Понятие "честь мундира" и его нравственная оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Сознание - высшая форма отражения публичного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и конкретные причины, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и остальных условий жизни общества, в том числе и права.

Содержание работы

Введение.
1. Профессиональная честь как моральная база сплоченности служебного коллектива.
2. Долг и моральная ответственность.
3. Понятие «честь мундира» и его нравственная оценка.
Перечень использованной литературы.

Файлы: 1 файл

понятие честь мундира и его нравственная оценка.docx

— 31.42 Кб (Скачать файл)

План.

 

Введение.

1. Профессиональная честь  как моральная база сплоченности  служебного коллектива.

2. Долг и моральная  ответственность. 

3. Понятие «честь мундира» и его нравственная оценка.

Перечень использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сознание - высшая форма отражения  публичного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и конкретные причины, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и остальных условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому принципиальным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание служащих органов внутренних дел. Структура профессионального сознания юристов, вообще, и служащих органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание). Анализируя элементы структуры профессионального сознания, нужно иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу меж нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения реальности. Сфера деяния морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей либо в меньшей степени регулируют все публичные дела. Бессчетные исследования проявили, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях страны можно только через нравственное и правовое сознание сразу. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности. Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, до этого всего, моральными критериями. Базу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное или конкретно, или через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда молвят о нравственной базе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не лишь самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага частенько охраняются и нормами права и нормами морали сразу. Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, соединены с саморегуляцией поступков, осознанием собственного долга, чувства справедливости. Они нацелены на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует выделить достаточную упругость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из комплекса альтернатив более целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играются нормы морали, нравственное сознание. Если благо - объект стремлений человека, добро - деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство - понятия, раскрывающие ценность мотива моральной деятельности.

Нравственное сознание имеет  в центре стержневой нравственный принцип, который совместно с другими  элементами характеризует начальную  моральную позицию личности. Таковым  стержневым принципом нравственного  сознания служащих правоохранительных органов, в частности органов  внутренних дел, является принцип законности, следование которому не лишь служебная  обязанность, но и моральный долг.

 

 
  1. Профессиональная честь как моральная база сплоченности служебного коллектива.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидуумом собственного публичного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления дела индивидуума к себе и общества к индивидууму, честь подходящим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются государственная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь) Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека либо учреждения, авторитет, репутация; это одно из основных нравственных свойств, высшая степень честности, порядочности, благородства. Категории этики тесновато соединены меж собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через внедрение остальных. Категория чести может быть понята лишь через привлечение таковых категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.

Профессиональная  честь - это признание публичным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и значимости) самоотверженного выполнения собственного долга. Заслужить звание «человек чести» можно лишь безупречным исполнением служебного долга и требований нравственности. Профессиональная честь проявляется у служащих правоохранительных органов, до этого всего в выполнении ими собственного служебного долга. Его специфика в том, что в мирное время выполнение долга просит мужества, выдержки, а порой и самопожертвования. Честь сотрудника правоохранительных органов неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою службу. Честь коллектива - это и его честь. Здоровое честолюбие - не чуждое чувство для сотрудника правоохранительных органов. Верно понимаемое честолюбие не вредит общему делу, а напротив, придает дополнительные силы для его выполнения. Другое дело, когда честолюбие перерастает в карьеризм, когда человек готов употреблять самые грязные средства для заслуги корыстных целей. Мастерски-нравственный потенциал служебного коллектива - это степень способности служащих противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное действие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства. Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. Моральной удовлетворенности служащих правоохранительных органов от осознания собственной принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в очах публичного представления и возрождать фаворитные традиции, которые у них непременно были. Традиции - это не просто история, а могучее средство воспитания юного поколения людей, стоящих на охране публичного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести. В то же время честь сотрудника правоохранительных органов просит и движения вперед, овладения современной техникой и новыми приемами и способами выполнения собственных профессиональных обязанностей. Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое принципиальное качество человека, что время от времени оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного слова либо отступление от него. Категория чести вправду одна из важнейших в нравственной культуре служащих правоохранительных органов. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значимой степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому нужно постоянно обучаться.

 

  1. Долг и моральная ответственность.

Категория долга - одна из важнейших  в этике вообще и посреди категорий  профессиональной этики в особенности.

Долг - то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который понимает их и реализует в собственной деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не лишь верно определяет саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, просит, настаивает на её претворении в жизнь. Быть человеком долга означает не лишь знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг - это конкретно то великое, что возвышает человека над самим собой. В особенности огромное признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Конкретно в этих сферах долг употребляется как очень действенная движущая людьми сила. Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачки: защиты прав и свобод личности, обеспечению сохранности собственной страны, укреплению правопорядка. Но потенциальные способности служебного долга могут проявиться лишь в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда публичные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг служащих правоохранительных органов - это высокая и знатная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, страны, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Но следует различать эти понятия. В долге конкретно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, просит их заслуги. Следовательно, публичный долг - действующее сознание. Отношение к публичному долгу характеризует не лишь личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их служащих. В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные дела в них регламентированы нормами права более детально, чем в остальных сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование страны и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную базу долга раскрываются высокие свойства - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь. Общность правовых и нравственных требований характерна для всего русского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов публичных требований более тесное и глубочайшее. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, рекомендациях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма. Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон. Принципиальной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Нужна таковая высокая ступень развития нравственного дела к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется повелением совести, когда дисциплина, как основное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, собственных управляющих, осознаваемая как внутреннее побуждение - это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно. Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая появляется из отношений к государству и обществу и служащих друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не лишь его практические результаты, но и мотивы деятельности. Не считая того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности. В связи с этим очень принципиальное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категория моральной ответственности. Категория моральной ответственности в значимой мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества либо человека к выполнению субъектом нравственного долга. Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность - это способность личности обдумывать последствия собственных действий и поступать в согласовании с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде публичных санкций за деяния личности. Время от времени ответственность подразделяют на позитивную и нехорошую. Положительная ответственность - это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует с на подобающее выполнение субъектом возложенных на него обязанностей. Негативная ответственность - реакция общества либо личности на совершенные проступки. Моральная ответственность различается от юридической, которая постоянно связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные деяния может предъявлять не лишь общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с публичным и личным осуждением. В данной связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таковых рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.К. Общество либо сам человек в каждой конкретной ситуации описывает, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Но, это не значит что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Таковыми основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя. Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.Е. Она отвечает только за то, что она объективно могла и субъективно обязана была выбрать и воплотить в поступке. В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их служащих за совершенные ими деяния. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и обязаны нести ответственность. Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.Е. Наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов обязаны нести ответственность за конкретные противоправные либо аморальные деяния конкретных лиц либо органов страны. Но в реальности оценка действий человека либо целой организации не постоянно укладывается в ту либо иную формулу. Многие вопросы требуют глубочайшего анализа и обязаны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им событий.

  1. Понятие «честь мундира» и его нравственная оценка.

Достоинство - категория  этики, отражающая моральное отношение  человека к самому себе и общества к индивидууму. Категория чести совсем близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести - это оценка публичного представления, а оценка достоинства - это до этого всего дело самой личности. В данном случае упор переносится на свою самооценку, которая базируется на осознании собственных наград перед обществом и собственной личной самоценности. Достоинство выступает частенько как реакция на тот либо другой тип дела к себе. Это дозволяет разглядывать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство - эмоциональное. Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если хоть какой человек имеет законное право на защиту собственного достоинства правоохранительными институтами, то это относится лишь к определенному минимуму форм дела к личности - в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Но уважение обществом достоинства личности - это большой спектр разных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированный характер - от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до серьезного соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. Степень этого уважения определяется как публичным статусом личности, так и её наградами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов трудности, трудности и значимости для общества собственной профессии, чувстве гордости собственной профессией. Достоинство для человека имеет не меньшую, а почаще огромную роль, чем материальное благополучие, здоровье либо даже сама жизнь. Поэтому постоянно и везде охрана и защита достоинства человека - важнейшая мишень всех политико-правовых институтов и хоть какой государственности. Это выдвигает необходимость утверждения принципа человеческого достоинства как полностью нравственно-правового принципа правопорядка. Этот принцип устанавливает, что лишь тот имеет право на применение закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую особенность другого и не допускает дела к нему просто как средству, но постоянно лишь как к цели публичного развития, к достижению общего блага; запрещает в процессе мастерски-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление либо ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силу выполнения служебных обязанностей; предписывает в полную меру употреблять процессуальные и институциональные способности установленного правопорядка, чтоб оградить достоинство и права личности от умаления и нарушения, будь то со стороны людей либо со стороны государственных органов и учреждений.

Понятие «честь мундира» можно найти как совокупность моральных свойств, которые обязаны быть присущи сотруднику правоохранительных органов: самоотверженное выполнение собственного служебного долга в согласовании с таковыми понятиями как: профессиональная честь сотрудника и честь коллектива, верность профессии, чувство профессионального достоинства, профессиональная совесть, моральная ответственность. Это отражено в Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации:

П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел - быть примером в выполнении законов русской  Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, общественного статуса, политических, религиозных либо мировоззренческих  убеждений в согласовании с Конституцией, международными правовыми нормами  и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко обдумывать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод людей, принадлежности, интересов общества и страны от преступных и других противоправных посягательств.

П-ф 4. Держать в голове старинное русское правило: «Честь - в службе!». Честно и добросовестно делать должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и мастерски действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране публичного порядка. Делом отстаивать честь и авторитет собственного подразделения, а также находить взаимопонимание с сотрудниками остальных служб, уважая их профессиональное достоинство.

П-ф 5. Не терять самообладания  и достоинства при вынужденном  и правомерном применении физической силы и особых средств, когда переговоры либо убеждения оказались неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим  поведением подавать пример высокой  порядочности и тактичного обращения  с окружающими, как на службе, так  и в семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь - заслужить  право гордиться собственной  профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел русской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Этика служащих правоохранительных  органов. Учебное пособие под  редакцией Дубова Г.В. - М., 2002

2. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура служащих правоохранительных органов. - Хабаровск, 1993

3. Кукушкин Н.В. Твоя профессиональная этика. - М., 1994

4. Профессиональная этика  служащих правоохранительных органов.  Учебное пособие. - М., 1997

5. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации: Утв. приказом МВД России от 19.11.93 г.


 


Информация о работе Понятие "честь мундира" и его нравственная оценка