Содержание
Введение.................................................................................................................3
1.Понятие этики…………………………………………………………………...4
2.Этика семейных отношений…………………………………………………....6
2.1.Любовь как высшая
ценность………………………………………………6
2.2.Этапы развитий отношений
мужчины и женщины………………………7
2.3.Этика семейных отношений…………………………………………………8
2.4.Основные причины семейных
конфликтов………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………16
Введение
Этика — философское учение, предметом
которого является мораль, а центральной
проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ
на вопрос как правильно жить. Этика –
это:
система правил, осуществляющих
контроль и коррекцию поведения людей;
способ оценки человеческих
поступков, их одобрения или осуждения;
«социальный регулятор» поведения
и отношений между людьми.
Этика изучает сущность, специфику морали,
раскрывает ее место и роль в жизни общества,
выявляет механизмы нравственного регулирования
человеческой жизнедеятельности. Рассматривает
структуру нравственного сознания общества
и личности, анализирует содержание и
смысл таких категорий, как благо, добро,
зло, долг и совесть, честь и достоинство,
счастье и смысл жизни.
По Аристотелю, цель этики не
знания вообще, а оценка поступков и их
содержание. Главной задачей этики является
исследование человеческих отношений
в их наиболее совершенной форме.
1.Понятие этики
Термин «этика» происходит
от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось
привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово,
птичье гнездо. В последующем оно стало
по преимуществу обозначать устойчивую
природу какого-либо явления, обычай, нрав,
характер; так в одном из фрагментов Гераклита
говорится, что этос человека есть его
божество. Изменение смысла поучительно:
оно выражает связь между кругом общения
человека и его характером. Отталкиваясь
от слов «этос» в значении характера, Аристотель
образовал прилагательное «этический»
для того, чтобы обозначить особый класс
человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели
являются свойствами характера, темперамента
человека, их также называют душевными
качествами. Они отличаются, c одной стороны,
от дианоэтических добродетелей как свойств
ума. К примеру, страх – природный аффект,
память – свойство ума, а умеренность,
мужество, щедрость – свойства характера.
Для обозначения совокупности этических
добродетелей как особой предметной области
значения и для выделения самого этого
знания как особой науки Аристотель ввел
термин «этика».
Для точного перевода аристотелевского
понятия этического с греческого языка
на латинский Цицерон сконструировал
термин «moralis» (моральный). Он образовал
его от слова «mos» (mores – латинского аналога
греческого «этос», обозначавшего характер,
темперамент, моду, покрой одежды, обычай.
Цицерон, в частности, говорил о моральной
философии, понимая под ней ту же область
знания, которую Аристотель называл этикой.
В IV веке н.э. в латинском языке появляется
термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым
аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого,
другое латинского происхождения, входят
в новоевропейские языки. В ряде языков
возникают свои собственные слова, обозначающие
ту же самую реальность, которая обобщается
в терминах «этика» и «мораль». Это – в
русском языке «нравственность». Они на
сколько можно судить, повторяют историю
возникновения терминов «этика» и «мораль»:
от слова «нрав» (sitte) образуется прилагательное
«нравственный» (sittlich) и от него уже –
новое существительное «нравственность»
(Sittlichkeit).
Таким образом, в своем первоначальном
значении «этика», «мораль», «нравственность»
– три разных слова, хотя они и являлись
одним термином. Со временем ситуация
изменилась, в процессе развития философии,
по мере выявления своеобразия этики как
области знания, за этими словами начинают
закреплять разный смысл.
Так, под этикой прежде всего
подразумевается соответствующая область
знания, наука, а под моралью (или нравственностью)
– изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей
возникали различные попытки разведения
терминов «мораль» и «нравственность».
Например, Гегель под моралью понимал
субъективный аспект поступков, а под
нравственностью – сами поступки, их объективную
сущность.
Моралью он называл, таким образом,
то, какими видит поступки человек в его
субъективных оценках, переживаниях вины,
умыслах, а нравственностью – то, чем на
самом деле являются поступки личности
в жизни семьи, государства, народа. В соответствии
с культурно-языковой традицией часто
понимаются под нравственностью высокие
основополагающие позиции, а под моралью,
наоборот, приземленные, исторически очень
изменчивые нормы поведения. В частности,
заповеди Бога можно назвать нравственными,
а вот правила школьного учителя – моральными.
В целом в общекультурной лексике
все три слова продолжают до сих пор употреблять
как взаимозаменяемые. Например, в разговорном
русском языке то, что называют этическими
нормами, с таким же правом может именоваться
моральными или нравственными нормами.
В языке, который претендует на научную
строгость, важный смысл придается прежде
всего разграничению понятий этики и морали
(нравственности), но и оно не полностью
выдерживается. Так, порой этику как область
знания называют моральной (нравственной)
философией, а для обозначения некоторых
моральных (нравственных) явлений используют
термин «этика» (например, экологическая
этика, этика бизнеса).
2.Этика семейных
отношений
2.1 Любовь как высшая
ценность
Эстетическое воспитание развивает
вкус, умение замечать прекрасное и безобразное,
оно тесно связано с нравственным воспитанием
человека.
При нравственном воспитании
развиваются такие чувства как любовь,
уважение, жалость к окружающим, так необходимые
для воспитания «полноценного» человека.
Одно из нравственно – эстетических
чувств, которое выражается в бескорыстном
и самозабвенном стремлении к своему объекту,
в потребности и готовности к самоотдаче
– это чувство любви.
Любовь понятие необычайно
емкое, многозначное и многогранное:
оно включает в себя любовь
к людям, к Родине, к искусству,
к природе, родительскую любовь,
любовь детей к родителям. Но
умы людей больше всего занимает
любовь женщины и мужчины.
Любовь — величайшая ценность,
свойство и право свободного человека,
чувство целенаправленной привязанности
к объекту, требующее постоянных и тесных
контактов с ними. Любовь объединяет одного
человека с другим, помогая ему преодолеть
чувство изоляции и одиночества. Любовь
возвышает и облагораживает человека,
наполняет его жизнь особым смыслом. Влюбленный
человек обладает огромной внутренней
силой. Известно выражение: «Солдаты и
влюбленные не болеют». Вне чувства любви
едва ли возможно человеческое существование.
Потребность любить и быть любимым — одна
из самых основных потребностей человека.
Именно любовь дает ему веру в значимость,
неповторимость, уникальность своей личности.
У каждого человека свой идеал возлюбленного
(возлюбленной), который складывается
под воздействием литературы, кинофильмов,
любимых артистов, родителей. Приближение
идеала к действительности вызывает интерес,
а полное совпадение мечты с реальностью,
романтического образа со случайно встретившимся
живым человеком поражает, заставляет
остановиться. Вместе с первым взглядом
как бы выставляется оценка представителю
противоположного пола. Например, идут
навстречу друг другу по улице девушка
и юноша и рассматривают друг друга, но
проходят мимо, и через мгновение все забывают.
И вот однажды брошенный, мельком взгляд
вдруг остановится и заставит заволноваться
- это и называют любовь с первого взгляда.
2.2 Этапы развитий отношений
мужчины и женщины
Любовь как чувство и как отношение имеет
этапы своего развития.
- Первая стадия
— интерес, симпатия, влечение. Это
очень приятные и романтические отношения.
Этого достаточно для первого приближения, для появления дружбы
между девочкой и мальчиком.
- Вторая стадия
— восхищение, влюбленность, страсть. Эти отношения создают определенную напряженность, они всегда волнительные, но утомляют, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, то появляется возможность превращения дружеских отношений мужчины и женщины в любовный роман.
- Третья стадия
— поклонение, уважение, преданность. Дойдя
до этой стадии, любовь ведет к браку. Можно
испытывать страсть как наваждение, но
любить, не уважая человека, нельзя.
Любовь непременно должна пройти все
три стадии. Только тогда она расцветет
полным цветом. В обыденной жизни люди
называют любовью и каждую стадию в отдельности.
Любовь, прошедшая все три этапа, развитая
в большое чувство, и есть индивидуальная
любовь на всю жизнь. Любовь —
это благородное и возвышенное чувство.
2.3 Этика семейных отношений
Семья начинается с любви двоих, любви,
целью которой является не эгоистическое
удовлетворение, а радость, основанная
на радости другого человека, когда любящий
испытывает счастье, доставляя удовольствие
любимому. Такая способность любить зависит
от способности к сопереживанию, от умения
думать в первую очередь не о себе, а о
любимом человеке, умения заботиться о
нем. В совместной жизни многое зависит
не только от взаимности любви, но и от
нравственной, психологической, сексуальной
и даже бытовой культуры партнеров.
Нравственная культура в
семейных отношениях проявляется через
нравственные качества супругов, свидетельствующие
об их любви: доброту, заботу о близком
человеке, ответственность за него, тактичность,
терпимость. Эти качества так необходимы
в браке, где встречаются совершенно разные
люди – из разных семей, с разными взглядами,
привычками и интересами.
Психологическая культура способствует
формированию и совершенствованию гармоничных
отношений между супругами в процессе
их общения, требует не «ломая» и не «перевоспитывая»
друг друга, уважать индивидуальность
другого и приспосабливаться друг к другу
в различных семейных ситуациях.
Сексуальная культура супругов
предполагает наличие чувственного влечения,
уважение и понимание желаний партнера
умение и готовность удовлетворить их.
Бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах
семейных конфликтов и заключается не
в том, чтобы их не должно быть, а в том,
чтобы правильно, с этической точки зрения,
воспринимать их и достойно выходить
из этих конфликтов. А для этого необходимы
знания о причинах их возникновения, правилах
поведения и путях выхода из конфликтов.
Если все члены семьи
стараются ладить между собой и избегать
конфликтов, в доме всегда будут царить
мир и согласие. Но этого не просто достичь,
порой необходимо большое усилие, чтобы
погасить искры разгорающейся ссоры. Многие
считают, что вежливость необходима лишь
вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться.
Однако это совсем не значит забыть все
вежливые слова. Без таких слов как «спасибо»,
«пожалуйста», «прости» нельзя
обойтись. Так же большую роль во взаимоотношениях
близких людей играет интонация. Она способна
свести на «нет» все вежливые выражения.
Обычная фраза может звучать доброжелательно
и вежливо, а может напоминать приказ.
Каждый член семьи
должен уважать интересы и вкусы друг
друга. Если муж любит смотреть футбол,
жене не стоит возмущаться этим, так же
как и муж должен учитывать интересы жены.
Очень часто мужчина, весьма галантный
по отношению к другим дамам, с женой ведет
себя совершенно недопустимо. Проявляя
невежливость по отношению к своей жене,
муж таким образом выказывает неуважение
и к себе самому, ведь не зря говорится,
что жена — «вторая половина».
Конечно, в жизни бывают
разные ситуации, избежать ссор в семье
невозможно, но они не должны быть частыми,
а после примирения о конфликте, и о причине
его возникновения, нужно немедленно забыть.
2.4.Основные причины
семейных конфликтов
- Нарушение этики супружеских отношений
(измена, ревность);
- Психическая или биологическая (сексуальная)
несовместимость;
- Неправильные взаимоотношения супругов
с окружающими людьми (родственниками,
знакомыми);
- Разные позиции по отношению к воспитанию
ребенка;
- Отсутствие взаимопонимания между родителями
и детьми;
- Бытовые и денежные проблемы
Особое место в супружеских конфликтах
занимает ревность, которая требует, чтобы
при ее появлении супруги не спешили с
выводами, а более глубоко разобрались
в себе и объективно оценили себя и свое
поведение.
Супругам следует помнить, что в каждой
семье есть свои трудности, и жизнь практически
не бывает без размолвки, а иногда и без
ссор. Ссора близких людей — в значительной
степени «буря в стакане воды». Чаще всего
кажущаяся обида, причиненная близким
человеком, настолько мала по сравнению
с тем добром, которое он внес в семейную
жизнь, что едва ли нужно остро реагировать
и пытаться ответить ударом. Умение простить
любимому человеку, не помня зла,— высокая
нравственная культура супруга, одна из
основ семейного благополучия и счастья.
Конфликты в семье возникают по разным
причинам и поводам. Однако в их основе
лежат различные нравственные позиции
супругов, которые обусловлены уровнем
их личной культуры, воспитанием, нравственными
убеждениями. Конкретным поводом их возникновения,
как правило, могут быть различные жизненные
ситуации, нестандартное поведение, невнимание
к советам и пожеланиям супругов друг
другу.
В основе конфликта могут быть и объективные
трудности: усталость от рабочего дня,
раздраженность, срыв. Супруги повздорили.
Сам конфликт вытекает из несовершенства
условий жизни. Он неопасен для семейных
уз. О таком конфликте часто говорят: «К
утру все пройдет». Другое дело, если разногласия
возникают из-за того, что один из супругов
должен что-то сделать, по мнению другого,
изменить линию поведения, скажем, по отношению
к родственникам, отказаться от каких-то
привычек, пересмотреть жизненные ориентиры
и т. д. Одним словом, поставлена проблема,
которая требует изменения поведения.
Чаще всего вопрос упирается в дилемму:
уступать или не уступать, вырабатывать
или не вырабатывать общую для семьи линию
поведения.