Основные понятия профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.

Содержание работы

1. Основные понятия профессиональной этики
2. Этический кодекс
3. Профессиограмма социального педагога
4. Ценности социальной работы

Файлы: 1 файл

контрольная универ.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

4. Психолог может выполнять свои  обязанности официального эксперта  в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных  для людей, не имеющих психологического  образования, следует избегать  избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог  должен отражать возможности  методов практической психологии  в соответствии с реальным  положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать  достижения психологии профессионально  и точно в соответствии с  действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях  психолог ориентируется на благополучие  и учитывает права всех субъектов  образовательного процесса. В случаях,  когда обязанности психолога  вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной  деятельности не должен допускать  дискриминации (ограничения конституционных  прав и свобод личности) по  социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности  психолога образования приоритетными  объявляются права и интересы  ребенка как основного субъекта  образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Профессиограмма социального педагога

 

Для социального педагога важно  иметь хорошую память. Он постоянно  должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы. При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации. 

В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального  уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности – ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное. Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

 Ошибки в работе социального  педагога могут быть вызваны: недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта); сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала); отрицательной мотивацией; стрессом (эмоциональным и информационным); патологическим процессом. При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.

Социальный педагог, работая в  постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные  ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав).

Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».

 Данная профессия предъявляет  высокие требования к коммуникативным  качествам личности. Социальный  педагог должен обладать широким  спектром коммуникативных навыков  и должен уметь: взаимодействовать  с людьми разных социальных  слоев и групп; слушать и  слышать; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; создавать и развивать позитивные отношения; строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости; правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист; объективно воспринимать и интерпретировать поведение клиента (ребёнок, родитель и т.д.). Должностная инструкция Социального педагога

1. Социальный педагог относится к категории специалистов.                                                          2. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование.                                                                                  3. Социальный педагог должен знать:                                                                                             1. Конституцию Российской Федерации.                                                                                                           2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.                                                                           3. Конвенцию о правах ребенка.                                                                                                                      4. Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства.                                                                                                                           5. Общую и социальную педагогику.                                                                                                              6. Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию.                                                     7. Основы социальной гигиены.                                                                                                              8. Социально-педагогические и диагностические методики.                                                                      9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.                   4 Социальный педагог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)

Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие  направления профессионального  совершенствования: Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики; Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права; Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.). Как и в любой другой профессии, социальный педагог должен стремиться достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности – уровня, системно моделирующего творчества Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора школы. В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценности  социальной работы

  
Социальный педагог признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.                                              Социальные педагоги: 
а) уважают основные права человека, указанные во Всеобщей Декларации ООН по правам человека и в других международных соглашениях, основанных на этой Декларации; 
б) демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми; 
в) защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними; 
г) способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей; 
д.) уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации; 
е) гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения. 
Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальной и социально-педагогической работы. Они предполагают: 
- справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека; 
- создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений; 
- обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.                                                                                                                                              Социальные педагоги: 
а) выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям, в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей людей;

б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы, проводят социально-педагогическую работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для всех клиентов, в том числе, для неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи;

в) убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого-либо (человека или какой-либо группы), включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;

г) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают отдельным личностям, семьям, группам, сообществам в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния;

д) развивают участие добровольцев, прежде всего, из числа молодежи в совершенствовании социальной и социально-педагогической работы, социальных процессов и социальных услуг, поддерживают деятельность общественных организаций и объединений социальной направленности, в том числе, посредством личного участия в них. 
Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и 
- обеспечивает принадлежность социального педагога к их профессиональной группе; 
- определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач.                                                                      

Социальные педагоги 
а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы; 
б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности; 
в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления; 
г) принимают участие в образовательном процессе совместно со своими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности; 
д) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.                                                       Социальный педагог не имеют права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. 
Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью социальной работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога.

Информация о работе Основные понятия профессиональной этики