Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:53, реферат
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.
Реферат на тему: |
особенности невербального
общения в этике деловых |
Сургутский Государственный педагогический университет
Кафедра менеджмента
Подготовила: Шестакова Анжелика Группа 8151 |
ВВЕДЕНИЕ
Люди
могут обмениваться разными типами информации
на разных уровнях понимания. Известно,
что общение не исчерпывается устными
или письменными сообщениями. В этом процессе
важную роль играют эмоции, манеры партнеров,
жесты. Психологами установлено, что в
процессе взаимодействия людей от 60 до
80% коммуникаций осуществляется за счет
невербальных средств выражения и только
20 – 40% информации передается с помощью
вербальных. Эти данные заставляют нас
задуматься над значением невербального
общения для взаимопонимания людей, обратить
особое внимание на значение жестов и
мимики человека, а также порождают желание
овладеть искусством толкования этого
особого языка, на котором мы все разговариваем,
даже не осознавая этого.
Особенностью невербального языка является
то, что его проявление обусловлено импульсами
нашего подсознания, и отсутствие возможности
подделать эти импульсы позволяет нам
доверять этому языку больше, чем обычному
вербальному каналу общения.
Успех любого делового контакта в значительной
мере зависит от умения устанавливать
доверительный контакт с собеседником,
а такой контакт зависит не столько от
того, что вы говорите, сколько от того,
как вы себя держите. Именно поэтому особое
внимание следует обращать на манеру,
позы и мимику собеседника, а также на
то, как он жестикулирует.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет
не только лучше понимать собеседника,
но и (что более важно) предвидеть, какое
впечатление произвело на него услышанное
еще до того, как он выскажется по данному
поводу. Другими словами, такой бессловесный
язык может предупредить вас о том, следует
ли изменить свое поведение или сделать
что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
В нашем внешнем поведении
В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.
Следует отметить, что невербальное поведение личности создает образ партнера по общению, а также выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения; является индикатором актуальных психических состояний личности; выступает в роли уточнения вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - "словесный, устный") общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем:
Первые три традиционно
относятся к компетенции
В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%.
Почему?
На основании намеренности-
Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать. А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи.
Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно. Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется самопсихологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.
В деловом взаимодействии при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на согласованность. Пока мимика согласуется со словесными высказываниями, мы обычно не воспринимаем ее отдельно.
Жестикуляция в деловом разговоре
Выделяют следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию.
Жесты уверенности |
кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят; во время передачи информации локти не прижаты к туловищу; руки в карманах, большие пальцы снаружи; одна рука обхватывает другую в области ладони |
Жесты неуверенности, раздражения |
прижатые вплотную к бокам локти; ёрзание в кресле; одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет; человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины); потирание уха |
Жесты, выражающие агрессивность |
тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях; поза на стуле «верхом»; руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин – амбициозность, у женщин - агрессивность |
Жесты несогласия |
боковой взгляд – жест недоверия (в случае когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнером как жест несогласия); прикосновение к носу или легкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов; ноги у сидящего направлены к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону |
Жесты, относящиеся к оценке получаемой информации |
рука у щеки; один палец отставлен, остальные под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент); почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге); почесывание пальцем спинки носа (озабоченность, сомнение); манипуляции с очками; рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев |
Жесты,
проявляющие некоторые черты
характера и отношение к
Жесты |
Возможная интерпретация |
Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь |
Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ |
Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр. |
Ощущает неполный контакт |
Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди |
Человек замкнут |
Ладони рук в поле зрения партнера по общению |
Человек открыт для общения |
Лицо чуть наклонено вбок и опирается на ладонь или кулак |
Внутренний монолог, скука |
Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот |
Подозрительность, скрытность, недоверие |
Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками) |
Негативно подавленное отношение к ситуации |
Скрещенные руки и ноги у сидящего человека |
Нежелание вступать в контакт, демонстративность |
Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол) |
Властность, психологическое давление на партнера |
Закладывание рук за голову |
Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование |
Глаза являются самыми мощными знаками невербальной коммуникации:
Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок. Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса:
Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха.
Взгляд можно и нужно тренировать и верно выбирать. В зависимости от обстоятельств выделяют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.
Деловой взгляд направлен на треугольник на лбу партнера по переговорам.Социальный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и ртом речевого коммуниканта. Интимный взгляд направлен на треугольник, образованный глазами и солнечным сплетением собеседника.
Обратите внимание, если
1. При беседе вы отмечаете, что ваш партнер практически не смотрит вам в лицо (во всяком случае, значительно реже, чем обычно, а если вы ловите на своем лице его взгляд, то мгновенный). Точно можно утверждать: он не желает с вами контактировать либо испытывает чувство дискомфорта из-за необходимости дезинформировать вас.
2. Ваш партнер при беседе почти неотрывно смотрит на вас независимо от фазы диалога. Точно можно утверждать: вы представляете для него какой-то интерес. Возможные варианты: либо он изображает «удава», считая вас «кроликом», либо он испытывает к вам симпатию, либо его интерес к вам вполне деловой – он заинтересован в обсуждении с вами этого вопроса.
3. При нормальных взаимоотношениях (без выраженной личной симпатии или антипатии) партнер будет чаще направлять свой взгляд на вас в те моменты диалога, когда его сознание будет менее загружено либо когда вы будете привлекать его внимание словами-обращениями.
4. Чем напряженнее для интеллекта беседа, тем реже будут взгляды на собеседника. Чем свободнее беседа, тем чаще партнеры обмениваются взглядами (разумеется, при прочих равных условиях).
5. Если вы заметили, что в какой-то момент диалога партнер перестал направлять на вас свой взгляд, а беседа такова, что не требует от него большого интеллектуального напряжения – значит, его отношение к вам ухудшилось. Это то же самое, как если бы он отвернул корпус чуть в сторону от вас. Ищите причину его недовольства.
Нормы невербального общения
Большую роль при невербальных контактах играют руки, поэтому важно следить за ними. Конечно, к этому нужно себя приучать, и со временем эта проблема не будет «давить» на психику и тормозить свободный процесс общения. «Работа» с собственными руками должна стать привычной, «слежение» - естественным процессом, сидящим в подкорке. Это абсолютно реально, и большинство людей вообще не думает об этом. Одно из правил делового этикета рекомендует как можно меньше жестикулировать обеими руками сразу. Во время беседы нежелательно прижимать локти слишком плотно к туловищу - это оставляет впечатление скованности, закомплексованности. Небольшой «люфт» в два - три сантиметра как бы дает некоторую свободу. Руки лучше держать выше пояса. Некоторые жесты в принципе не рекомендуются: не стоит постоянно касаться головы, сжимать кулаки, сплетать пальцы рук. Есть довольно распространенное движение кистей: все время что-то перебирается - то карандаш вертится, то скрепка крутится и т. д. Этот жест не стоит закреплять и лучше от него избавиться.
Информация о работе Особенности невербального общения в этике деловых отношений