Понятие о деловой этике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:21, лекция

Описание работы

Мораль и нравственность – совокупность общественно принятых ценностей и норм поведения, действующих для конкретного общества или соц-го класса в конкретный момент времени.
Причины, мораль и нравственность различны не только в разные периоды или среди соц-х прослоек, но и среди разных народов.
Предпринимательство – инициативная , осуществляемая на риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан или их объединений, направленных на получение постоянного дохода.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ О ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕ.docx

— 34.03 Кб (Скачать файл)

Понятие  о деловой  этике.

  1. Сущность этики
  2. Разновидности этики
  3. Принципы и закономерности деловых отношений

1. Этика – наука о морали и нравственности.

Мораль и  нравственность – совокупность общественно принятых ценностей и норм поведения, действующих для конкретного общества или соц-го класса в конкретный момент времени.

Причины, мораль и нравственность различны не только в разные периоды  или среди соц-х прослоек, но и среди разных народов.

Предпринимательство – инициативная , осуществляемая на риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан или их объединений, направленных на получение постоянного дохода.

Этика предпринимательства  служила объектом изучения издавна.

Бизнес трактовался как одна из сфер человеческой деятельности. Во все времена особое внимание уделялось ключевому элементу предпринимательства - бизнесмену, тем этическим устоям, на которых он базирует свое дело.

Результаты  предпринимательской  деятельности  в условиях рынка предопределяются, прежде всего, качеством  работы  бизнесмена с человеческим материалом, находящимся в  его  распоряжении (работники).

Стоит выделить особую значимость психологического фактора, который неразрывно связан с этическим.

Благодаря использованию этики и психологии удается повысить эффективность деятельности на рынке, то есть, становится возможным решать важные для менеджера вопросы.

Элементы деловой  этики 
Элементами деловой этики являются категории, формирующие сущность и развитие этики деловых отношений. 
Моральные нормы общества- это одна из форм нравственных требований , регулирующих социальные и моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих к определенному обществу или его части.

Например: важнейшей моральной  нормой для делового общения является открытость организации, подразумевающая прозрачность финансов… 
Правила поведения- это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных , так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут переходить в противоречие с экономической выгодой. У этичного предпринимателя проблемы решается в пользу морального, нравственного выбора. 
Принципы делового общения- основные нравственные положения , определяющие характер профессиональной деятельности. Соблюдение принципов делового общения является признаком серьезной , с хорошей репутацией организации. 
Закономерности межличностных отношений- это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов. Закономерности межличностных отношений являются универсальной основой для формирования делового общения.

Например: одним из важнейших законов  межличностного общения является установление доверительного контакта с собеседником, оно является необходимым условием успешного диалога. 
Личные и трудовые права сотрудника являются необходимым компонентом морального кодекса предприятия, отражающим основные принципы существования организации.

Например: право на отгул, личную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, чести и репутации, свобода развития личности. 
Стиль руководителя- совокупность методов и приемов управления, присущих определенному типу руководителя. Как элемент деловой этики стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведениями и принципами взаимоотношений с сотрудниками, с партнерами, другими руководителями и подчиненными. 
Культура управления как технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно- деловой сфере. 
Деловая философия- система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность. 
Служебные взаимоотношения- совокупность моральных и административных правил, обуславлавливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнерства. 
Разрешение конфликтов- большое значение имеет технология разрешения (нивелирования) конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства. 
2. Разновидности этики 
Деловая этика включает в себя ряд подсистем, соотносящихся, во-первых, со специализацией человеческой деятельности, во-вторых, с важнейшими социальными институтами. 
В этой связи выделяют следующие разновидности этики: 
Социальная этика- системе моральных принципов, определяющих собственные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека.  
Государственная этика- совокупность этических норм , характеризующих стиль поведения государственных служащих как внутри своей организации, страны, так и за ее пределами. 
Профессиональная (производственная) этика- это совокупность принципов и норм , регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Она подразумевает прежде всего соблюдение моральных принципов при производстве продукции, оказании услуг или в др областях.  
Управленческая этика- это система нравственных требований ,предъявляемых руководителю предприятия, либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров. 
Коммерческая этика- совокупность нравственно- деловых правил, регулирующих отношении сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д. 
Этика теневого бизнеса- сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практики. 
Деловая этика разных культур- это уникальная для каждой страны система морально- деловых принципов, сложившихся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса ( американская, японская, российская, молдавская этика). 
Деловая риторика- один из разделов общей риторики, отражающий умения и навыки речевого общения в сфере деловых отношений. Деловая риторика включает в себя приемы и навыки техники речи, деловой беседы, публичного выступления, деловой дискуссии, делового совещания, собеседования, критики и самокритики, манипуляции в общении. 
Этика дистанционного общения- совокупность правил и норм, характеризующих деловое взаимодействие при помощи дополнительных средств связи. Этика дистанционного общения предполагает знание об основных видах передачи информации на расстоянии: письменное сообщение, телефон, интернет. 
Этика коммуникации- это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.  
Дипломатический этикет- совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых дипломатическим корпусом и персоналом.  
Светский этикет-это общепринятая манера поведения и правила учтивости, принятые в обществе

(знакомства, приветствия…).

3. Принципы и закономерности деловых отношений.

Современная этика деловых отношений  имеет собственную традицию, отражающую сложный и длительный процесс  своего развития.

Грамотная этика влияет на успешный бизнес и подразумевает ряд необходимых условий формирования деловой морали.

 К условиям формирования деловой морали относятся экономические, политические свободы, высокий уровень правового сознания, сильная исполнительная власть, стабильность законодательной системы, нац-е и культурные традиции…

Здравый смысл: нормы делового этикета не должны противоречить здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели.  
Свобода: имеется в виду то, что правила и нормы делового этикета не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов и способов исполнения договоренностей между сторонами. 
   Свобода предполагает также терпимое отношение к проявлению национальных особенностей, культурных и национальных традиций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения и различным деловым позициям, однако она ограничена здравым смыслом. 
 Этичность: весь комплекс норм, стандартов, требований, соответствующих деловому этикету и ориентированных своей сутью на добро, но не просто в сфере бизнеса понять что такое добро и что такое зло.  
   Удобство: нормы и правила не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношениям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все – от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требований, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений; 
 Целесообразность: суть этого принципа в том, что каждое предписание делового этикета должно служить определенным целям. Виды деловых отношений – презентация, деловая беседа, ведение переговоров. 
 Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого, поскольку представляет собой вычет либо из прибыли организации, либо из доходов отдельного сотрудника.  
  Непринужденность: нормы делового этикета должны быть таковы, чтобы соблюдение их не превращалось в нечто навязываемое, отторгаемое психологически; они естественны, исполняемы с легкостью без напряжения. 
 Эффективность: суть этого принципа в том, что стандарты деловых отношений должны способствовать сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе и т. п.

 


Информация о работе Понятие о деловой этике