Предмет, задачи и функции науки эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 20:06, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение предмета эстетики, его функции и задачи. Любая наука, в том числе эстетика, «не может заранее сказать, что она такое, лишь всё её изложение порождает это знание о ней» (Гегель). Поэтому определить предмет эстетики можно лишь в самом общем виде.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..4
1.Предмет эстетики…………………………………………….5
2.Задачи эстетики…………………………………………........8
3.Функции эстетики……………………………………………10
Заключение……………………………………………………...12
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Реферат по эстетике.docx

— 29.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

 

Факультет спорта и адаптивной физической культуры

Кафедра

 

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ НАУКИ ЭСТЕТИКА

 

Реферат

по дисциплине «Эстетика»

 

Выполнил студент группы ФК 401

Мирхайдарова Виолетта Линаровна,

Специализации «Теория и методика

физического воспитания»

 

Дата регистрации

Проверил:

«__»_______20__

 
   

 

 

Оценка при защите__________

Дата________

Подпись________

________________

Уфа, 2014

План

 

  1. Введение
  2. Предмет эстетики
  3. Задачи эстетики
  4. Функции эстетики
  5. Заключение

Содержание

 

Введение………………………………………………………..4

1.Предмет эстетики…………………………………………….5

2.Задачи эстетики…………………………………………........8

3.Функции эстетики……………………………………………10

Заключение……………………………………………………...12

Список используемой литературы…………………………….14

Введение

 

Целью данной работы является изучение предмета эстетики, его функции и задачи. Любая наука, в том числе эстетика, «не может заранее сказать, что она такое, лишь всё её изложение порождает это знание о ней» (Гегель). Поэтому определить предмет эстетики можно лишь в самом общем виде. Кроме того, нужно учесть, что предмет науки не существует вне её задач. Определение предмета науки – это акт её самосознания: наука осознаёт, какие стороны и связи мира и во имя чего её интересуют; это вглядывание науки в самоё себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, её очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на её внутренний мир, на её собственные проблемы.

 

  1. Предмет эстетики

 

        Слово эстетика – греч. происхождения (aisthetios), в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин эстетика вошел в науку в сер. ХУШ в. впервые его употребил немецкий философ А. Баумгартен для обозначения нового раздела философии. Это слово закрепилось в философской терминологии и уже с ХУШ в. эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения. Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и т.д.), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства. О людях, чутких к красоте, мы говорим, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия мы называем эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Таким образом эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (социальной группы, общества) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика. Исследование эстетического предполагает анализ наиболее общих характеристик, присущих прекрасному, возвышенному, трагическому и т.п. Кроме того природы порождения этих явлений в сознании человека, в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях, а также природу эстетических ценностей. Одним из основных вопросов, входящих в круг изучения эстетики, является искусство. Эстетика исследует общие закономерности развития искусства, проявляющиеся в различных его видах. Она изучает и сам процесс художественного творчества, а также процесс художественного восприятия искусства. Искусство существует лишь в социально-коммуникативной системе «художник – искусство – публика» или «художественное творчество – искусство – художественное восприятие». В предмет эстетики как науки включаются такие проблемы, как «художник», «художественный язык»» художественное восприятие», «художественная оценка», «художественный вкус» и др. Перечисленные проблемы и их включение в предмет эстетики обязывает нас рассмотреть взаимосвязь «художественного» и «эстетического».

         Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, деятельности художника, к восприятию искусства, к оценке произведений искусства и т.д. Мы не знаем ни одного художественного явления (музыкального, литературного, живописного) ,которое бы не обладало эстетической природой, не было бы прекрасным или безобразным. Позитивно эстетическим или негативно эстетическим, но мы знаем эстетические явления, которые не обладают художественной породой (красота флоры и фауны, физического облика человека, неорганические предметы).

Эстетика изучает и ценностное отношение человека к действительности (прекрасное, безобразное, сатирическое, трогательное, юмористическое, трагическое, комическое, возвышенное). Кроме того, эстетика исследует закономерности эстетической деятельности общества, закономерности эстетического освоения действительности человеком и т.д. Анализ эстетической деятельности позволяет понять, как человек творит, создает прекрасное в жизни и как он потребляет (воспринимает) его.

        Другими словами, эстетика изучает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, соавтор, импровизатор, исполнитель, критик), объекты творчества и восприятия, средства, процессы и результаты эстетического творчества и восприятия. Т.о., рассмотренные нами вопросы и составляют предмет эстетики. Эстетика – философская наука, она родилась в недрах философии и сохраняет с нею тесную связь. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру. Эстетика, став самостоятельной наукой (вт.пол. ХУШ в.) продолжает брать основные методологические положения из философии. Эстетика связана со многими общественными, философскими, гуманитарными науками. Эстетика тесно связана с этикой.

Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действительности. Взаимоотношения людей – это основа любого художественного произведения. Эстетика выступает методологической основой и для ряда новых наук, выделившихся из нее: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

  1. Задачи эстетики

 

        Задачи эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать и 
воспринимать прекрасное, формирование в человеке созидательного начала. Эстетика – и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар знанием. Но этим значение эстетики для художника не исчерпывается. Поэту необходима художественная концепция мира. Она – не запас накопленных художником философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру. Художественная концепция направляет талант и мастерство, в свою очередь, формируясь под их воздействием, она определяет особенности видения мира, отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение которого даёт эстетика.

Эстетика нужна и воспринимающей искусство публике. Можно, конечно, читать книгу, как чичиковский Петрушка, получая удовольствие от самого процесса складывания букв в слова, можно увлекаться занимательностью сюжета. Но только теоретически развитому сознанию раскрываются глубины произведения, существо образной мысли художника. Воспитатель такого восприятия искусства – эстетика. Искусство доставляет одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Это о нём говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь», «гармонией упьюсь». Но полное и глубокое наслаждение искусством невозможно без художественной образованности, а последняя – без эстетики. Даже в повседневной жизни перед человеком возникают эстетические вопросы, и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идёт. Таким образом, изучение эстетики способствует развитию 
творческих художественных способностей человека и общества.

 

  1. Функции эстетики

 

Рассмотрение предмета и задачи эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая. Эстетика нужна художнику. Она является мировоззренческой основой для его творческой деятельности. Художник может интуитивно применять законы эстетики, не постигнув их в теоретической форме, а получив из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуется В образах. Как правило, творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Мольер, Гете, Шиллер, Достоевский, Пушкин, Толстой, Франко не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн. Эстетика направляет развитие искусства, в этом ее огромное значение. Эстетика сказывается и на творчестве художника. Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами развития эстетического, познакомиться с различными эстетическими концепциями и др. В этом раскрывается познавательная функция эстетики. Человек с развитым эстетическим сознанием глубже воспринимает искусство, которое доставляет людям одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Об этом говорил А.С.Пушкин «Над вымыслом слезами обольюсь». Без эстетики нет художественной образованности, а без художественной образованности нет наслаждения искусством. Эстетика способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности.

Таким образом, эстетика играет воспитательную роль в жизни общества. Также эстетика выполняет и методологическую функцию. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, т.к. освоение и преобразование мира ими осуществляется по законам красоты. Строитель всегда должен творить и по законам сопромата. И по законам красоты; участник карнавала – по законам комического; человек, хоронящий близкого – по законам трагического; а совершающий подвиг – по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности. Даже в повседневной жизни перед человеком возникают эстетические вопросы, и когда он пытается объяснить, чем ему понравился фильм, и когда он восторгается поступками героя на сцене, и когда он решает какой костюм ему идёт. Она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.

Заключение

 

Очевидно, каждый человек не раз в жизни встречался со словом «эстетическое». Оно вошло в наш повседневный обиход и кажется привычным и понятным. Но так ли это на самом деле? Мы говорим «эстетическое поведение», «эстетика труда», «эстетизация предметной среды» и т.п. Чтобы прояснить сущность всех оттенков смыслов, которые мы вкладываем в понятие «эстетическое» необходимо проникнуть воображением в самые истоки человеческой цивилизации. Человек живет в очень разнообразном мире. Но всегда ли человек воспринимал этот мир красочным, изменчивым и удивительным. Это далеко не так. Эстетическое отношение – это ценностное отношение к окружающему миру. Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья. Коллектив) общество и человечество в целом. В мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают лишь те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности. Эстетическое развитие человека означает степень его освобождения от природной необходимости. Это не означает, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду и т.д., так называемые витальные потребности. Однако эстетически развитая личность удовлетворяет потребность, скажем в пище иначе, чем эстетически неразвитая. Для эстетически развитого человека, даже очень голодного, важна не только сама пища. Но и ее вид. Место удовлетворения голода, способ еды и т.п. Эстетическое развитие общества показывает историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, когда чувственная потребность может быть удовлетворена без прямого физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, удовлетворение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины. В этом смысле И. Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, т.е. не приносящей прямой утилитарной выгоды. Эстетическое – характеризует человеческую чувственную сторону всемирно-исторической практики, снимающее противоречие между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек ощущает интерес. Становится для него не только способом заработка средств к существованию, но и способом самореализации, самоутверждения, где человек проявляется как свободная и уникальная, неповторимая личность. Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: Прекрасное. Безобразное, возвышенное. Низменное. Трагическое. Комическое. Одновременно человечество выработало несколько понятий, которые отобразили механизм формирования и развития эстетического отношения как на уровне общества. Так и на уровне личности: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетический вкус.

Список литературы

 

  1. Бычков В. Эстетика. - М., 2003
  2. Борев Ю.В.: Эстетика. - М., 2002.
  3. Кривцун О.А.: Эстетика - М., 1998.
  4. Лосский Н.О.: Мир как осуществление красоты: Основы эстетики - М., 1998.
  5. Эстетика. //Под ред. А.А. Радугина - М., 1998.
  6. Эстетика: Словарь. /Под общей ред. А.А.Бляева и др. – М.: Политиздат, 1989.
  7. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Изд. «Алетейя». СПб. 2000
  8. Карнажицкая Т. Эстетика. Учебное пособие для ВУЗов. ОДО «Равноденствие». Минск. 2004.
  9. Лекции – Категория прекрасного в природе и жизни человека. Азизова И.Ю. СПб, РГПУ им. Герцена, 2011.
  10. Краткий курс лекций для студентов. Новиков В.С. ФГОУ ВПО. Кафедра культурологии.

 

 


Информация о работе Предмет, задачи и функции науки эстетика