Основы конструктивной критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.

Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.

Файлы: 1 файл

основы конструктивной критики.docx

— 197.24 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 
 
Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины. 
 
Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время. 
 
Прежде чем обижаться на любую критику, вспомните замечательный совет Карнеги: "Никто не станет пинать дохлую собаку". Другими словами, всякая критика – похвала. Потому что раз вас критикуют, пытаются задеть, значит, вы из себя что-то представляете! В вас видят конкурента, достойного соперника. С вами считаются! Разве это плохо? 
 
"Плохая" критика может исходить от человека с заниженной самооценкой. Ведь чтобы повысить значимость, нужно в чем-то превзойти соперника. Но на это требуются силы или время. Более простой способ – принизить оппонента, уменьшить его значимость. Потому что "ломать – не строить"! И критиковать – один из легких способов получить желаемое. 
 
Например, вы написали картину, рассказ или стихотворение. А "доброжелатель" вам советует что-то поправить, убрать, переделать? Не стоит реагировать на его замечания. Потому что это опять-таки связано с пониженной энергетикой критикующего. Раскритиковать новое всегда легче, чем создать свое. Новое зыбко и хрупко, ему еще пробивать дорогу. А в распоряжении критикующего – опыт, традиции, сформированное общественное мнение. И процесс критики идет легче, потому что можно использовать массу чужого опыта. И фразы можно составить солидные, респектабельные. Другими словами, принижая вас, проще всего утвердиться. Стоит ли обижаться на такого "критикана"? 
 
Еще один важный момент - то, что вы считаете критикой, может таковой вовсе не являться! Ваш оппонент просто высказывает свое мнение. Может быть, в грубоватой форме. Но ведь невозможно запретить иметь собственное мнение. Именно поэтому критика тут не причем.

 

Критика способствует личностному  развитию, когда её воспринимают  - это метод устранения недостатков в отношениях и работе. Почему мы порой злимся на критику в наш адрес, недолюбливаем людей, которые позволяют себе покритиковать нас? А почему иногда наоборот: мы абсолютно не обижаемся и даже благодарны за критику? Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в том, что не нравится тому, кто критикует.

Как воспринимать критику  
 
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.  
 
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.  
 
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.  
 
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.  
 
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.  
 
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.  
 
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.  
 
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».  
 
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.  
 
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она  
 
7 вызвана, максимум — как исправить положение.  
 
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.  
 
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.  
 
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.  
 
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.  
 
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.  
 
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.  
 
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.  
 
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.  
 
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.  
 
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.  
 
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.  
 
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.  
 
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков. 

 

 

 

 Критика может быть разной – конструктивной и деструктивной. 
 
При конструктивной критике  оценка замечаемых  поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению. 
 
Деструктивная критика – это разрушающие действия.  Суть деструктивной критики заключается в  демонстрации критикующим своего превосходства,  возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена. 
 
В зависимости от различных обстоятельств,  критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:  

  •  
     Конструктивная по форме и по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны – в вашем отчёте ошибка, придется всё переделать.
  •  
    Конструктивная по содержанию, но деструктивная по форме. Иванов, вы невнимательный бездельник – сделали ошибку в своем отчете. Переделывайте всё!
  •  
    Конструктивная по форме, но деструктивная по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны – часто ошибаетесь. Придется всё переделать.
  •  
    Деструктивная и по форме, и по содержанию. Иванов, вы бездельник – постоянно ляпаете ошибки. Переделывайте всё! 

 
На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно  учитывать эти факты. Можно критиковать  обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого  человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать  лучше.  
 
Вывод напрашивается сам собой: вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков поможет в будущем избежать неприятной и непродуктивной деструктивной критики!

 

 

 

 

Конструктивная  критика включает в себя 3 компонента: 

  1.  
    Возможность быть искренним и честно сказать другому человеку, что нам не нравится. 
  2.  
    Улучшить отношение с этим человеком, так как мы предполагаем, что он нас слышит, уважает, готов сотрудничать (у него просто может быть другой взгляд или он чего-то не понимает). 
  3.  
    Получение желаемого результата. Например: “в следующий раз дочка моет вовремя посуду”, “муж приходит трезвый”, “повышают зарплату” 

 
Если Вы решили покритиковать, заметили за собой, что вы уже критикуете или  начинаете, важно остановиться, найти  внутреннюю точку уважения себя и  другого и использовать 3 компонента конструктивной критики (см. выше). 
 
Например, что делать, когда хочется покритиковать дочку за немытую посуду: 

  1.  
    Скажите о своих чувствах (будьте искренны) – когда я прихожу с работы и вижу немытую посуду, то я расстраиваюсь. 
  2.  
    Говорите об отношениях – я тебя люблю, ты моя любимая дочка. 
  3.  
    Предложите – и мне бы хотелось, чтобы наш уговор соблюдался. 

 
Может быть, тебя что-то не устраивает, давай поговорим.  
 
 
 
Конструктивная критика предполагает внутреннюю открытость, возможность договориться по-другому. 
 
Сначала будет не сразу получаться. Напомню, что процесс личностного изменения, появления новых привычек происходит постепенно. 
 
Навык конструктивно критиковать приходит с практикой. Благодаря этому навыку снимается напряжение в отношениях, и они становятся более открытыми и искренними. 
 
 
Формы конструктивной критики 
 
Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.  
 
Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;  
 
Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;  
 
Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;  
 
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;  
 
Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;  
 
Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;  
 
Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;  
 
Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;  
 
Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;  
 
Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;  
 
Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только 
 
как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;  
 
Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;  
 
Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;  
 
Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;  
 
Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;  
 
Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;  
 
Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;  
 
Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;  
 
Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;  
 
Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».  
 
Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.  
 
Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными. 

 

 

 

Конструктивная критика  — указывающие на недостатки в  действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических  норм.  
 
В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных. В необходимости критического разбора работы сотрудников состоит одна из специфических функций руководителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отказывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Вряд ли существует какой-либо коллектив, деятельность которого настолько безупречна, что не нуждается в критических замечаниях со стороны руководителя.  
 
С другой стороны, человеческая психика устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Выполнение руководителем функций критического разбора деятельности и поведения сотрудников является зачастую источником обид, взаимных упреков, обострения отношений. Иногда одним из критериев отнесения руководителя к разряду так называемых «трудных» может быть именно выполнение критической оценки. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Истина любит критику, от нее она только выигрывает;  
 ложь боится критики, ибо проигрывает от нее.  
 Дени Дидро. 
 
В ежедневной работе с людьми руководителю приходится давать обратную связь своим коллегам и подчиненным. Довольно часто руководители воспринимают обратную связь, как головомойку подчиненным. Это происходит по разным причинам. Некоторые руководители считают, что на определенном участке работ должен находиться специалист, четко знающий свои обязанности, владеющий технологиями и алгоритмами выполнения этих обязанностей, и любые сбои в работе этого сотрудника говорят лишь о том, что были нарушены регламенты или что он безответственно отнесся к работе. Такие руководители уделяют мало внимания обучению и развитию своих людей. Для них в большей степени важен контроль, а понятие обратной связи включает в себя исключительно порицание. Данный тип руководителей просто не считает нужным давать позитивную обратную связь. Если сотрудник отлично выполняет свою работу, то это считается нормой. Зачем говорить о том, что и так хорошо? И в результате разговоры с подчиненными носят в основном негативную окраску, что с течением времени вызывает у сотрудников подсознательный страх разговора с начальством.

Информация о работе Основы конструктивной критики