Основные категории этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 15:24, реферат

Описание работы

Социальная работа – это такой вид профессиональной деятельности, в
которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника.

Файлы: 1 файл

трофимова.docx

— 22.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Основные категории этики

 

Введение

Социальная работа – это такой вид профессиональной деятельности, в

которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях. Отчасти это обусловлено тем, что непосредственным объектом профессионального воздействия социального работника является человек. Принадлежность к профессии, от которой в определённых условиях может зависеть судьба клиента, предъявляет повышенные моральные требования к профессионализму социального работника. Поэтому профессионализм – это не только владение общекультурными и профессиональными знаниями, опытом, но и способность оценивать свои действия в моральном плане.

Реализация моральных принципов в деятельности социальных работников нередко затруднена объективными обстоятельствами, по причине которых социальный работник не всегда может не допустить возникновение нравственных конфликтов. Социальному работнику приходится подчас реализовывать моральные ценности в сложных, необычных условиях. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что нормы профессиональной морали являются одним из видов знания, которым социальный работник должен овладеть.

Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения.

Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр.

 

Понятие основных категорий этики

Категории этики – наиболее общие понятия, применяемые для обозначения основных объектов, изучаемых этикой. Мы рассмотрим наиболее общие, традиционно сложившиеся понятия как морали вообще, так и ее теории – науки этики. С их помощью в теоретическом и обыденном моральном сознании отражаются наиболее существенные, узловые моменты поведения людей, реальные нравственные отношения, чувства, взгляды и нравственные ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики.

При изучении этических категорий важно рассмотреть нормативно-оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания.

Так, при нормативно-оценочном содержании традиционные этические категории, имеющие значение нормы, включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении. Общество воздействует на человека, регулирует его поведение и предъявляет моральные требования. Действия человека, отвечающие нравственным нормам и требованиям общества, а также имеющие моральную значимость для самого человека, представляют собой добро и благо; действия, которые противоречат этим требованиям и нормам, представляют зло.

Ценностно-ориентированный аспект позволяет рассматривать этические категории как ориентирующие нравственные ценности. Мир человека видится как безграничное многообразие потребностей человека, которые выступают как значимые, важные, дорогие для него вещи. По-настоящему ценностными вещи становятся только в результате заинтересованности в них и признании стоящими над всем тем, к чему надо стремиться, созерцать, относиться с признанием, почтением. Именно заинтересованность и предпочтения составляют основу ориентации в жизни. Мораль в качестве средств такой ориентации предлагает представления об этических категориях, которые выражают аксиологический смысл человеческого существования, т. е. человек может существовать только в мире ценностей. Таким образом, ценности – это значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека; также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению.

Все поступки и суждения, мысли, чувства, моральный выбор, человека зависят и определяются системой ценностей. Все ценности объединены в систему ценностных ориентиров. Нравственная оценка ценностей создает их иерархию, обосновывает их неравенство и соподчинение.

Ценности различают:

– по содержанию (польза, добро, власть, истина, счастье, слава, чистая совесть и т. д.);

– знаку (положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека: польза – вред; добро – зло; совесть – бесстыдство; слава – позор;) эта полярность ценностей связана с полярностью выражения их в чувстве, оценочности, нормативности).

Выделяют ценности:

– практические (мораль, ответственность, свобода, честь и достоинство);

– духовные (добродетель, благоразумие, великодушие);

– высшие и низменные (справедливость – ложь и др.);

–общечеловеческие, которые являются общими для всех людей вне зависимости от различий социальных, национальных, половых, религиозных, возрастных и пр. (гражданственность, патриотизм);

– групповые, ценности различных групп людей, наций, слоев общества, объединений; сюда могут быть отнесены религиозные, гуманистические и тому подобные ценности;

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признание

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции социальные работники могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

 

Заключение

 

Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 94.

[2] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 650.

[3] Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 88.

[4] См.. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989. С. 321–323.

 


Информация о работе Основные категории этики