Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:49, реферат
Категории этики –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали. Категории этики объективны по содержанию (там сконцентрировано то, что есть в реальной жизни, и они не зависят от сознания людей), и субъективны по форме (т.е. объективное содержание может по-разному оцениваться в зависимости от интеллектуального развития личности, нравственной культуры, образа жизни…). Все категории этики являются и категориями морального сознания. Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.
* формы проявления морали на уровне личности (моральные качества личности);
* обобщенный показатель характера человека.
Количество добродетелей соответствует количеству видов деятельности человека. Человек и добродетелен, и порочен. Он несовершенен. Даже моральный человек не состоит только из добродетелей.
Добродетели и пороки являются характеристиками личности, служащими для ее оценки другими людьми. Они означают намерение человека действовать, основываясь (или не основываясь) на принципах морали.
Ориентация на добродетель предполагает наличие чувства собственного достоинства, желание сохранить его. (Человек не способен совершить те или иные поступки из гордости, уважения к себе) Установка на добродетель основана на целостности внутреннего мира человека, осознании самоадекватности.
Аристотель утверждал: человек, обладающий знанием о том, что такое добродетель, не будет вести себя противоположным образом. Согласно Аристотелю знать - значит обладать знанием, применять его на практике.
Соловьев утверждал, что добродетели не являются безусловными сами по себе. Они обретают значение добродетелей в зависимости от предмета приложения, в соотнесенности с основами нравственности. (Например, мудрость, проявляемая в достижении неблаговидных целей, не является добродетелью).
9.Счастье. Смысл жизни.
Счастье – это одна из глобальных нравственных ценностей; регулятор нравственной деятельности людей; чувство глубокой удовлетворенности от достижения цели, обретения предмета желаний; комплекс ᴨȇреживаний, связанный с положительной оценкой человеком своей жизни, и т.п.
Единого, общепризнанного определения счастья в этике не существует. Желания, цели людей различны, каждый человек имеет свое представление о счастье.
Люди ассоциируют счастье с:
* материальным достатком;
* физическим здоровьем;
* высоким социальным статусом;
* уважением со стороны других людей;
* усᴨȇшным самовыражением в труде, творчестве;
* благодатью Божьей (для верующих людей).
Счастливый человек
Счастье человека предполагает его социальную значимость, утверждение в обществе, преодоление человеком негативных особенностей личности. Достижению счастья могут препятствовать негативные особенности личности, неблагоприятные социальные условия жизни.
Счастье и смысл жизни. Человек не может испытывать счастья, если считает свою жизнь лишенной смысла. Проблема потери человеком смысла жизни была рассмотрена во многих философских и психологических учениях.
В. Франк в работе "Человек в поисках смысла" утверждал, что утрата смысла жизни не зависит от материального и социального положения человека, сопровождается депрессией. В благополучном обществе удовлетворение материальных потребностей не приносит человеку чувства обретения смысла жизни.
Смысл жизни может быть обретен в любом возрасте человека и в любой жизненной ситуации. Человек должен сам придать смысл своему существованию. Помощь извне невозможна (бесполезна). Смысл жизни не создается, но обретается. Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа.