Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:15, контрольная работа
Основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности.
1. Основные понятия профессиональной этики
2. Этический кодекс
3. Профессиограмма социального педагога
4. Ценности социальной работы
4. Психолог может выполнять свои
обязанности официального
1. В любых сообщениях, предназначенных
для людей, не имеющих
2. Во всех сообщениях психолог
должен отражать возможности
методов практической
3. Психолог обязан
1. В своих профессиональных
2. Психолог в ходе
3. В профессиональной
4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы. При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.
В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности – ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное. Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.
Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны: недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта); сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала); отрицательной мотивацией; стрессом (эмоциональным и информационным); патологическим процессом. При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.
Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав).
Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».
Данная профессия предъявляет
высокие требования к
1. Социальный педагог относится
к категории специалистов.
Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования: Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики; Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права; Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.). Как и в любой другой профессии, социальный педагог должен стремиться достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности – уровня, системно моделирующего творчества Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора школы. В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты.
Ценности социальной работы
Социальный педагог признает ценность
каждого человека и его право на реализацию
своих способностей, на достойные условия
жизни и благосостояние, на свободный
выбор жизненной позиции с условием, чтобы
права одного человека не препятствовали
реализации интересов и прав других людей
или групп.
а) уважают основные права человека, указанные
во Всеобщей Декларации ООН по правам
человека и в других международных соглашениях,
основанных на этой Декларации;
б) демонстрируют уважение и доброжелательное
отношение ко всем людям и уважают убеждения
своих клиентов, их ценности, культуру,
цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения
и связи с другими людьми;
в) защищают и поддерживают их достоинство,
учитывают индивидуальность, интересы
и социальные потребности своих клиентов
на основе построения толерантных отношений
с ними;
г) способствуют достижению личного благосостояния
и самостоятельности клиентов, формируют
и поддерживают в них уважительное отношение
к правам и свободам других людей;
д.) уважают права своих клиентов в принятии
решений; гарантируют клиентам непосредственное
участие в процессе принятия решений на
основе предоставления полной информации,
касающейся конкретного клиента в конкретной
ситуации;
е) гарантируют защиту своим клиентам
в целях их безопасности, а также безопасности
их социального окружения.
Социальная справедливость и гуманизм
являются ценностями социальной и социально-педагогической
работы. Они предполагают:
- справедливое и равноправное распределение
ресурсов для удовлетворения основных
социальных потребностей человека;
- создание и соблюдение равных гарантированных
возможностей использования потенциала
государственных и общественных социальных
служб, организаций и объединений;
- обеспечение равных прав и возможностей
их реализации при обращении и защите
согласно закону.
а) выявляют и адекватно реагируют
на социальные условия, которые приводят
к социальным противоречиям, трудностям,
в меру своих возможностей и уровня профессиональной
деятельности влияют на формирование
социальной политики, способствующей
справедливому удовлетворению социальных
потребностей людей;
б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы, проводят социально-педагогическую работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для всех клиентов, в том числе, для неимущих, социально уязвимых или угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической помощи;
в) убеждают каждого клиента в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого-либо (человека или какой-либо группы), включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;
г) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают отдельным личностям, семьям, группам, сообществам в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности выбора и улучшению социального благосостояния;
д) развивают участие добровольцев,
прежде всего, из числа молодежи в совершенствовании
социальной и социально-педагогической
работы, социальных процессов и социальных
услуг, поддерживают деятельность общественных
организаций и объединений социальной
направленности, в том числе, посредством
личного участия в них.
Компетентность (профессионализм) является
ценностью социально-педагогической деятельности,
которая обеспечивает качественное решение
социальных проблем обратившегося за
помощью человека, его социума, социальной
среды в целом и
- обеспечивает принадлежность социального
педагога к их профессиональной группе;
- определяет возможность их быстрого
профессионального роста и привлечения
для решения более сложных задач.
Социальные педагоги
а) изучают, используют, распространяют
и применяют знания, умения и навыки в
практике социальной и социально-педагогической
работы;
б) постоянно повышают уровень своего
профессионализма, поддерживают и расширяют
свою компетентность в целях повышения
качества услуг, осуществляя при этом
поиск и оценку новых подходов и практических
методов (методик, технологий) в своей
деятельности;
в) участвуют в научном поиске причин ущемления
социальных интересов конкретных людей
и социальных групп в целом, выявляют их
характер и определяют пути их предупреждения
и преодоления;
г) принимают участие в образовательном
процессе совместно со своими коллегами,
студентами и практикантами, публикуют
свой опыт разрешения конкретных социальных
проблем клиентов или ситуаций на основе
соблюдения принципа конфиденциальности;
д) признают рамки своей компетентности
и не выходят за их пределы в ситуациях,
где требуется более высокий уровень решения
проблемы; ставят перед руководством вопрос
о необходимости дальнейшего повышения
своего профессионализма.
Социальная активность, мобильность и
гибкость являются ценностью социальной
работы и предполагают взаимосвязанную
деятельность социального педагога.