Особенности этики предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Бизнесмены России все активнее приобретают новые черты, новые, более современные ценностные ориентиры. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура, нацеленная на удовлетворение требований рынка, на приоритет общественных, а не личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах наших предпринимателей, что свидетельствует о том, что процесс приобщения их к требованиям и условиям современного рынка форсируется, появляется новая основа для выкристаллизации совершенно иной этики бизнеса, что является залогом будущего процветания нашего отечества. Бизнесмен, как известно, в первую очередь — руководитель. И особое, приоритетное значение этика бизнеса имеет в управлении. Экономическая цель предпринимательства — опосредование личного интереса каждого сотрудника предприятия, которое обеспечивает интеграцию коллектива для достижения общей цели, создает основу для нравс

Файлы: 1 файл

этика.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

первой  была изображена женщина, кричащая от боли, на второй - она же принимала  лекарство, на третьей - после приема препарата боль прошла, и она изображалась в расслабленном, спокойном состоянии. Рекламу, которая не требовала пояснений, решили оставить. Через некоторое время обнаружили, что препарат вообще не покупается в арабских странах. О том, что там читают справа налево разумеется знали, но о том, что это относится и к картинкам, просто не подумали. Без учета культурной специфики смысл рекламы оказался прямо противоположным: женщина принимает предлагаемое лекарство, после чего кричит от боли.

Итак, участники  международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее  национальные и культурные особенности  могут оказаться весьма значимыми  при деловых отношениях. Прежде чем описывать национальные особенности сделаем несколько пояснений. Во-первых, под национальными стилями мы понимаем стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определенных национальностей. Так, китаец, живущий в США и ведущий переговоры от американской компании, в определенной мере может сохранить черты, присущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение на переговорах. Однако в целом его стиль ведения переговоров будет скорее американским, поскольку на формирование переговорного стиля в большей степени оказывают те условия, в которых человек работает и то, от имени какой страны он ведет переговоры. Во-вторых, необходимо учитывать, что практически невозможно "абсолютно объективно описать" национальный стиль делового общения. Всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов. В-третьих, национальный стиль - это наиболее распространенные, наиболее вероятные особенности мышления, восприятия поведения. Они не будут обязательными чертами, характерными для всех представителей описываемой страны, а только типичными для них. Знание национальных особенностей может служить своеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнера.

    Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны- партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, - их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Справедлива пословица "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.

    Можно привести еще немало примеров особенностей правил поведения бизнесменов различных  стран. Если, например, американцы, подчеркивая  свое расположение, дружески хлопают  вас по плечу и охотно принимают такой жест от вас, то, похлопав по плечу японца или попытавшись дружески обнять китайца или вьетнамца, вы можете сорвать свою сделку.

    Во  время деловой беседы с итальянцами  постарайтесь не демонстрировать своего неприятия их громкой, чрезмерно оживленной речи, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцами не удивляйтесь употреблению ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и "приниженность" собственного "Я" (например, "Я, недостойный, и моя ничтожная жена приглашаем Вас. Высокочтимого и благородного, к нам в гости") не мешают, а помогают японцам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового партнера, который бы заранее с такой скрупулезностью просчитал самые невероятные варианты предстоящей сделки и расставил столько различных (финансовых, юридических и других) ловушек своему партнеру по переговорам, как японец. Японская сверхвежливость - своего рода наркотик, усыпляющий бдительность партнера по переговорам. В любой финансовой, технической и другой деловой сделке японцы, как правило, обводят вокруг пальца наших излишне поддающихся на банальные комплименты и лесть отечественных бизнесменов.

  1. Сувениры. Подарки.

        Подарки — это всегда радость. Причем как дарения, так и от получения. Традиция преподносить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчиненным делают нашу трудовую жизнь богаче, добрее и полноценнее.

    Подарки принято подносить на дни рождения, при повышении по службе и на традиционные праздники. Подарком можно продемонстрировать уважение к своим сослуживцам, проявить благодарность людям, которые вас окружают и помогают в профессиональном плане.

    Но  если выбрать подарок родным и  близким сравнительно просто, то к выбору делового подарка необходимо отнестись с большим вниманием и терпением. Преподносить деловые подарки — своеобразное искусство. Здесь существует ряд правил и условностей и во избежание недоразумений их следует строго блюсти.

      Этикет деловых подарков достаточно  прост. Основное правило гласит: деловой подарок не обязательно  должен быть дорогим. Независимо  от ваших финансовых возможностей, дорогостоящих подарков не следует  делать ни гостям, ни сослуживцам. 

    Так своим подарком вы поставите их в неловкое положение, подарок может быть воспринят как давление. А дорогостоящий подарок начальнику может быть расценен как взятка. Согласно закону, взяткой будет считаться дорогостоящий подарок, вручаемый до или после оказания услуг конкретным лицом с использованием служебного положения.

    Деловой этикет безапелляционно запрещает  дарить:

    Одежду. Деловыми подарками не могут быть шляпы, рубашки, носки и тому подобное. Тем более белье. Исключение составляют галстуки, шарфы и платки. 

    Алкогольные напитки. Такие подарки при рабочих отношениях неуместны. Во многих компаниях существуют правила, запрещающие дарить спиртные напитки. 

    Предметы  религиозного культа и с религиозной  символикой. Во-первых, вы можете не угадать, какую религию исповедует тот или иной человек и исповедует ли её вообще. А во-вторых, это область интимного, куда сослуживцам вход воспрещен. 

    Шуточные  подарки следует презентовать с  осторожностью, поскольку отдельные  люди могут не понять шутки. Не рекомендуется  дарить шуточные подарки и сотрудникам, которые старше вас по возрасту. Необходимо дважды, а то и трижды подумать, прежде чем подарить карикатуру, куклу-двойника, частушки и т.п. 

    Парфюмерию  и косметику. Даже если вам кажется, что вы хорошо знакомы со вкусами  человека, которому предназначен подарок, вы все равно можете не угадать, какой запах духов или цветовую гамму декоративной косметики он предпочитает. 

    Категорически запрещено дарить вещи, бывшие в  употреблении, исключение составляет лишь антиквариат.

    Согласно  деловому этикету, не принято, чтобы сотрудники дарили своему начальнику индивидуальные презенты, лучше сделать это всем коллективом. Подарок должен быть памятным, качественным и подчеркивать индивидуальность того, кому он предназначен. Непременным же правилом для подарка, предназначенного VIP-персоне, является памятная надпись на внутренней стороне вещи. Подарок начальнику должен быть одновременно нейтральным и демонстрирующим уважение, но не нужно тратить последние деньги, чтобы преподнести начальнику шикарный подарок. Он прекрасно знает ваши финансовые возможности, и излишняя щедрость может быть им неверно воспринята.

    Если  в числе одариваемых счастливчиков  оказалось несколько коллег, желательно для всех припасти равные по значимости подарки — чтобы невзначай  не обидеть кого-то и не испортить отношения. Подчиненным принято дарить вещи с логотипом компании, которые можно использовать в офисе. С одной стороны, они расцениваются как презенты,

поднимают корпоративный дух, с другой —  выступают как определение их профессиональной деятельности.

    Подарок деловому партнеру должен быть корректным, достаточно сдержанным, запоминающимся, но неназойливым. При их выборе в  первую очередь ценится своеобразие. В последние годы известностью пользуется сувенирная продукция, призванная отвлечь внимание и снять напряжение. Как правило, это предметы, выполненные из упругих материалов, или вещи с мобильными частями, к примеру, многочисленные варианты «вечных двигателей». Стандартными деловыми подарками принято считать канцелярские товары: авторучки, калькулятор, органайзер, набор канцелярских принадлежностей. Зажигалка, часы, брелок для ключей. Изделия из кожи, стекла, керамики и металла. Коробки конфет или банки хорошего чая или кофе. Цветы и комнатные растения, особенно экзотические. Книги, музыкальные диски и DVD. Учтите, что подарок деловой женщине не должен ни коим образом касаться домашнего хозяйства, это может обидеть.

    Деловые подарки партнерам всегда присылаются  вместе с визиткой компании-дарителя. Особое внимание необходимо уделить  поздравлениям иностранных партнеров. Иностранным коллегам уместнее преподносить сувениры, имеющие национальный колорит. Текст поздравления обязательно должен быть на языке страны, в которую отправится открытка.

    Всякое  поздравление должно состоять из трех частей: приветствия, поздравления и пожелания. В приветствии следует избегать фамильярности. Наилучший способ — обращение по имени и отчеству. Поздравительный текст зависит от вашей фантазии, однако и здесь немаловажно соблюдать кое-какие правила. Деловым партнерам не следует желать смеха, радости, веселья, спокойствия. Лучше пожелайте им — исполнения желаний, здоровья, счастья, успехов, новых свершений, успешного бизнеса.

С подарка, как со знака внимания к человеку, обязательно снимают ярлык с  ценой. Это правило игнорируют только американцы. Все подарки, за исключением цветов, преподносят в упаковке. Лучше, если она будет выдержана в классическом, сдержанном стиле. Красивая упаковка — важная деталь, так как она создает первое впечатление о подарке. Вручив его, скромно слушают слова благодарности, не вступая в обсуждение. Если подарок передают лично, получатель должен распаковывать его в присутствии подарившего и поблагодарить. Невежливо отложить подарок в сторону, даже не взглянув на него. Все подарки следует принимать, чтобы не обидеть дарителей. Не следует выказывать неудовольствие за неудачно выбранный подарок. Отказаться от подарка

можно лишь тогда, когда он вынуждает вас  чувствовать себя должником. При  отказе подчеркивают благодарность  за внимание и мягко мотивируют свой отказ. Старайтесь быть последовательными и не меняйте решения даже после уговоров.

      Деловые сувениры настолько прочно  вошли в нашу жизнь, что проведение  любых деловых переговоров или  встреч бизнес - партнеров без  деловых сувениров представить невозможно. Да и отсутствие бизнес - сувениров на таких встречах будет расценено как незнание делового этикета или пренебрежение им. 

    Далеко  не всегда деловые сувениры бывают слишком дорогими. Да и не стоит  такие сувениры преподносить, потому что очень дорогой сувенир будет воспринять уже не как подарок, а как некое подобие попытки подкупа потенциального партнера.

Вариантов деловых недорогих сувениров  можно рассмотреть довольно много - наборы авторучек, различные вазы, стильные визитницы, подставки под ручки, брелоки для ключей. Безусловно, нужно рассматривать каждую ситуацию и тогда уже подбирать подарок, - если работа предполагает частые командировки, то, без сомнения, лучше и уместнее будет преподнести то, в чем возникает необходимость в дороге, чем, например, вазу или настенное панно.

    Обычно  не принято дарить в качестве деловых  презентов спиртное, хотя, если ситуация позволяет, то бутылка дорогого и  качественного вина окажется кстати на деловых переговорах. Не могут  быть деловым сувениром иконы, личные вещи, зеркала, особенно, за рубежом, где получить зеркало в подарок - это плохой знак. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

    1. Апресян P. Ценностные контроверзы  предпринимательства // Общест-венные  науки и современность. - 1993. - №  2.

     2. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: Экоперспектива, 1999.

     3. Венедиктова В.И. О деловой  этике и этикете. – М.: Институт  новой экономики, 1994.

     4. Данкел Ж. Деловой этикет  – Ростов-на-Дону, 1999.

     5. Деловой этикет / Сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити, 2004.

     6. Журавлев И.А. Этика общения  – М.: Инфра-М, 1997.

     7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова  В.Г. Этика деловых отноше-ний  – М.: Инфра-М, 2006.

Информация о работе Особенности этики предпринимательства