Понятие «этики государственной службы и государственного служащего»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:00, реферат

Описание работы

Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.
Цель исследования заключается в определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственные служащие как социально – профессиональная группа 5
2. Особенности этики государственного служащего 9
3. Профессиональные этические кодексы 14
Заключение 22
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 2.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального  долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются  в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и ответственность государственного служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь /51/.

 

 

Таблица 2. Особенности этики государственного служащего

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления  кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики государственных  служащих зависит от личностных характеристик

уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;

содержание профессионального  опыта и стаж работы в органах  власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики  государственного служащего;

содержание профессиональной этики государственного служащего  непосредственным образом коррелирует  с качеством и формой профессионального  образования;

социальная адаптация  государственного служащего к общественным преобразованиям находится в  прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени  карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках  государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики  государственного служащего населением влияют:

а) объективные причины  – наличие в государственной  службе нерешенных проблем, относительная  закрытость и труднодоступность  администрации

б) субъективные причины – предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение  в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние  на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.


 

К этическим навыкам  государственного служащего можно  отнести:

  1. Знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
  2. Умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего – это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
  3. Навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
  4. Опыт государственного служащего – это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.

Таким образом, чтобы  государственные органы власти могли  не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту (Приложение А), которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.

 

3. Профессиональные этические кодексы.

Профессиональные этические  кодексы – утверждения о системе  ценностей и нравственных устремлений  людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.

Кодексы этики могут  отражать как «дух демократии», так  и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников  ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической  этики предполагают, что государственные чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы (Рисунок 4).

Введение абстрактных  положений о ценностях, миссии, целях  и философии организации в  корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки.

От государственной  службы требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и её основными целями – достижением успеха.




 

 

Рисунок 4 – Максимальные этические принципы

 

1) Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей;

2) Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов.

Этические принципы не выдерживают  столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой  этики остаётся только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое хорошо и, что такое плохо. А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит: «Сотрудники Крей доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим стандартам» – таков стиль компании.

Применительно к общению  основной этический принцип можно  сформулировать таким образом: в  общении при принятии решения  о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию всех сторон.

Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной  службы, ее ведущие принципы, нормы, требования к ее кадрам – все  содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты /44/. Моральная  атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственного служащего справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является, специально разработанный нормативный Этический кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

Подобный кодекс принят в Великобритании, США, Франции, Испании и во многих других странах. В России он не принят до сих пор. В то же самое время еще в Ежегоднике РАГС за 1997 г. был опубликован проект Кодекса этики государственного служащего РФ, разработанный группой специалистов из МГУ им. М. Ломоносова. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в учебном процессе и, главное, послужил основой для работы над подобными кодексами в ряде субъектов РФ и федеральных ведомств.

В 2001 г. группа депутатов (В.И. Южаков, В.А. Рыжков, Б.Е. Немцов и др.) внесла в Госдуму законопроект Кодекса поведения муниципальных служащих РФ. В нем был полностью проигнорирован проект Кодекса, разработанный в нашей Академии, он содержал ряд принципиальных ошибочных положений и неточностей. Его авторы исходили из того, что это, прежде всего нормативно-правовой и в чем-то общетеоретический документ. Отсюда – императивность требований к государственному служащему, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-специфические термины («ненадлежащая выгода», «коррупционно опасное поведение» и т.д.). Кодекс же поведения, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, это, прежде всего совокупность конкретных социально-духовных, нравственных принципов, образцов поведения людей, перечень и обоснование тех моральных норм, которые необходимы им на практике для того, чтобы в полной мере соответствовать своей профессии.

На проведенном в 2002 г. ученом совете РАГС данный проект Кодекса  в присутствии его авторов  был подвергнут серьезной критике. Его новый вариант во втором чтении в 2003 г. был, справедливо отвергнут Государственной думой.

Таким образом, и сегодня  у нас нет подобного этического кодекса, когда проблема формирования должной морали государственных  служащих стоит с особой остротой. Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более, уголовного наказания государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

В силу того, что в кодексе  собраны воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2) призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной  иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо /13/.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

Информация о работе Понятие «этики государственной службы и государственного служащего»