Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 22:56, реферат
Я выбрала данную тему, потому что она наиболее интересна для моих размышлений. Само эстетическое чувство, как известно, присуще каждому человеку и подразумевает отношение индивида ко всему, что его окружает на основании категории прекрасного. Трудно представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают жизнь многоцветной. Посредством эстетических чувств мы открываем красоту мира и человека.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мурманский государственный гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ
Художественного образования
«Общество без эстетического чувства, возможно ли оно и какое оно?»
Студенткой 1 курса
дневного отделения
Алексеева О.И.
Проверил преподаватель
Я выбрала данную тему, потому что она наиболее интересна для моих размышлений. Само эстетическое чувство, как известно, присуще каждому человеку и подразумевает отношение индивида ко всему, что его окружает на основании категории прекрасного. Трудно представить себе человека без радости, доставляемой ему искусством, без счастья эстетических переживаний. Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, не чуждую, не враждебную. Эстетические чувства делают жизнь многоцветной. Посредством эстетических чувств мы открываем красоту мира и человека.
Но также человек хозяин своих чувств и своего разума, поэтому эстетическое чувство он может изменять или даже сознательно блокировать. Такая блокировка эстетического чувства называется прагматикой. Прагматик (в бытовом смысле) – это человек, который выстраивает свою систему поступков, дел и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. То есть это такие люди, для которых полезность предмета намного важнее его внешнего вида. Данный тип людей встречается нам не только в современном мире, но и в литературе. Яркий пример отрицания всего прекрасного – это Евгений Базаров из романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Искусство он отрицает, потому что оно, по его мнению, бесполезно. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой - смешно, наслаждаться природой – нелепо». Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. Он обедняет жизнь своим практическим рационализмом.
В личном же опыте мне тоже не раз приходилось блокировать свои чувства, но ненадолго. Люди часто не проявляют чувств, скрывают их за маской холода и безразличия и думают, что так будет лучше, но все происходит наоборот. Из-за такой тенденции прагматизма в мире все меньше остается по-настоящему искренних людей.
В реальной же жизни я не могу представить современное общество без эстетики, хотя заметна тенденция спада эстетической культуры. Люди в наше время зачастую не задумываются об окружающей их красоте и не оберегают ее, а наоборот оказывают разрушительное действие. Такие разрушения происходят за счет вандализма и загрязнения окружающей среды. Например, человек, гуляя по лесу, может кинуть непотушенный окурок на землю, не подозревая о том, какой вред он может причинить природе. Даже такой мелкий поступок уже показывает уровень эстетического чувства.
Я допускаю мысль о том, что в нескором будущем социум утратит эстетическое чувство в целом и вполне сможет жить без него, но будет ли это жизнь?! Я считаю, что нет, ведь человек без чувств – это уже не человек, на мой взгляд, а в каком-то смысле робот. Мне очень нравится роман «Мы» Е.И. Замятина, в котором он подробно описывает возможное будущее человечества. Главные герои живут в государстве по типу тоталитарного общества. У каждого жителя этого государства есть свой порядковый номер и их день состоит из последовательных действий, которые они выполняют изо дня в день, из года в год. Такое чувство как любовь в этом мире не существует вовсе. Вполне логично, что если нет эстетики, то и нет любви, ведь одно без другого существовать не может. Эстетика – это стремление к прекрасному, а любовь – это и есть то прекрасное, что есть в нашей жизни. Здесь присутствует некая взаимосвязь любви и прекрасного: душе, способной к любви, открыто полное наслаждение прекрасным. На личном опыте знаю, что у человека с момента познания любви меняется и само мировосприятие: жизнь кажется не такой уж и ужасной, а наоборот прекрасной, появляется желание творить добро, заниматься музыкой и поэзией. Даже когда у главного героя романа возникает чувство влюбленности, он пытается его подавить, потому что это неприемлемо, то есть происходит блокировка эстетического чувства, а в последующем и вымирание души, после чего он становится «бездушным роботом». Но где любви не существует, также не существует и искусства с музыкой, они не имеют места быть, потому что являются возвышенным - категорией прекрасного. Получается, что выстраивается некая цепочка: нет эстетики – нет любви, нет любви – нет искусства. По моему мнению, без стремления к прекрасному, не было бы любви , без любви к музыке, поэзии, рисованию ,не было бы искусства. Примерно так я представляю общество без эстетического чувства.
На тему эстетического чувства, как составляющего звена жизни индивида в обществе можно размышлять бесконечно, но, мне кажется ,все зависит от человека, его отношения к окружающему миру и его эстетической культуры.
Информация о работе Общество без эстетического чувства, возможно ли оно и какое оно