Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:14, реферат
Предметом исследования является семья. Объектом исследования выступают взаимоотношения в семье.
Целью исследования является рассмотрение семейных взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие «семья», ее типы и функции;
Рассмотреть существующие типы взаимоотношений в семье;
Рассмотреть виды и причины конфликтов внутри семьи;
Введение 3
1 Теоретические аспекты семейных отношений 5
1.1 Понятия семьи и брака 5
1.2 Структура и функции семьи 7
1.3 Семейные конфликты: виды и причины 10
2 Анализ конфликтной ситуации на примере конкретной семьи 13
2.1 Анализ структуры и причин конфликта 13
3 Основные направления по улучшению взаимоотношений в семье 15
3.1Рекомендации по разрешению конфликта 15
3.2Рекомендации по предупреждению конфликтов 15
Заключение 18
Список использованных источников
Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи:
Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть.
Второй кризисный
период связан с появлением детей.
Еще неокрепшая система «Мы» подвергается
серьезному испытанию. Что же лежит в основе
конфликтов в этот период?
-Ухудшаются возможности профессионального
роста супругов.
-У них становится меньше возможностей
для свободной реализации в лично-привлекательной
деятельности (увлечения, хобби).
-Усталость жены, связанная с уходом за
ребенком, может привести к временному
снижению сексуальной активности.
- Возможны столкновения взглядов супругов
и их родителей по проблемам воспитания
ребенка
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским
возрастом, который характеризуется конфликтами
однообразия. В результате многократного
повторения одних и тех же впечатлений
у супругов наступает насыщение друг другом.
Это состояние называют голодом чувств,
когда наступает «сытость» от старых впечатлений
и «голод» по новым .
Четвертый период конфликтности отношений супругов
наступает после 18—24 лет совместной жизни.
Его возникновение часто совпадает с приближением
периода инволюции, возникновением чувства
одиночества, связанного с уходом детей,
усиливающейся эмоциональной зависимостью
жены, ее переживаниями по поводу возможного
стремления мужа сексуально проявить
себя на стороне, «пока не поздно» .
Значительное влияние на вероятность
возникновения супружеских конфликтов
оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения
многих семей; чрезмерная занятость одного
из супругов (или обоих) на работе; невозможность
нормального трудоустройства одного из
супругов; длительное отсутствие своего
жилья; отсутствие возможности устроить
детей в детское учреждение и др. [ 4, С.
329]
2 Анализ конфликтной ситуации в семье
2.1. Анализ конфликта
Семья из двух человек ждёт появления на свет ребёнка. Конфликтная ситуация возникла в связи с подбором имени ребёнку. Жена предлагает одни варианты имён, муж предлагает другие варианты и они никак не могут прийти к единому мнению, в результате чего постоянно происходят словесные перебранки.
Характер инцидента (повод) :так как муж в шутку зовёт ребёнка именем, которое ему нравится, жена постоянно раздражается, просит его этого не делать. Из-за этого у них происходят хоть и небольшие, но постоянные конфликты, которые происходят в форме делового спора. Оба супруга дорожат своими отношениями и понимают, что решение должны принять вместе.
Участники конфликта: муж и жена, состоящие в браке три года. На протяжении этого времени серьёзных конфликтов не было, все возникающие вопросы решались совместно. В качестве основной стратегии разрешения конфликтов используют стратегию сотрудничества, осознавая важность взаимодействия и того, что эта проблема касается их обоих. В данной ситуации оба осознают ответственность за выбор имени для будущего ребёнка. Пол ребёнка-мужской. Жена хочет дать имя Дима, а муж хочет назвать сына Семёном.
Альтернативные способы реализации интересов заключаются в поиске альтернативного имени, которое устроило бы обоих родителей.
Сам конфликт сформировался по схеме КС+И=КФ(конфликтная ситуация+инцидент=конфликт), где конфликтная ситуация-это противоречие между супругами какое должно быть имя у ребёнка, инцидентом выступило то, что муж называл ребёнка именем, которое не нравилось жене, т.е.
неудовлетворение потребности во взаимопонимании по вопросам воспитания детей. Этот конфликт может быть составляющей второго кризисного периода, который связан с появлением в семье детей и одной из причин которого может являться столкновение взглядов супругов в вопросах воспитания ребёнка и т.п.
Нужно отметить, что данный конфликт является открытым и проявляется в открытом разговоре в подчёркнуто корректной форме.
3 Основные направления по улучшению взаимоотношений в семье
3.1 Рекомендации по разрешению конфликта
Нужно стараться не копить ошибки, обиды и “грехи”, а сразу реагировать на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций.
Не делать замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).
Никогда не обобщать даже явные недостатки супруга, веди разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.
Стараться находить время
для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть
друг от друга. Это поможет снять
эмоционально-психологическую
3.2 Технология предупреждения конфликта
Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.
Что можете лично вы:
1. уметь оценивать ситуацию как предконфликтную.
С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:
2. После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте.
Необходимо следовать следующим принципам:
1. не идти на конфликт,
если не уверены, что
2. Снижать по возможности
личный фон устойчивой
3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)
4. Чаще практиковать
в конфликтных ситуациях
5. Не давать предварительных
оценок и не ожидать
Способы и приемы воздействия на оппонента:
1. Не требуйте от
окружающих того, что они не
в состоянии дать (не в состоянии,
а не «не хотят»). Учитывайте
способности и возможности
2. Не перевоспитывайте человека (до 5 лет). Все новое в природе и обществе создается достаточно медленно. Если вас в человеке не устраивает какая-либо черта характера, имеются две стратегии по ее устранению: вы начинаете периодически указывать ему на эту черту, говорить, что она мешает вам и другим членам коллектива, или в ходе беседы, сделав человеку комплемент, вы мягко говорите ему о недостатке, подчеркивая, что с ним вполне можно жить, но без него человек стал бы еще лучше. Вы не стремитесь заставить человека, а стремитесь сформировать у него убеждение, что что-то нужно сделать.
3. Оценивайте психологическое состояние партнера по общению и избегайте острых тем, если оно нестабильно.
4. Занимайте твердую
позицию по отношению к
5. Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.
6. Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы.
Процесс эффективного общения в предконфликтной ситуации непосредственно связан с уровнем рациональности поведения. Известно, что всплеск эмоций в предконфликте обязательно переводит его в конфликтную фазу. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий предупреждения конфликт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, они меньше всего думают о том, насколько подходят друг другу. Но постепенно выясняется, что в совместной жизни многое зависит ни только от взаимности любви, но и от многих сопутствующих факторов. А бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах семейных конфликтов, заключается не в том, что их не должно быть (это не реально), а в том, чтобы правильно, с этической точки зрения, воспринимать их и достойно выходить из них, для чего необходимы знания о причинах их возникновения, правилах поведения в их рамках и путях выхода из конфликтов.
Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать и во вторую очередь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ ст.23
2 Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005.
3 Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996.
4 Анцупов А.Я., Шипилов А.И.. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.
5 Волков А.Г. Семья как объект демографии, М.: Социос, 2006.
6 Зритнева Е.И. Семьеведение. М., 2002.
7 Маркович Д.Ж. «Общая социология», Р-на дону, 2004.
8 Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 2000.
9 Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2000.
10 Харчев А.Г. Брак и семья / А.Г. Харчев. – М., 1997.
11 Шахматов В.П. Молодая семья: жизнеспособность, демография, право / В.П. Шахматов. Красноярск: Кн. изд-во, 2006.
Информация о работе Основные направления по улучшению взаимоотношений в семье