Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:58, реферат
Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми... Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Введение 2
Общение 4
Виды и формы общения 4
Речь 5
Основные качества речи 5
1.Точность речи 6
2.Понятность речи 6
3. Чистота речи 7
4 Богатство и разнообразие речи 7
5. Образность, выразительность речи 7
Культура речи 8
Компоненты культуры речи: 8
1. Нормативный компонент культуры речи. 8
2. Коммуникативный компонент культуры речи 8
3. Этический компонент культуры речи. 9
Культура речевого общения. 9
Литература 11
Оглавление
Введение 2
Общение 4
Виды и формы общения 4
Речь 5
Основные качества речи 5
1.Точность речи 6
2.Понятность речи 6
3. Чистота речи 7
4 Богатство и разнообразие речи 7
5. Образность, выразительность речи 7
Культура речи 8
Компоненты культуры речи: 8
1. Нормативный компонент культуры речи. 8
2. Коммуникативный компонент культуры речи 8
3. Этический компонент культуры речи. 9
Культура речевого общения. 9
Литература 11
Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми... Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима.
Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и дpyгие значения.
Что такое общение в самом широком смысле?
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения - речь. Следовательно, общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Обще́ние — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
Выбор оптимальных видов и форм общения c учетом всех особенностей конкретной ситуации - это тоже важный элемент кyльтypы.
Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным пaрамeтрам. Мы основываемся на классификации H. И. Формановской, которая выделяет следующие виды общения:
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой
психолингвистический процесс, форму
существования человеческого
Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но к воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности людей самых различных специальностей: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, журналистов, менеджеров. Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности, роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, учит, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
Вот почему в школах, лицеях, колледжах стали преподавать культуру речи, риторику, ораторское искусство.
Культура речи
— совокупность таких качеств,
которые оказывают наилучшее
воздействие на адресата с
учетом конкретной ситуации и
в соответствии с
— точность,
— понятность,
— чистота речи,
— богатство и разнообразие,
— выразительность,
— правильность.
Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:
— понимать, что
такое национальный русский
— усвоить и
развить навыки отбора и
— овладеть нормами литературного языка, его богатством.
Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.
Что же делает
речь непонятной? Прежде всего
незнакомые слова. Поэтому,
Ученые-лингвисты
огромный запас словаря
Гораздо сложнее
обстоит дело с восприятием
слов ограниченного
Чистота речи
— отсутствие в ней лишних
слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов».
Конечно, в языке этих слов
нет, такими они становятся
в речи говорящего из-за
Богатство к
разнообразие, оригинальность речи
говорящего или пишущего во
многом зависит от того, насколько
он осознает, в чем заключается
самобытность родного языка,
М.В. Ломоносов,
блестящий оратор своего
Красноречие есть
искусство о всякой данной
материи красно говорить и
тем преклонять других к
В этом определении
называется характерный
Выразительность
речи усиливает ее
Это относится
не только к публичным
Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Норма - это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов
Концепция нормы основана на трех следующих оппозиций:
1) консерватизм/динамичность;
2) безвариантность/вариантность;
3) всеобщность/локальность.
Коммуникативный компонент культуры речи несет основную нагрузку в наиболее эффективном достижении поставленных целей общения. Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества
Коммуникативный компонент культуры речи включает три основные составляющие:
1) определение цели коммуникации;
2) определение прагматических условий коммуникативного акта;
3) диктуемые целью и
прагматикой основы выбора и
организации языковых средств,
формирующих соответствующие
Этический компонент культуры речи предполагает решение двух разных по своей сути задач:
1) кодификация в качестве
нормативных способов
2) определение нормативности
заимствований литературного
Мы разобрали такие значения как «общение», «речь» и «культура» . Освоить культуру речевого общения удается далеко не каждому. Этим занимается наука риторика и ораторское искусство.
“Ораторское искусство — это искусство практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в парламенте? На эти и многие другие вопросы должна ответить забытая в стране и нуждающаяся в реабилитации наука — риторика. На протяжении многих веков она была нормой культуры, одной из классических гуманитарных дисциплин, изучающей действующего речью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи”.