Понятие и основные принципы государственной службы в российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение особенностей и проблем этики в государственной службе.
Задачи исследования:
- изучить понятие и основные принципы государственной службы в Российской Федерации;
- дать определение понятию «этика», рассмотреть этические кодексы;
- проанализировать особенности этики государственного служащего.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общая характеристика государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
2 ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
2.1 Понятие и специфика этики
2.1 Профессиональные этические кодексы
3 ТИПОВОЙ КОДЕКС ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Формирование профессионально-этического уровня государственных служащих
3.2 Анализ типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая этика.docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

Все принципы составляются определённую, связанную функциональными  и организационными началами и признаками целостную систему.

В конце  первой главы следует сообщить, что  государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная  деятельность граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий указанных в законодательство.

Государственная служба имеет свои принципы построения, функционирования и имеет свои разновидности.

Система органов государственной службы регламентируется большим блоком законодательства, оно совершенствуется, вносятся соответствующие  изменения и дополнения, принимаются  новые законы.

 

 

  1. ЭТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ: ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

2.1 Понятие и специфика этики

 

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического  поведения. Термин этика отсылает нас  к системе ценностей, посредством  которой человек определяет для  себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или  несправедливо.[6 с. 12] Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность).

Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что  разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим  собственным восприятием того, что  такое «хорошо» и что такое  «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону.

Абсолютист  верит в то, что каждое решение  является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым  оно приводит.[6 с. 12]

Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее  предписанную систему ценностей) принимает  решения на основании рационального  выбора

Принятие  решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое  из них может повлечь за собой  наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.

Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они  принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число  которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:

  1. общественным интересам;
  2. интересам клиента;
  3. должны соответствовать личным ценностям [6 с. 14].

В идеальном  мире все эти установки не должны конфликтовать друг с другом. Однако в реальности очень часто их конфликт неизбежен. Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы  этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами  профессионального поведения, устанавливают  приемлемые норы поведения для профессионалов и сотрудников организации.

Этика стала  накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Она  имеет в себе подсистемы моральных  требований, соответствующих специфическим  обязанностям муниципальных служащих, уровням управления или формам организации  труда. Например, можно говорить о  формировании специальных нравственных требований для сотрудников вертикали  социального обеспечения, или служб  налоговых инспекций, а также  для тех подразделений государственных  органов, которые используют в своей  деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п.[11 с.89]

Специфика ответственности на современном  уровне развития кооперации труда заключается  также в том, что достижение конечного  результата немыслимо, если где-то на промежуточных  этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться  совершенно неважным как уровень  квалификации, так и должностные  функции. Достаточно сложной проблемой  является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности  за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности [16 с. 115]. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.

Требования  этики государственного служащего  становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в  практику этического воспитания входит [16 с. 117]:

  1. Создание этических ассоциаций;
  2. Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин

Таким образом, этика – это наука о поведении  людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного служащего  – это добросовестное отношение  к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как  долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями.

Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами  на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение  говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят  с вами в личный контакт.[11 с. 88]

Этические нормы – система общих ценностей  и правил этики, соблюдение которых  требуется от государственного служащего.

Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических  аспектах, зачастую используется категория  ценности. Но очень часто между  конкурирующими ценностями возникает  конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так  и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические  универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства [12 с. 69].

Основные  принципы и правила поведения  формируются сегодня в этических  кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой  отрасли (профессиональные кодексы).

    1. Профессиональные этические кодексы

 

Профессиональные  этические кодексы – утверждения  о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих  к определенной профессии, разработанные  с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей  данной профессии.[4 с. 75]

Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они  отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд  убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует  оценивать с помощью таких  критериев, как поддержка существующего  строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают  его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики  предполагают, что государственные  чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы (Рисунок 1).

Введение  абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации  в корпоративные этические кодексы  не исключают отношения к ним  со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в  то время как этические стандарты  требований, предъявляемых обществом  к организациям, как правило, очень высоки [6 с. 28].

От государственной  службы требуется решение различных  социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан  общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего  вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и  её основными целями – достижением  успеха.

 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Максимальные этические принципы

 

  1. Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;
  2. Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики  остаётся только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы  существенно различаются как  по содержанию, так и по объему. Применительно  к общению основной этический  принцип можно сформулировать таким  образом: в общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была совместима с нравственными  ценностями других сторон, участвующих  в общении, и допускала координацию  всех сторон.

Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой  ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной  воли возможно, только учитывая моральные  основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели  государственной службы, ее ведущие  принципы, нормы, требования к ее кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах  власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет  государственного служащего справедливо  связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью [14 с.150].

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной  службы, одним из наиболее действенных  является, специально разработанный  нормативный Этический кодекс государственного служащего  (Типовой кодекс этики  и служебного поведения государственных  служащих Российской Федерации) [8 с. 64].

Этический кодекс государственного служащего  есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных  органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства.[11 с 142]

В силу того, что в кодексе собраны воедино  и систематизированы общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

  1. служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;
  2. призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;
  3. является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;
  4. выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего  призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе [5 с. 84].

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной  иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как  руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо [6 с. 39].

Информация о работе Понятие и основные принципы государственной службы в российской федерации