Основные категории этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Категории этики – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.
Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности
Категории этики – не только теоретические конструкц

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 42.49 Кб (Скачать файл)

Индивидуальная половая любовь – межличностное единство с другим человеком. Но любовь – это не любое  единство, а связь, предполагающая сохранение целостности человеческой личности; сила, позволяющая преодолеть отчуждение между людьми. Любить в нравственном смысле означает прежде всего давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек духовно обогащает другого. Способность любить, отдавая, зависит  от развития личности. Это предполагает, что человек должен выработать в  себе установку на плодотворную деятельность, преодолев склонность к самолюбованию, бессмысленному времяпрепровождению, накопительству и насилию над  другими. Таким образом, в моральном  смысле ценность половой любви в  том, насколько она облагораживает человека, и в том, каково соотношение  обладания и дарения в процессе любви.

Любовь так же многообразна по своим  формам и содержанию. Нравственная ценность любви в том, что она  мобилизует все силы личности. Например, страстная любовь – причина подвигов и гениальных произведений, придает  смысл жизни и уничтожает страх  смерти. Но ее особенность – в  динамичности и недолговечности, в  ее обязательной связи с физическим влечением, в ее способности лишить личность рационального контроля за своим сознанием и поведением. Общественное сознание признает силу и значение страстной любви, но относится  к ней настороженно, поскольку  именно страстная любовь чаще других видов любви приводит личность к  внутреннему конфликту между  долгом и любовью, между влечением  и совестью.

Существует любовь-дружба, которая  соединяет в себе признаки любви  и дружбы, требует взаимопонимания  и поддержки. Любовь-дружба возникает  как развитие страстной любви  или независимо от нее. Сила и ценность любви-дружбы – в ее постоянстве  и долговечности, соединения рационального  и эмоционального основания, в меньшей  опасности разрушительного влияния  на личность.

Можно назвать и любовь-заботу: материнская и отцовская любовь, братская любовь и т. д., означающие глубокое чувство ответственности, заботу, уважение, знание другого человека, желание помочь ему в жизни.

В истории развития нравственного  сознания человеческого общества у  каждого вида любви свое место. С  древних времен существуют нравственные требования любить свою родину, свой народ, во всех культурах существует почитание  своих родителей, позже нравственной ценностью оказывается любовь к  детям. Противоречивым было и осмысление индивидуальной половой любви в  морали и искусстве.

Древнее общество не знало любви  в нашем понимании этого слова: любви-привязанности одного человека к другому, мужчины и женщины. Семья как общественная группа выполняла  задачи экономического обеспечения, обеспечения  безопасности ее членов и воспроизводства  населения. Мы можем предполагать, что  в культуре этого общества не было такой ценности, как индивидуальная любовь, будь то любовь родительская, братская или эротическая. И далее в  течение длительной человеческой истории  семейная жизнь и любовные переживания  существуют раздельно, знаменуя собой  либо разные возрастные этапы, либо разные сферы частной жизни человека. Отражение именно такого положения  вещей можно увидеть в произведения искусства любой эпохи: супружеская  любовь представляется как привычка или притворство, скрывающие пресыщение, скуку и конфликт.

Любовь как ценность и условие  брака утверждается в общественном мировоззрении, культуре и обыденном  сознании к концу XIX в. Можно утверждать, что в XX в. в Европе, Америке и  России стало считаться безнравственным  заключать браки без любви. В  России такие властители дум, как  Толстой, Тургенев, Чехов пытались доказать пошлость и аморальность брака, построенного на расчете и необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.       Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.  
2.       Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.  
3.       Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с.  
4.       Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с.  
5.       Этика (конспект лекций). - М.: "Приор-издат", 2002. Автор-составитель Широкова И.Г. 


Информация о работе Основные категории этики