Право и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:16, реферат

Описание работы

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 3
ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ 7
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

профэтика.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 3

ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ 7

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Библиографический список 18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции  принадлежит праву и морали, которые  являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими  на и развитие и совершенствование.

Право и мораль – важнейшие  элементы человеческой культуры, всегда выступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные  и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и  морали, а также особенности их взаимодействия.

При написании работы автор  рассматривал следующие задачи:

-    право мораль как часть социальных норм;

-    общие и отличительные черты права и морали;

-    взаимосвязь права и морали.

В юридической литературе взаимодействие права и морали получило освещение ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них  следует прежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.А поставивших ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронувших в своих работах некоторые аспекты данной проблемы.

 

ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

 

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования  общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем  реализации определенных социальных норм:

-     норм права,

-     норм морали,

-     норм, установленных общественными организациями,

-     норм обычаев,

-     норм традиций,

-     норм ритуалов и т.д.

В общем плане социальные нормы — это правила поведения  общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются  общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими  отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому  не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Нормы морали – правила  поведения людей, которые устанавливаются  в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре  и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или  внутренним убеждением.[1]

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как  нравственный или безнравственный  можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек  как бы извлекает из себя нормы  своего поведения, в себе, в глубине  своей «души», дает оценку своим  действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная  позиция в оценке нравственного  регулирования, согласно которой нормы  морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида , другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.         

 Наиболее распространенным  и аргументированным является  представление об абсолютном  характере норм морали и отсутствии  в них какого-либо индивидуального  фактора. Существует точка зрения, что нравственность представляет  не требования человека к самому  себе, а требования общества к  человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.        

 С другой точки зрения, нравственные законы заложены  в самой природе человека. Внешне  они проявляются в зависимости  от той или иной жизненной  ситуации, в которой оказывается  индивид.. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.

Видимо, нет оснований  проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически  переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и  в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между  людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь  первостепенную  роль играют такие индивидуализированные  моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

Элементами морального регулирования  являются:

-     идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве;

-     система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;

-     особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение.

Право же, хотя и принадлежит  к области духовной жизни людей, представляет собой по основным своим  характеристикам внешне объективированный  иституционный социальный регулятор, который способен опосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, а также при помощи особых только ему присущих средств гарантирует организованность, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.[2]

Право в практической жизни  людей – явление, относящееся  к обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается и реализуется оно  в законах, правительственных постановлениях, судебных решениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы, связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов, следователей, других юристов.

Право строится и функционирует  на основе определенных принципов, которые  выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаются главные  свойства и особенности права, придающие  ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях.

Право строится на следующих  принципах:

-     принцип демократизма в формировании и реализации права,

-     принцип законности,

-     принцип национального равноправия,

-     принцип гуманизма,

-     принцип равенства граждан перед законном,

-     принцип взаимной ответственности государства и личности.

Таким образом право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

 

ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ

 

Право  и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели –  согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и  норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

Право и мораль:

-     и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

-     имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

-     им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

-     они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

-     имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

-     представляют собой средства активного воздействия на поведение людей;

Таким образом, и право, и  мораль обладают способностью проникать  в самые различные области  общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.[3]

Наряду с общими чертами  существуют и отличительные особенности  морали и права.

Право состоит из установленных  в определенном  порядке компетентными государственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти.

Мораль же появилась еще  до разделения общества на классы на классы и становления государства. Нормы  морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны  в «моральном  кодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой; искусством, средствами массовой информации.

Мораль охватывает область  отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в  быту, коллективе, семье являются объектами  морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются  большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются  весьма подробные детали, связи. В  правовых нормах выражен государственный  подход к оценке конкретных общественных отношений.

Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве  же осуждение конкретизируются применительно  к отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от морали проявляется также в характере  гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания  их справедливости. Нормы морали исполняются  в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а  внешним - общественное мнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем  речи всех»,- утверждал Цицерон.

Право, закон имеют в  качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости  мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и  морали в определенных случаях опираются  и на меры принуждения.[4] Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае же правонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок  привлечения виновного лица к  юридической ответственности. Нарушение  же моральных норм такого порядка  не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право  предписывает необходимость всесторонней оценке поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:

1.            По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людейо добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

Информация о работе Право и мораль