Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:22, реферат
Категории этики – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности
Категории этики – не только теоретические конструкц
Индивидуальная половая любовь
– межличностное единство с другим
человеком. Но любовь – это не любое
единство, а связь, предполагающая сохранение
целостности человеческой личности;
сила, позволяющая преодолеть отчуждение
между людьми. Любить в нравственном
смысле означает прежде всего давать,
а не получать. Но, делясь своей жизнью,
человек духовно обогащает
Любовь так же многообразна по своим формам и содержанию. Нравственная ценность любви в том, что она мобилизует все силы личности. Например, страстная любовь – причина подвигов и гениальных произведений, придает смысл жизни и уничтожает страх смерти. Но ее особенность – в динамичности и недолговечности, в ее обязательной связи с физическим влечением, в ее способности лишить личность рационального контроля за своим сознанием и поведением. Общественное сознание признает силу и значение страстной любви, но относится к ней настороженно, поскольку именно страстная любовь чаще других видов любви приводит личность к внутреннему конфликту между долгом и любовью, между влечением и совестью.
Существует любовь-дружба, которая
соединяет в себе признаки любви
и дружбы, требует взаимопонимания
и поддержки. Любовь-дружба возникает
как развитие страстной любви
или независимо от нее. Сила и ценность
любви-дружбы – в ее постоянстве
и долговечности, соединения рационального
и эмоционального основания, в меньшей
опасности разрушительного
Можно назвать и любовь-заботу:
материнская и отцовская
В истории развития нравственного сознания человеческого общества у каждого вида любви свое место. С древних времен существуют нравственные требования любить свою родину, свой народ, во всех культурах существует почитание своих родителей, позже нравственной ценностью оказывается любовь к детям. Противоречивым было и осмысление индивидуальной половой любви в морали и искусстве.
Древнее общество не знало любви
в нашем понимании этого слова:
любви-привязанности одного человека
к другому, мужчины и женщины.
Семья как общественная группа выполняла
задачи экономического обеспечения, обеспечения
безопасности ее членов и воспроизводства
населения. Мы можем предполагать, что
в культуре этого общества не было
такой ценности, как индивидуальная
любовь, будь то любовь родительская, братская
или эротическая. И далее в
течение длительной человеческой истории
семейная жизнь и любовные переживания
существуют раздельно, знаменуя собой
либо разные возрастные этапы, либо разные
сферы частной жизни человека.
Отражение именно такого положения
вещей можно увидеть в
Любовь как ценность и условие
брака утверждается в общественном
мировоззрении, культуре и обыденном
сознании к концу XIX в. Можно утверждать,
что в XX в. в Европе, Америке и
России стало считаться
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
- Гардарики, 2003. - 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс
лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для
вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с.
4. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983.
- 445 с.
5. Этика (конспект лекций). - М.: "Приор-издат",
2002. Автор-составитель Широкова И.Г.