Понятие морали. Основные принципы профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:39, реферат

Описание работы

По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в иную эпоху эти нормы могут быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый груз - это мысль о том, что скажут о нас люди». В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ПЭиЭ..docx

— 29.67 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

 

 

 

 

 

по дисциплине: «Профессиональная этика и этикет»

 

тема: «Понятие морали. Основные принципы профессиональной этики»

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

                         Руководитель:

 

________________

(подпись руководителя)

«___» ________ 200__ г.

 

оценка:________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013 г.

 

Понятие морали.

 

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и  выступала регулятором поведения  людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, в которых складывались взаимоотношения  между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы  общения.

Она выступала  как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они  не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения  человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые  определяют их обязанности друг к  другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает  все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют  идейную основу, они связаны с  пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение  должно соответствовать соответствующим  идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют  понятия добра и зла, чести  и достоинства.

Нравственные  представления вырабатываются обществом  и могут изменяться по мере его  развития и изменения.

По определению, мораль - это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения  между людьми. Важно подчеркнуть, что именно в данном обществе, потому что в другом обществе или в  иную эпоху эти нормы могут  быть совершенно иными. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец, просто толпа. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый  груз - это мысль о том, что скажут о нас люди». В отличие от морали нравственность предполагает наличие  у человека внутреннего нравственного  регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность - это личная мораль, самооценка.

Некоторые теологи  и философы, например Иммануил Кант, полагали, что у человека имеются врождённые представления о добре и зле, т.е. внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Иначе как объяснить тот факт, что у людей разных национальностей и вероисповеданий правила морали порой очень отличаются? Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Очень интересны  с точки зрения происхождения  морали исследования ученых – этологов. Начав исследовать поведение  животных, этологи довольно быстро обнаружили, что те естественнонаучные объяснения, которые подходят к животному  царству, вполне применимы и в  отношении человечества в целом. Вернее не сами объяснения, а общие  принципы подхода к решению различных  проблем - от агрессии, эгоизма и  альтруизма до культуры, этики и  морали. Хотя разброс весьма широк, те исследования, которые положены в основу этих объяснений, обладают всеми признаками научного подхода, т.е. формулировкой гипотез, подлежащих тщательной проверке.

Соответственно  целесообразно здесь привести этологическое  определение морали. Мораль - проявление совокупности врожденных и приобретенных  в процессе социализации актов поведения  и схем (шаблонов) мышления направленных на сохранение и адаптацию человечества (как вида) к изменяющимся условиям существования. Что необходимо подчеркнуть  особо в связи с этим определением?

Хотя этимологически мораль, этика и нравственность - одно и то же понятие, только выраженное сначала греческим, потом латинским  и, наконец, славянским корнем (привычка, обыкновение, нрав) - здесь выделено два направления. Первое, это личная мораль (далее нравственность), которая представляет собой некий слепок некой общественной морали в сознании определенного человека (конкретные “...акты поведения и шаблоны мышления” в голове отдельно взятой личности, выраженные в нравственных качествах этого индивидуума, т.е. милосердии, благотворительности, чести, совести и т.д. и т.п.). Второе, это социальная мораль - некий набор (совокупность) «актов поведения и схем (шаблонов) мышления», которые бытуют в определенное время в определенном социуме. Стоит подчеркнуть, что хотя нравственность и мораль - понятия взаимосвязанные, они представляют собой разноуровневые нормативные регуляторы, только если нравственность действует на уровне отдельного индивидуума, то мораль на уровне групп людей. Вышеуказанную взаимосвязь можно пояснить, воспользовавшись аналогией: мораль и нравственность похожи на матрицу и оттиск, который получается под воздействием этой матрицы.

 

Основные принципы профессиональной этики.

 

Профессиональная  этика - это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

Профессиональная  этика представляет собой систему  моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Профессиональная  этика - это совокупность моральных  норм, которые определяют отношение  человека к своему профессиональному  долгу.

Профессиональная  этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная  этика должна также объяснить  мораль и учить морали, прививать  моральные принципы и представления  о долге и чести, морально воспитывать  работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести  себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей  в определенной деятельности.

На эти  эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник должен воспитывать в себе соответствующее  личностное качество.

Профессиональная  этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей систем ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса - нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.

Нужно отметить, что профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение  должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

 

Профессиональная  этика регулирует взаимоотношения  людей в деловом общении. В  основе профессиональной этики лежат  определенные нормы, требования и принципы.

Принципы  – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п. Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью. 

Сущность  первого принципа исходит из так  называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда  не допускать по отношению к своим  подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к  себе».

Второй принцип: нужна справедливость при наделении  работников необходимыми для их служебной  деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

Третий принцип  требует обязательного исправления  этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Четвертый принцип - принцип максимума прогресса: служебное  поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

Пятый принцип - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника  или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических  норм.

Шестой принцип: этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям , традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

Седьмой принцип  рекомендует разумное сочетание  индивидуального релятивизма и  этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.

Восьмой принцип: индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип: не следует бояться иметь собственное  мнение при решении любых служебных  вопросов. Однако нонконформизм как  черта личности должен проявляться  в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной  манере ведения служебного разговора.

Одиннадцатый  принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические  стандарты могут быть внедрены в  жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и  рядовых работников.

Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя  и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что  признавая ценность и необходимость  этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в  практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству  ответственности работника, к его  компетенции, к чувству долга  и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует  стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет  не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы  других; обычно этот принцип, хотя и  в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый  принцип: работник должен не только сам  поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется  виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив  другого отдела, коллега в котором  можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки  каждым работником любой фирмы собственной  личной этической системы.

Содержание этических кодексов фирм берет свое начало из принципов этики.

 

Заключение.

 

И. Кант писал: ... «После долгого размышления над этим предметом (моралью) я пришел к убеждению, что правило — делай совершеннейшее из возможного для себя — есть первое формальное основание всякой обязанности действовать, равно как и положение — не делай того, что с твоей стороны было бы препятствием к возможно большему совершенству, — также есть формальное основание для обязанности не делать. И точно так же как из первых формальных принципов наших суждений об истинном ничего не вытекает, если не дано первых содержательных оснований, так и из одних только этих двух правил добра не следует еще никакой особо определенной обязанности, если с ними не связаны недоказуемые содержательные принципы практического познания (поведения?)».

Мораль может  быть двойной или ее вообще может  не быть. Но продолжая цитировать Канта, которой говорит, что «подобно тому как существуют нерасчленимые понятия истинного, т. е. того, что имеется в предметах познания, рассматриваемых сами по себе, точно также существует и неразделимое чувство добра (оно никогда не бывает в вещи, как таковой, а всегда имеется лишь по отношению к воспринимающему существу). Если поэтому тот или иной поступок непосредственно представляется как добрый, не заключая в себе в скрытом виде какого-либо другого блага, которое может быть усмотрено в нем путем расчленения и благодаря которому этот поступок называется совершенным, то необходимость этого поступка есть недоказуемый содержательный принцип обязанности», мы понимаем, что мораль – это не просто нормы и правила, а некие невидимые механизмы которые вращают общество и не дают ему погибнуть.

 

Список литературы.

 

  1. И. Кант. Исследование отчетливости принципов  естественной теологии и морали, М., 1985
  2. Вязовский А. К. О морали, М., 2002
  3. Ф. Ницше. К генеалогии морали. Полемическое сочинение, М., 2000
  4. Шишкин К. М. Философия. Учебник, М., 1994
  5. Основы этических знаний / Под общей ред. профессора М.Н. Росенко. М.: Изд. «Лань», 1998
  6. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

Информация о работе Понятие морали. Основные принципы профессиональной этики