Основные этические концепции происхождения морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:57, реферат

Описание работы

Термин "мораль" по истории возникновения и по содержанию является латинским аналогом термина "этика": произошел от лат. moralis (характер, нрав) и служил для обозначения моральных качеств человека, изучением которых, по мнению римского мыслителя Цицерона (IV в. н.э.), должна заниматься наука под названием "моральная философия".
В русском языке эквивалентом латинского слова "мораль" и греческого "этика" является термин "нравственность", который часто в обыденной речи отождествляют с понятием "мораль". В научном языке под моралью принято понимать идеальный мир должного поведения человека, регулируемого и определяемого высшим нравственным законом и фиксируемого на уровне морального сознания (мир должного). Нравственность – это реально существующие отношения между людьми (нравы), это нравственная практика (мир сущего), в которой отступления от норм и принципов морали выступает как противоречивая реальность нашей жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………..стр.3
Глава 1.Происхождение морали
Формирование морали в первобытном обществе………...………………….стр.4
Нравственные отношения в классовом обществе……………………………стр.5
Глава 2. Основные концепции происхождения морали

2.1.Религиозный подход происхождения морали………………………………..стр.6

2.2. Натуралистический подход .………………………………………………….стр.8
2.3. Социальный подход…………………………………………………….……..стр.9
Заключение………………………………………………………………………..стр.11
Список использованной литературы…………………………………………….стр.12

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...………..стр.3

Глава 1.Происхождение  морали

    1. Формирование морали в первобытном обществе………...………………….стр.4
    2. Нравственные отношения в классовом обществе……………………………стр.5

Глава 2. Основные концепции  происхождения морали

 

2.1.Религиозный подход происхождения  морали………………………………..стр.6

 

2.2. Натуралистический  подход .………………………………………………….стр.8

2.3. Социальный подход…………………………………………………….……..стр.9

Заключение………………………………………………………………………..стр.11

Список использованной литературы…………………………………………….стр.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин "мораль" по истории возникновения и по содержанию является латинским аналогом термина "этика": произошел от лат. moralis (характер, нрав) и служил для обозначения  моральных качеств человека, изучением которых, по мнению римского мыслителя Цицерона (IV в. н.э.), должна заниматься наука под названием "моральная философия".

В русском языке эквивалентом латинского слова "мораль" и греческого "этика" является термин "нравственность", который часто в обыденной речи отождествляют с понятием "мораль". В научном языке под моралью принято понимать идеальный мир должного поведения человека, регулируемого и определяемого высшим нравственным законом и фиксируемого на уровне морального сознания (мир должного). Нравственность – это реально существующие отношения между людьми (нравы), это нравственная практика (мир сущего), в которой отступления от норм и принципов морали выступает как противоречивая реальность нашей жизни.

Эту тему контрольной  работы я выбрала потому, что в ней можно проследить происхождение и развитие морали в обществе. Я считаю, что это является важным для социально-культурного сервиса и туризма, т.к. люди, работающие в таких сферах должны быть лояльными в отношении клиентов,так как эта сфера предполагает практически «круглосуточного» общения с людьми. Изучение морали и концепций поможет правильно преподносить себя и иметь представление об общественных принципах, а так же правильно находить подход к клиенту. Ведь мы и так живем по принципам, определенным рамкам, которые выстраивались годами, и у каждого человека свой моральный облик, поведение. Я считаю, что мораль это духовное качество людей, помогающее нам правильно разглядеть человека, его сущность. Целью своей работы я считаю, раскрыть и рассмотреть основные концепции происхождения морали. Задачи: изучить возникновение морали; раскрыть значимость морали в обществе.

 

Глава 1.Происхождение  морали

    1. Формирование морали в первобытном обществе

Мораль сформировалась в ходе:

 • выделения человека  из мира животных;

 • образования  социальных общностей; 

 • возникновения общественных отношений

 Выживание первобытных  людей было возможно только  в коллективе -родовой общине. Коллективный  труд, совместное проживание требовали  согласованного поведения, формирования и соблюдения правил общежития.

 Порядок в первобытной  общине поддерживался с помощью  системы табу - запретов (на определенные  виды пищи, сексуальных отношений  и пр.). Нарушение табу строго  каралось всей общиной. В ходе  исторического развития на основе табу сложились обычаи, традиции, которые:

 • опирались на  общественное мнение;

 • распространялись  только на членов общины;

 • некоторые из  них носили нравственный характер (почитание старших и т. п.);

 • регулировали  наиболее важные для людей процессы (рождение, брак, труд, смерть, войны);

 • лежали в основе  ритуалов.

 Человек первобытного  общества не имел индивидуальных  нравственных убеждений, ориентировался  на нравственные представления  общества. Он усваивал нормы поведения,  подражал другим членам общества. Некоторые нормы поведения регулировали взаимоотношения общин.

 Справедливость основывалась  на принципе воздаяния (нанесения  равноценного ущерба, мести) - талионе.

 

 

 

 

1.2.Нравственные  отношения в классовом обществе

Нравственные отношения в обществе начали формироваться в процессе социального расслоения общества:

 • разделения и  специализации труда, повышения  его производительности;

 • имущественного  расслоения общины.

 Единицей (ячейкой)  общества становится патриархальная  семья, состоящая из нескольких поколений, живущих вместе и самостоятельно ведущих общее хозяйство. Зависимость семьи от общины ослабевала.

 Автономность семьи вызвала  возникновение индивидуальной нравственной  ориентации, самоопределение личности. Нравственные нормы общины становятся более гибкими, обобщенными. Возникает нравственная оценка поведения людей:

 • нарушения норм караются  с учетом меры вины и намерений  провинившегося;

 • поступки оцениваются с  точки зрения не только полезности, но и соответствия представлениям о добре.

 С возникновением государства,  объединившего разрозненные общины, появилась необходимость морального  равенства всех слоев общества, выработки универсальных правил  поведения, принципов справедливости. Мораль рабовладельческого общества:

 • опиралась на обычаи и традиции;

 • регулировала классовые  конфликты; 

 • обеспечивала социальную  преемственность; 

- была идеологическим инструментом  правящих классов; 

 • не учитывала индивидуальности  человека.

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные концепции происхождения морали

 

2.1.Религиозный подход происхождения морали

 

Согласно одному, самому древнему представлению, мораль, как  закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим  богом или через посредников  – героев и пророков. Так, основатель ислама, Пророк Мухаммад в божественном откровении обрел истину и выразил ее в Коране. Иисус Христос, Бог христиан, провозгласил новые законы жизни в Нагорной проповеди, а также в других проповедях, поучениях и притчах. В монотеистических религиях это единственный случай, когда Бог открыто явился людям, жил и учил среди них. Но в исламе и иудаизме Иисус признается в качестве пророка, т.е. одного из избранных Богом людей и тем самым исключительность этого случая личной передачи закона Богом людям отрицается. Заратуштра (греч. Зороастр, VII–VI вв. до н.э.), основатель иранской религии зороастризма и Моисей (ХIII–ХII вв. до н.э.), основатель иудаизма – исторические лица, окутанные мифами и легендами – пророки, через которых Ахурамазда, верховных бог зороастрийского пантеона и Ягве – иудейский Бог передали людям свои законы. Если Мухаммаду в медитациях, а Будде (основатель буддизма) в состоянии нирваны открылись божественные истины, то Заратуштре и Моисею боги являлись персонально. Древнеиндийский мифический первопредок людей Ману, древнеегипетский бог Осирис и древнеиндейские божества Виракоча и Кецалькоатль не только принесли людям божественную мудрость в виде знаний, умений и правил жизни, но и жили среди них, прививая им навыки разумной и правильной жизни, а то и решительно принуждая их к этому. Таким же, жившим со своим народом, был полубог-получеловек, правитель Крита Минос (ок. ХVI в. до н.э.), установивший законы, принесшие Криту процветание и мировую славу.

Законы Ману, законы Моисея и законы Заратуштры дошли до нас почти в полном, хотя, конечно, и не в первоначальном виде. По многим косвенным источникам мы можем получить представление и о других древнейших, предысторических нормативных кодексах.

Все они более-менее  близки если не по содержанию, то по общему духу и направлены на ограничение племенного и родового эгоизма, индивидуального произвола, на подавление спонтанной жестокости и установление обычаев, оберегающих мир в сообществе. С развитием духовной культуры изменения в предписаниях касались того круга людей, по отношению к которым требовалось проявлять миролюбие и терпимость. Христос призывал уже к всеобщей простительности и к любви к врагам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Натуралистический  подход 

Согласно натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае). Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.  Большое распространение натуралистические концепции в этике получают в эпоху Возрождения (Д. Бруно, Б. Телезио) и в период Нового времени: теории естественной морали и права, разумного эгоизма, утилитаризма и др. В XIX в. эти идеи разрабатываются Ч. Дарвином, П. Лафаргом, К. Каутским, Г. Спенсером, П. Кропоткиным и другими социологами, рассматривающими этику как фазу биологической эволюции мира. Смысл нравственности заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений. Так П.А. Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования.  Недостаток натуралистических концепций заключается в том, что они стирают грань между социальным и биологическим, отождествляют человека и животное, приравнивают моральные ценности к биологическим.

 

 

 

 

 

 

2.3. Социальный подход

Социологический подход к морали был уже известен мыслителям античности (софисты, Аристотель, др.). Особенно активно его отстаивали маркситсы. К этому же направлению  необходимо отнести Э. Дюркгейма, М. Вебера и их последователей. Среди  них нетрудно найти материалистов, идеалистов, и тех, кто объявляет мораль результатом соглашения, тех, кто говорил о приоритете религиозных и моральных ценностей. Но все они отмечали социальную природу морали. Указанные мыслители старались опираться на конкретные исторические данные – определенные исторические события, факты, обычаи, традиции, нравы. Они же пытались выявить  и общественные интересы, осмыслить общество как целое и подчеркивали теснейшую взаимосвязь личности и общества при приоритете, как правило, последнего. Наконец, они подчеркивали человеческий характер моральных ценностей.

В социологических теориях  морали нравственные ценности подменяются  интересами общества в целом, а чаще и интересами различных социальных групп, которые, конечно же, меняются от века к веку, от народа к народу.

В социологических теориях  морали нравственные ценности едва ли не напрямую связываются с текущими интересами людей и социальных групп.

В рамках данного направления  в этических учениях можно  рассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. В истории этики ее представляли софисты в V-VI вв. до н. э., Бентам, Дж. С. Милль, учение прагматизма и др. Откровенный индивидуализм и подчинение поведения личности принципу материальной пользы и эгоистического расчета, отрицание ведущей роли духовных интересов в деятельности человека делают утилитаризм непривлекательным для значительной части общественности, которая не приемлет торгашеский подход в определении духовных ценностей. Поэтому в настоящее время откровенный утилитаризм встречается редко, подается в замаскированной форме. Как правило, он процветает в обществе с неконтролируемыми рыночными отношениями.

Таким образом, существует несколько концепций, объясняющих  происхождение морали. В известной  мере они дополняют друг друга, создают в культуре объемное, многогранное видение морали. Так, религиозные и биологические воззрения фактически отмечают ограниченности чисто социологического анализа разнообразных явлений нравственности. В то же время социологические учения подчеркивают, говоря словами Вл. Соловьева, что осуществление идеи добра, "действительное развитие человеческой нравственности возможно для лица только в общественной среде чрез взаимодействие с нею".

В заключение нельзя не отметить, что философские системы субъективно  идеалистического направления практически отказываются от решения проблемы возникновения морали. Так, Ж.-П. Сартр пишет, что "нет никакой всеобщей нравственности, которая показала бы нам, что следует делать". По его мнению, индивид каждый раз сам выбирает свои нравственные ценности, является единственным законодателем своих поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нравственная жизнь  личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество  оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек. Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Если говорить конкретно о сервисе и туризме, то изучение морали необходимо для того, чтобы конкретно иметь представления и рамки о норме поведения на работе, в деловом круге общения.

Информация о работе Основные этические концепции происхождения морали