Понятие «педагогическая этика профессиональной деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:18, лекция

Описание работы

Появление понятия «педагогическая этика профессиональной деятельности» и выделение ее в отдельную, относительно самостоятельную отрасль научных знаний связано со специфической деятельностью различных трудовых категорий людей, как разновидностью общественно полезного труда, необходимого в современных условиях. Достаточно подчеркнуть, что у руководителей категории «менеджер», как показывает хронометраж, в среднем около 80 % рабочего времени уходит на решение задач, предполагающих межличностное взаимодействие с сотрудниками фирмы. Следовательно, профессионально этические аспекты управленческого труда заключены как в его содержательной характеристике, так и в структурных элементах целях, задачах, мотивах, характере «орудий труда», оценке его результатов и т. д.

Файлы: 1 файл

Проф.этика.docx

— 15.39 Кб (Скачать файл)

Понятие «педагогическая  этика профессиональной деятельности»

 

Появление понятия «педагогическая  этика профессиональной деятельности»  и выделение ее в отдельную, относительно самостоятельную отрасль научных  знаний связано со специфической  деятельностью различных трудовых категорий людей, как разновидностью общественно полезного труда, необходимого в современных условиях. Достаточно подчеркнуть, что у руководителей  категории «менеджер», как показывает хронометраж, в среднем около 80 % рабочего времени уходит на решение  задач, предполагающих межличностное  взаимодействие с сотрудниками фирмы. Следовательно, профессионально этические  аспекты управленческого труда  заключены как в его содержательной характеристике, так и в структурных  элементах целях, задачах, мотивах, характере «орудий труда», оценке его результатов и т. д.

 

Следует отметить, что одной  из важных особенностей профессионального  труда специалиста высшей образовательной  квалификации является то, что многие моральные требования не нашли своего отражение и не получили юридического закрепления в документах, регламентирующих их профессиональную деятельность. В  то же время профессионально-этические  аспекты решения им управленческих задач могут быть представлены в  трех сферах:

 

·      в личностно-должностных  нормах (как конкретные профессионально-этические  качества);

·      в сфере  нравственно-правового регулирования  системы взаимоотношений менеджера  с различными категориями сотрудников, в многообразных видах служебно-воспитательного  общения с подчиненными, начальниками и коллегами;

·      в сфере  использования дисциплинарных прав, различных методов и средств  воспитательного взаимодействия (применение поощрений и наложение взысканий, обеспечение личной примерности  и т. д.).

 

Следовательно, объективная  необходимость существования определенных этических норм профессиональной деятельности обусловлена тем, что они выступают  в неразрывном единстве с правовой стороной профессиональной деятельности менеджера (специалиста) и требуют  их неукоснительного исполнения. К  тому же профессиональная деятельность выпускников высших образовательных  учреждений относится к тем видам  человеческого труда, где объектом и предметом является конкретный человек, его профессиональное обучение и воспитание, личностное развитие. В этом заключается высший этическо-педагогический долг руководителя.

     Особая общественно-государственная роль профессионального труда определяет специфические цели и задачи, нравственные потребности и мотивы деятельности, формы ее организации и стимулирования, особые, более строгие профессионально-этические критерии ее оценки и регуляции. В связи с этим важнейшими мотивами педагогического труда выступают такие этические категории, как глубоко осознанный педагогический долг, высокая личная ответственность руководителя за профессиональную подготовку подчиненных и др.

    Следует обратить внимание на особенности, обусловленные спецификой объекта труда руководителя. Решение задач профессионального обучения и воспитания сотрудников постоянно связано с конкретными людьми. Главным показателем педагогической деятельности руководителя является состояние объекта педагогического взаимодействия личности конкретного сотрудника и конкретного структурного подразделения, которыми он руководит. Поэтому одним из важнейших профессионально-этических требований к деятельности руководителя является всестороннее знание состояния этого объекта, тех реальных изменений, которые происходят в сотруднике или в коллективе под влиянием нынешнего еще крайне противоречивого времени.

     Профессионально этическим долгом руководителя также является решение вопросов не только профессионального воспитания, но и перевоспитания отдельных сотрудников, формирования у них новых, положительных привычек корпоративного поведения. К тому же, исходя из гуманистически ориентированных позиций современной отечественной педагогики, объект профессиональной деятельности руководителя одновременно является и субъектом этой деятельности. Следовательно, успех профессиональной деятельности руководителя зависит не только от его отношения к подчиненным, но и от отношения подчиненных к нему.

     Профессионально-этические проблемы управленческой деятельности руководителя находят свое отражение и конкретное проявление в применении методов, средств и приемов педагогического взаимодействия, то есть в использовании многообразных «орудий педагогического труда». В качестве основных из них в специальной литературе рассматриваются:

·      грамотное, страстное, убедительное, высоконравственное слово, ясность, четкость и культура речи;

·      различные  приемы и элементы педагогической техники;

·      разнообразные  профессиональные, психолого-педагогические, этические и иные знания, которые  он передает подчиненным;

·      сформированные навыки, умения, привычки управленческой деятельности и личного поведения;

·      личностные качества руководителя, в первую очередь  нравственный облик, общая и профессиональная подготовленность, этическая воспитанность.

    Различные этические аспекты профессиональной деятельности руководителя обусловливаются спецификой результатов его учебно-воспитательного труда, нравственно-педагогическими трудностями, которые содержатся в оценке и учете результатов этой деятельности. Известно, что оценка труда руководителя любого уровня состоит из двух основных слагаемых: оценки уровня профессиональной подготовленности сотрудников и соответствия их личностных характеристик требованиям профессиональной деятельности. Профессионально-этические аспекты заключены и выражены в умении правильно соотнести эти слагаемые, объективно оценить труд той и другой стороны с учетом мотивов, качества проводимой учебно-воспитательной работы, реально затраченных сил и конкретных конечных результатов. В то же время следует отметить, что в данной области педагогических явлений нередко наблюдаются нарушения профессионально-этических норм, особенно когда дело связано с необъективностью и предвзятостью в оценке труда менеджера или специалиста вышестоящими руководителями.

    Анализ профессионально-этических аспектов деятельности выпускника учреждения высшего профессионального образования определяет специфические моральные требования и нормы, предъявляемые к нему как к педагогу. Учитывая тот факт, что его профессиональный труд по своей сущности и структуре представляет собой сложный интеллектуально-нравственный вид деятельности, то и само понятие «педагогическая этика профессиональной деятельности» относится к числу сложных как по содержанию, так и по структуре.

     Вследствие вышеизложенного педагогическую этику профессиональной деятельности в самом общем плане можно определить как сложную систему моральных связей и отношений, нравственно-педагогических требований, принципов и норм, которые вытекают из специфики профессиональной деятельности и определяют морально-педагогические убеждения специалиста, его взгляды, установки и чувства в области решения стоящих перед ним профессиональных задач. Все это позволяет ему регулировать свое отношение к учебно-воспитательному труду, своей профессии, окружающим людям и самому себе. Проявляются нравственно-педагогические требования и нормы в его моральном выборе, конкретных действиях и поступках, в реальных качественных характеристиках, высокий уровень развития которых позволяет ему эффективно решать профессиональные задачи.


Информация о работе Понятие «педагогическая этика профессиональной деятельности»