Предмет и структура этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Происхождение понятия связано с древнегреческим словом "этос" (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и "этикос" — относящийся к нравам; поэтому "этика" в буквальном значении — учение о нравственности.
Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину — философию морали ("мораль" и "нравственность" — синонимы, по латыни mores — "нравы").

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….. 4
1. Предмет, специфика и задачи этики……………………………… 5
2. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная………. 7
3. Структура этики…………………………………………………….. 10
Заключение……………………………………………………………... 14
Список литературы …………………………………………………….

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_-_Etika_i_ee.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»                                   В Г. ТОБОЛЬСКЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

«Этика государственной и муниципальной службы»:

 Предмет и структура этики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Научный руководитель:

                                                                                                                                М.Г. Синицына

 

                                                                                           Автор работы:

                                                                                         Студентка  группы 2630 А.Ш. Саитова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск – 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4

1. Предмет, специфика  и задачи этики……………………………… 5

2. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная………. 7

3. Структура этики…………………………………………………….. 10

Заключение……………………………………………………………... 14

Список литературы …………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Главный вопрос этики  — определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Общество осуществляет контроль и  коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и  человеческих сообществ, найти "баланс" общественного и личного блага.

Для этого существуют социальные регуляторы поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Этическая оценка поступков и отношений  дается в зависимости от ориентации на достижение Добра или Зла, которые выступают, таким образом, критерием этического суждения.

Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения  философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.

Происхождение понятия связано  с древнегреческим словом "этос" (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и "этикос" — относящийся к нравам; поэтому "этика" в буквальном значении — учение о нравственности.

Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину — философию морали ("мораль" и "нравственность" — синонимы, по латыни mores — "нравы").

Таким образом, этика — это  гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет, специфика и задачи этики

 

Слово "этика" обычно вызывает несколько ассоциаций:

  • это нечто, имеющее отношение к поведению людей;
  • это способ оценки человеческих поступков;
  • это регулятор отношений между людьми.

Этика относится к  классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — "человек"), ибо объект ее изучения — человек, его поведение и отношения.

Специфический аспект, в  котором человек и его жизнь  рассматриваются этикой,

- это общение, понимаемое  как фундаментальная предпосылка  и основа человеческой жизни;

-насущная необходимость;

-важнейшая потребность  людей; способ человеческого существования  и жизнедеятельности.

В этом аспекте цель этики  — создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Специфика этики как теории морали заключается, во-первых, в ее предмете.

Предметом этики выступает  мораль: ее генезис, сущность, специфика; этика раскрывает место и роль морали в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования  человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса.

Этика рассматривает  структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует  содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.

Во-вторых, специфика  этики — в методах исследования.

Это изучение философских  первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта; социологические  исследования общественного мнения; историческая реконструкция нравов — не только по документам, но и на основании памятников и произведений культуры. Для этики характерен особый язык и терминология.

В-третьих, специфика  этики состоит в том, что, с  одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т.е. отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. В этом смысле этика — учение о морали.

С другой стороны, она  и часть морали, поскольку она  не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя ее направленность на достижение добродетели.

Поэтому изучение этики  необходимо не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы быть добродетельным (моральным).

Развитая этическая  система, как правило, включает в  себя нормативную программу достойного поведения, предусматривающую возможный  синтез добродетельности и счастья.

В-четвертых, этика тесно  связана с другими гуманитарными  науками: психологией, этнографией, культурологией и т.д.

Особо следует отметить связь этики и философии. Этика  базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью.

И одновременно отличается от нее: если философия изучает общие  принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми.

Основные задачи этики:

— описывать мораль — ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что называется нравственной культурой общества;

— объяснять мораль — анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;

— учить морали — давать людям  необходимые знания о добре и  зле, способствуя самосовершенствованию  человека и выработке им собственной  стратегии и тактики "правильной жизни".

Последняя задача — одна из самых  сложных и спорных. Можно ли научить  человека морали, вооружив его этическими знаниями?

Становится ли он автоматически  моральным, как только узнает, "что  такое хорошо и что такое плохо"? И кто решает, что на самом деле "хорошо" и что — "плохо"?

Почему можно и нужно учить  морали, но нельзя (а возможно, и не нужно) морали научить: ей можно только научиться.

2. Основные виды этики: гуманистическая и авторитарная

Выдающемуся этику и  философу XXв. Эрику Фромму (1900—1980) принадлежит учение о двух видах этики — гуманистической и авторитарной, — учение, наиболее адекватно объясняющее моральные проблемы современности.

В истории человечества есть периоды, когда этика и мораль действительно  ориентированы на человека.

Это и есть гуманистическая этика.

В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрождения, в наше время элементы гуманистической  этики присущи демократическим  гражданским обществам.

Но есть периоды и ситуации, когда этика и мораль ориентированы на нечто иное, внешнее по отношению к человеку (например, идею коммунизма или мирового господства). Этика такого рода называется авторитарной.

Сущность гуманистической этики  заключается в том, что она  рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что "цель человека — быть самим собой, а условие достижения такой цели — быть человеком для себя" (Э.Фромм).

Гуманистическая этика считает, что  основы "добродетели" заложены в  самом характере зрелой и целостной личности, а "порок" заключается в безразличии к своему Я.

Поэтому "не самоотречение и  себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а  утверждение своего истинно человеческого  Я — вот высшие ценности гуманистической  этики" (Э.Фромм).

Таким образом, гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.

Гуманистическая этика  антропоцентрична (от греч. "antropos" — человек) в том смысле, что  все ценностные суждения определяются особенностями и интересами существования  человека, т.е. человек для нее  — "мера всех вещей", нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь.

Человек обретает себя и  свое счастье только в родстве  и солидарности с людьми.

Причем любовь к ближнему — "не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это  его собственная сила, благодаря  которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим" (Э.Фромм).

Принципиальная позиция  гуманистической этики позволяет  противопоставить ее этике авторитарной по ряду оснований.

 

Таблица 1.

Гуманистическая и авторитарная этика

Гуманистическая этика (ГЭ)

Авторитарная этика (АЭ)

Различие по "авторству" и "исполнению"

В ГЭ человек сам и  творец, и исполнитель нравственных норм. ГЭ совместима лишь с рациональным авторитетом, предполагающим этическую  компетентность — знание широкого веера авторитетных этических доктрин. Рациональный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений (учитель — ученик). Поэтому ГЭ не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто ее признает.

В АЭ "автором" выступает авторитет, определяющий, в чем благо человека, и устанавливающий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют. Причем "авторство" и "исполнение" могут быть разделены (например, когда "авторы" не считают моральные нормы обязательными для себя). АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой, он строится на неравенстве и подчинении, на приоритете авторитета. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее.

Различие по целям  и средствам.

ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и собственность  высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности — от материальных ценностей  и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств, — признается средством и гарантом достижения цели.

В АЭ высшей ценностью  и целью является не человек, а  нечто внешнее по отношению к  нему: интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек  же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя своей религии).

Различие по методам регуляции

ГЭ основным методом моральной регуляции признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность.

В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное).

Различие по моральным принципам

ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает "самость", предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другим. Общество же становится богаче за счет разнообразия и возможностей множества индивидуальностей.

В основе АЭ лежит принцип  коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унификации личностных качеств, взглядов и интересов (быть "как все"). Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и "инакомыслием".


 

Взаимосвязь этики гуманистической  и авторитарной. При всех своих  различиях авторитарная и гуманистическая  не две разные этики, а две стороны, две возможности, два "лица" этики. Их взаимосвязь состоит в следующем:

  • в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов;
  • одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала;
  • в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут внедряться в жизнь авторитарным путем (например, требования родителей и педагогов к детям, порождающие проблему "отцов и детей");
  • при господстве гуманистической этики более эффективным и действенным может быть авторитарный способ морального регулирования. Например, экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткий авторитаризм оказывается гуманнее свободного выбора граждан (эвакуация населения из зоны стихийного бедствия).

Поэтому трудно давать однозначную  оценку тому или иному виду этики; в каждом случае следует подходить  к ним конкретно. В нынешних условиях гуманистическая этика выступает скорее как теоретическая модель. Современное состояние этики — и как науки, и как учебной дисциплины — может быть охарактеризовано как состояние перехода от привычной нам "старой", авторитарной, к "новой", гуманистической этике. На этом этапе основная задача — овладение основами гуманистической этики, для чего необходимо размышлять, сравнивать, выбирать и принимать решение: что есть "человек для себя" и каким ему быть.

  1. Структура этики

История морали и этических  учений описывает процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, описывающую социально-исторические типы морали (рыцарскую, буржуазную и т.п.).

Теория морали объясняет  эволюцию и механизм действия морали на основе ее структурно-функционального анализа; представляет собой учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика дает обоснование моральных принципов  и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать стратегию и тактику "правильной жизни".

Информация о работе Предмет и структура этики