчишник, девичник и другие.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.43 Кб (Скачать файл)

Введение

     В древнем мире в обществе людей всегда существовало множество традиций, поверий и обрядов. В течение времени многие из них были забыты, утратили свою сущность, да и просто изменились до неузнаваемости. Но есть одна традиция, которая лишь немного видоизменилась – это бракосочетание.

     Бракосочетание – это когда две личности сливаются в одно единое целое, создавая семью, чтобы вести единое хозяйство и продолжать род. Существуют различные виды браков. В разных странах к бракам относятся по-разному. Так во многих западных странах церковные браки имеют юридическую значимость, в России же юридически законными считаются только браки официально зарегистрированные в ЗАГСе. Однако в старые времена и в России браки заключенные именно в церкви считались единственной легальной формой.

     Само слово «свадьба» произошло от слова, свататься, которое обозначало сговариваться или соглашаться. Ведь именно свадебный сговор предшествовал тогда свадьбе. Конечно, особой честью тогда у мужчин было воровство невесты. Сначала парень воровал понравившуюся девушку у ее родителей, а уже потом родители этого молодого человека шли свататься. У спартанцев даже была введена специальная дисциплина, на которой обучали воровству невесты.

     До начала 19 века в России существовало две разновидности заключения браков: «по сговору» и «самокруткой или убегом». В основном браки заключались «по сговору» или по договоренности. Это были публичные свадьбы, с большим количеством гостей, о которых были осведомлены жители всего города или деревни. В 19 веке стали проводиться свадьбы без торжеств, это позволяло сэкономить деньги на свадьбе. Такие свадьбы в основном играли бедные крестьяне.

     После революции церковные обряды утратили свою юридическую силу, однако, еще до 60-х годов свадьбы с венчанием в церкви все еще были. После 60-х годов все чаще стали проводиться колхозные, комсомольские и студенческие свадьбы, во время которых некоторые обряды полностью утрачивались. В последние 15-20 лет свадебные обряды снова стали возрождаться. Теперь молодые люди все чаще венчаются в церкви, перед этим справляя такие традиционные ритуалы как сватовство, мальчишник, девичник и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Облик новобрачных

     Молодые не должны выглядеть так, будто они из разных пар. Длинное белое платье невесты обязывает жениха быть не менее нарядным. 
В этом сезоне модно, чтобы жених был одет в свадебную тройку: смокинг или классический костюм и обязательно цветной жилет. Цветовая гамма — черный, благородный серый. Рубашка белая, под галстук или галстук-бабочку. 
     Сейчас остро модным считается специальный укороченный галстук. Он завязывается широким узлом и обычно прикрепляется к вороту рубашки заколкой для галстука. 
     Следует сказать несколько слов и об одежде других участников церемонии — приглашенных на свадьбу гостей и, конечно, свидетелей. Они не должны выглядеть наряднее молодых. Женщинам не следует надевать белое платье (даже если невеста будет в цветном). На свадьбу не годится черное или очень темное платье. Это касается всех женщин, независимо от возраста. Неплохо, если свидетели одеты в том же стиле, что и молодые (как правило, это ровесники). Родители должны быть нарядными и в ЗАГСе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Кольца

     Еще в древние времена жених и невеста надевали друг другу на безымянный палец обручальное кольцо в знак утверждения брачного союза. Именно кольцу, то есть замкнутому кругу, люди приписывали чудесную силу, способную отогнать злых духов. 
     С тех пор наша жизнь сильно изменилась, но обручальные кольца как символ любви и верности, непременный атрибут свадебного торжества существуют и по сей день. Только вместо совсем простых тонких золотых колечек сегодняшним женихам и невестам предоставляется возможность выбора различных ювелирных изделий. 
     По традиции обручальные кольца покупает будущий муж. Иногда молодым дарят свои кольца родители. На кольцах можно выгравировать дату бракосочетания, имена или инициалы молодых. Возможен и другой вариант: на кольце жениха могут быть инициалы или имя невесты, а на кольце невесты — инициалы или имя жениха. 
     Моды как таковой на символ брачных уз не существует. Все зависит только от вкуса и пожеланий жениха и невесты. В последнее время у многих будущих молодоженов пользуются популярностью обручальные кольца из трехцветного золота: желтого, зеленого и красного, из матированного золота с алмазной гранью, из платины или белого золота с бриллиантами. Хотя есть и такие молодые пары, которые не желают отходить от вековых традиций и покупают классические обручальные кольца. А некоторые женихи выбирают для своих возлюбленные, кольцо не только для обручения, но и для помолвки. Оно может быть украшено небольшим цирконом, двумя соединенными шариками или сердечками. 
     В столичных ювелирных салонах представлены как отечественные, так и импортные обручальные кольца. По утверждению специалистов, российское золото считается одним из лучших в мире. При изготовлении из него ювелирных украшений соблюдается обязательный пятиступенчатый контроль технологического процесса, начиная с исходного качества сырья и кончая определением в готовом изделии процентного содержания золота, серебра и других элементов. 
     Не стоит, прельстившись невысокой ценой, покупать турецкие кольца — турецкое золото хрупкое, непластичное и легко растрескивается, как при попытке растянуть кольцо, так и просто от механических нагрузок, а мастерские отказываются ремонтировать изделия из него из-за особенностей химического состава. 
     В большинстве ювелирных салонов существуют гибкие системы скидок для молодоженов (5—20 %), которые могут распространяться не только на обручальные кольца, но и на весь ассортимент. Так что ни одна пара влюбленных не останется без обручальных колец ко дню свадьбы. 
     Чтобы обручальное кольцо прослужило вам как можно дольше и его еще можно было бы передать в качестве приданого вашей внучке, воспользуйтесь нашими полезными советами по уходу за ним, к тому же их совсем несложно выполнять. 
• Как и любое другое ювелирное украшение, обручальное кольцо следует снимать во время выполнения домашней и вообще любой физической работы, чтобы на поверхности кольца не появились царапины. 
• Следует снимать обручальное кольцо при употреблении косметических средств, особенно на основе ртути, так как кольцо может изменить свой цвет. 
• Если на обручальном кольце появились темные пятна от соприкосновения с влажной кожей, протрите его замшей или фланелью. 
• Сильно загрязненное кольцо следует промыть в мыльной воде, затем ополоснуть в чистой и протереть фланелью. 
Пусть и через много лет вашей счастливой семейной жизни не потускневшие от времени обручальные кольца напомнят вам о дне свадьбы.

 

 

 

    1. Церемония гражданского бракосочетания

     Светский обряд бракосочетания имеет гораздо более короткую историю, чем церковный. И конечно, ныне, когда вновь разрешен церковный обряд, процедура гражданского бракосочетания проигрывает в своем внешнем проявлении. Однако эту процедуру не обойти, поскольку даже для совершения обряда в храме необходимо свидетельство ЗАГСа об официальной регистрации брака. Часто обе церемонии проходят в один день: молодые едут в церковь сразу из ЗАГСа. 
     Жених и невеста, сопровождаемые свидетелями, родственниками и друзьями, приезжают в ЗАГС за 10–15 минут до начала процедуры бракосочетания. Торжественная церемония начинается с выстраивания перед входом в ритуальный зал свадебного кортежа, который распорядитель приглашает в положенное время. В былые времена он был длинный и эффектный. Ныне кортеж если и есть, то очень немногочисленный: в первой паре невесту ведет ее отец, во второй — жениха ведет его мать, в третей — мать невесты ведет отец жениха, потом идут свидетели, затем члены обеих семей, приглашенные гости (не приглашенные к кортежу не присоединяются). После бракосочетания кортеж провожает молодоженов в другом порядке: молодая жена — со своим свекром, молодой муж — с тещей, остальные в том же порядке. Мужчины всегда подают женщинам левую руку. 
     По традиции семья и друзья жениха находятся во время бракосочетания с правой стороны зала, а семья и друзья невесты — с левой. Часто родители молодых становятся справа и слева от жениха и невесты, а позади них располагаются свидетели и другие приглашенные. Подобные церемонии во время бракосочетания в ЗАГСе теперь очень редки. Мы привели их как любопытную подробность. Ныне, как правило, женщины идут с правой стороны от мужчин, а невесту берет под руку жених. Иногда новобрачные держатся за руки — это выглядиточень мило. 
     Процессия замедляет шаг у огромных створчатых дверей, которые медленно открываются и все входят в ритуальный зал. Жених и невеста становятся в центре зала. Здесь их ожидают ведущие ритуал. 
Молодым не стоит волноваться по поводу церемонии бракосочетания, так как их поведение в это время регламентируется. От жениха и невесты требуется лишь сказать «да» достаточно ясно и без промедления (но не раньше, чем будет задан вопрос). 
     Обручальные кольца во время бракосочетания находятся у жениха. В соответствующий момент он надевает кольцо на палец невесты, затем она на палец жениха. Существует и другой вариант, когда кольца на подносе подает молодоженам сотрудник ЗАГСа или сам ведущий. Супруги обмениваются кольцами и целуются. В старые времена обручальное кольцо носила только жена. Это было не случайно, так как кольцо расценивалось как символ власти, в том числе власти мужчины над женщиной. Теперь, как правило, его носят оба супруга (в России — на правой руке). Если кто-либо из супругов считает это ненужным, не любит украшений или кольцо мешает ему в работе, не следует обижаться, ведь это всего-навсего символ связи. 
После обмена кольцами ведущий вручает молодоженам свидетельство о браке. 
     На бракосочетание молодые могут пригласить музыкальный ансамбль, который оживит церемонию (необходимо согласовать это с ЗАГСом). 
После процедуры бракосочетания молодые принимают поздравления. Первым берет слово официальное лицо, которое проводило бракосочетание. Многочисленные гости приносят поздравления в зале ожидания. Супруги должны без удивления принимать добрые пожелания даже от незнакомых людей: это могут быть гости другой семьи, которых не обязательно представлять в этот торжественный момент. 
     После приема поздравлений молодые выходят вместе и по традиции направляются к фотографу. Этот визит имеет определенный смысл дать возможность родителям закончить дома последние приготовления к свадьбе и встретить прибывших на торжество гостей. Не все новобрачные стремятся получить классический снимок «голова к голове», сделанный в профессиональном ателье. Иногда памятные фото делают друзья-фотолюбители, однако эти снимки часто не удаются. 
     Иногда, чтобы дать родителям возможность закончить приготовления к встрече новобрачных, молодые отправляются на автомобильную прогулку по городу и возлагают цветы к памятным местам в той местности, где они проживают. До недавнего времени в Москве такими местами были Красная площадь и Могила Неизвестного Солдата. Сейчас паломничества новобрачных переместились на Поклонную гору, хотя почти в каждом районе столицы есть свои места возложения цветов. Петербуржцы, как правило, возлагают цветы к бронзовому Медному всаднику. Да и в любом городе наверняка есть хорошо известное жителям место (обычно памятник, который является своеобразной визитной карточкой данной местности), куда принято ездить после регистрации в ЗАГСе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обручение

     Таинство брака принимается всего раз в жизни. По церковным канонам до обрядов обручения и венчания жених и невеста причащаются на литургии (натощак). И действительно, грех не поститься жениху и невесте в день бракосочетания. Законным временем для брака считаются часы тотчас после обедни. 
     Направляясь в церковь к обручению и венчанию, нужно взять с собой иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, белое полотенце, кольца и венчальные свечи. Перед отъездом в церковь шафер жениха вручает невесте от его имени букет цветов, который должен быть: для девицы-невесты — из померанцевых цветов и мирта, а для вдовы (или второбрачной) — из белых роз и ландышей. При входе в церковь, по обычаю, икону несет мальчик 5–8 лет, который идет впереди невесты. 
     При церемонии могут присутствовать в качестве зрителей все желающие — родственники, гости, но обязательно должны быть свидетели со стороны жениха и невесты, без которых обряд не может быть совершен. В церкви родственники и знакомые со стороны жениха становятся справа (то есть за женихом), а со стороны невесты — слева (то есть за невестой). Выходить из церкви до окончания церемонии считается крайне неприличным. 
Церемония совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы он был из белого (немонашествующего) духовенства. 
Обручение означает скрепление пред Богом и Церковью взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение — это христианская форма естественного брака. Обручению предшествует благословение родителей и духовного отца. Видимым знаком утверждения этого союза в мире, любви и единомыслии является вручение жениху и невесте колец с молитвой священника о Небесном благословении их обручения. В древности обручение жениха и невесты совершалось их родителями и родственниками. Соизволение родителей признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А так как христиане кроме родителей по плоти имели духовного отца в лице епископа или иерея, то вскоре вошло в благочестивый обычай заручиться еще и их благословением. 
     С древности чин обручения (подготовительная часть службы венчания) совершается в притворе, где и служба оглашения перед крещением, потому что это лишь подготовительный шаг к тому, чтобы двое соединились в одно целое и вступили в полноту церковную. Жених и невеста становятся рядом друг с другом; священник приносит из алтаря освященные кольца, которыми они обмениваются три раза, как бы три раза говоря: «Да, я всерьез это делаю, это не мгновенное движение души, это продуманное действие…» И священник произносит: «Обручается раб Божий (раба Божия) рабе Божией (рабу Божию) такой-то во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». 
В древности многие люди не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью; и решающую роль играло то кольцо, на котором была личная печать. Документ, запечатленный этим кольцом, был неоспорим. Вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно все — свою жизнь, свою честь, свое имущество. 
И вот, когда венчающиеся обмениваются кольцами (именно обмениваются, потому что каждый из них сначала надевает кольцо и затем три раза его передает своему супругу, прежде чем оставить на своей руке), они как бы говорят друг другу: «Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе…» И конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только условный брак или брак без намерения строить общую жизнь от начала и до последнего дня. Кольца несут в себе и еще один символический смысл. Вручением колец, принесенных от святого престола, жениху и невесте священник выражает веру Церкви в непрерывность их союза, даруемого им благодатью Божией. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем свободную волю жениха и невесты, восприемлющую обет верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения. 
     Потом священник выносит свечи для жениха и невесты. Горящие свечи новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них. Свет — источник Божией святости. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которую вступают двое, чтобы стать одним существом, одной плотью. Затем священник совершает каждение жениха и невесты, то есть отдает им то же самое почитание, какое отдается в богослужении иконе или священнику (который представляет собой образно икону Христа), потому что Церковь видит в них живой образ Божий, и этому образу воздается честь в виде каждения. 
Далее священник возглашает: «Благословен Бог наш…» Как не благодарить Бога за то, что в мире, где так много розни, напряжения, взаимного отрицания, вражды, непонимания, два человека полюбили друг друга, друг в друге увидели взаимно вечную красоту и решили превзойти, превозмочь все, что может их разделять, решили стать одним целым, одной личностью в двух лицах?! Как не благодарить Бога за то, что на земле совершается такое чудо, которое Таинственно говорит нам о том, что рознь пришла к концу и единство осуществлено?! 
     Затем Церковь молится о мире, который может быть послан только с небес; молится о спасении жениха и невесты; молится о мире во всем мире, о храме, где совершается богослужение, и о всех, которые с верой, благоговением, страхом Божиим, то есть с трепетным сердцем, пришли в него. Церковь молится о женихе и невесте — о том, чтобы им даны были совершенная любовь, любовь мирная, и помощь от Бога, потому что жизнь, полная невзгод и испытаний, будет стремиться разорвать хрупкое, еще не созревшее единство, которое между ними образовалось. Церковь молится и о том, чтобы им сохранить единомыслие, чтобы у них были одни желания, одно сердце, одна направленность и чтобы им была дана твердая вера — вера друг в друга, вера в Бога, вера в возможную победу, в преодоление всех трудностей, возникших между ними или вокруг них. Молится Церковь о том, чтобы им были даны в результате этого непорочная, целомудренная жизнь и честный брак. 
     Этим завершается первый шаг соединения жениха и невесты. Теперь они стоят со свечами и с кольцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

    Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из самых важных задач человека на земле, поэтому принятие решения о вступлении в брак – одно из самых важных в жизни любого человека. Людьми движет желание совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.

     Свадебный обряд, пожалуй, является  вторым по важности после рождения  событием в жизни каждого человека. И отпраздновать его хочется  соответствующим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы

  1. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.
  2. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.
  3. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.
  4. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.

 


Информация о работе Облик новобрачных