Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:13, контрольная работа
В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, учения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов справедливости.
Таким образом, этика –
это наука о сущности, законах
возникновения и историческом развитии
морали, о ее специфических функциях,
моральных ценностях
Этика – большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков
Этика помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров людей.
Важность изучения этики на сегодняшний день обусловлена возможностью осмысления социальных ценностей, нравственных ориентиров, мотивов действий членов современного общества. Этика помогает провести анализ коммуникативных успехов или неудач во взаимоотношений людей с позиции толкования нравственных оценок.
Этика имеет широкую область применения и приложим практически к любому действию человека, в рамках этического регулирования оказывается в принципе все поведение человека.
Изначально мораль имела религиозное обоснование. Целью следования предписаниям морали был успех и личное благополучие. Одна из первых известных нам систем морали была изложена Моисеем в Библии в виде заповедей.
Термин «этика» впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования практической философии ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Иесус Христос смещает акцент с правильного поступка на доброе намерение, без которого добродетель превращается в лицемерие. Основной добродетелью становится Любовь — отречение от себя во имя высшей справедливости, которая есть Бог.
В Средневековье формулируется представление о семи смертных грехах:обжорство, блуд, алчность, зависть, уныние, гнев, гордость.
В эпоху Возрождения основания морали подтачиваются вследствие акцента на опыте, что находит выражение в имморализме Макиавелли. Однако в эпоху Барокко эти основания вновь обретаются в нравственном чувстве. Добродетель заключается в красоте жеста. Этика эстетизируется и находит свое выражение в этикете.
Кант основывает этику на долге — уважении к закону — который находит свое выражение в категорическом императиве, имеющем две формулировки: Золотое правило (относись к другим также, как хочешь, чтобы относились к тебе) и «не используй других людей».
Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Общепризнанные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь.
Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.
Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим
Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Решая вопрос о нравственной
ответственности, необходимо учитывать
ряд факторов, в том числе: способен
ли человек выполнять предписанные
ему нравственные обязанности; правильно
ли он их понял; должен ли он отвечать за
последствия своих действий, на которые
влияют внешние обстоятельства; может
ли человек эти последствия
Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.
Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих.