Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:06, доклад
Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются: реферат; аннотация; конспект; тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.
Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются: реферат; аннотация; конспект; тезисы.
Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.
Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.
В структуре реферата любого типа выделяется три основных компонента:
Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию.
Таким образом, реферат имеет следующие признаки:
В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:
Автор останавливается на вопросе…; Он анализирует…; Оценивая, он отмечает…; Далее автор рассматривает…; При этом он отмечает…; Самым серьезным последствием этого является…; Отсюда автор делает вывод, что…; Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…; Автор рассматривает…
Предлагаем проанализировать структуру реферата и речевые клише, используемые при его написании.
Во введении указывается (отмечается), что…; В первой главе освещается…; Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…; Вторая глава посвящена (содержит)…; По мнению автора,…; В третьей главе…; В заключении указывается (отмечается), что…
Статья предназначена для специалистов в области…; Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.
Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части:
Кроме названных частей, могут быть и факультативные части:
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише.
В статье (книге) рассматривается…; В книге изложены…; Статья посвящена…; В статье даются…; В основу работы положено…; Автор останавливается на следующих вопросах…; Автор затрагивает проблемы…; Цель статьи - показать…;Цель автора - объяснить (раскрыть)…; Целью статьи является изучение…; Автор ставит своей целью проанализировать…
Книга состоит из… глав (…частей)…; Статья делится на … части; В книге выделяются … главы.
Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…; Сборник рассчитан…; Предназначается широкому кругу читателей…; Для студентов, аспирантов…; Книга заинтересует…
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия) конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:
Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, т.е. авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, ори-гинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются: преамбула; основное тезисное положение; заключительный тезис.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.
Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:
Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.
В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:
Известно, что… Следует отметить, что… Однако… При этом важно, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей…
Информация о работе Особенности научно-информативного общения