Приоритет интересов человека над интересами общества и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:05, реферат

Описание работы

В современном мире все чаще обращают внимание на вопрос: Что же важнее - интересы одного человека или же интересы общества. Многие социологи и биоэтики формулируют этот вопрос, как проблему «приоритета человека над интересами общества и науки». Особо жестко этот вопрос стоит в медицине, так как эта часть жизни человека стоит строго посередине, между индивидуальным интересом человека и интересами всего общества и науки.
В 1997 году, в городе Овьедо, была принята Конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины». Которая провозгласила, что интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества и науки. Это положение представляло собой статью номер 2.

Файлы: 1 файл

В современном мире все чаще обращают внимание на вопрос.docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

    

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.И.ПИРОГОВА»

(ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России)

  

 

Приоритет интересов  человека над интересами общества и  науки

 

 

 

 

Исполнитель:

Майоров Егор Андреевич

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

В современном мире все  чаще  обращают внимание на вопрос: Что же важнее - интересы одного человека или же интересы общества. Многие социологи и биоэтики формулируют этот  вопрос, как проблему «приоритета человека над интересами общества и науки». Особо жестко этот вопрос стоит в медицине, так как эта часть жизни человека стоит строго посередине, между индивидуальным интересом человека и интересами всего общества и науки.

В 1997 году, в  городе Овьедо, была принята Конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины». Которая провозгласила, что интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества и науки. Это положение представляло собой статью номер 2.

В связи с этим были поставлены жесткие условия по отношению к участию человека в научных экспериментах (испытание новейших вакцин, электроаппаратов для диагностики и лечения пациентов и т.п.).   Все это было обозначено в Главе №5. В нее вошли статьи:

Статья 15- Общее правило

Научные исследования в области  биологии и медицины осуществляются свободно при условии соблюдения положений настоящей Конвенции  и других законодательных документов, гарантирующих защиту человека.

Статья 16- Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых

Исследования на людях  проводятся только при соблюдении следующих  условий:

I) не существует альтернативных методов исследования, сопоставимых по своей эффективности;

II) риск, которому может быть подвергнут испытуемый, не превышает потенциальной выгоды от проведения данного исследования;

III) проект предлагаемого исследования был утвержден компетентным органом после проведения независимой экспертизы научной обоснованности проведения данного исследования, включая важность его цели, и многостороннего рассмотрения его приемлемости с этической точки зрения;

IV) лицо, выступающее в качестве испытуемого, проинформировано об имеющихся у него правах и гарантиях, предусмотренных законом;

V) получено явно выраженное, конкретное письменное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие может быть беспрепятственно отозвано в любой момент.

 

Статья 17-Защита лиц, не способных дать согласие на участие в исследовании

1. Исследования на людях,  не способных дать на это  согласие в соответствии со  статьей 5, могут проводиться только  при соблюдении всех следующих  условий: 

I) выполнены условия, изложенные в пунктах I)-IV) статьи 16;

II) ожидаемые результаты исследования предполагают реальный непосредственный благоприятный эффект для здоровья испытуемых;

III) исследования с сопоставимой эффективностью не могут проводиться на людях, которые способны дать согласие;

IV) получено конкретное письменное разрешение, предусмотренное в статье 6;

V) сам испытуемый не возражает против этого.

2. В исключительных случаях  и в соответствии с требованиями, предусмотренными законом, проведение  исследований, не направленных на  непосредственный неблагоприятный  эффект для здоровья испытуемых, разрешается при соблюдении требований, изложенных в подпунктах I, III, IV и V пункта 1, выше, а также следующих дополнительных условий:

I) целью исследования является содействие, путем углубления и совершенствования научных знаний о состоянии здоровья человека, его болезни и расстройстве, получению в конечном счете результатов, могущих иметь благоприятные последствия как для состояния здоровья данного испытуемого, так и других лиц, страдающих той же болезнью или расстройством или находящихся в аналогичном состоянии.

II) участие в данном исследовании сопряжено с минимальным риском или неудобствами для данного испытуемого.

Эта конвенция распространяется на большинство стран Европы (включая  Россию) и  Северной Америки.

Все данные положения присущи  гуманистическому строю общества, который  может проявляться чаще всего  в странах постиндустриальных, и  впоследствии в некоторых индустриальных странах. Из этого можно сделать  вывод: Общество начинает задумываться о доминировании прав, желаний, либо в постиндустриальную стадию развития, либо в конце индустриальной, однако не без давления стран, уже перешедших в постиндустриальную эпоху.

        Во многом влияние на этот вопрос оказывает религия, господствующая в стране. Религия устанавливает множество моральных законов и устоев, которые в свою очередь могут поддерживать приоритет человека над интересами науки так и ослаблять его.  Большинство мировых религий выступают в поддержку приоритета человека.

        Если проанализировать мировую историю, то можно увидеть, что в странах, где религия подавлялась, успешно ломались моральные принципы, научный прогресс в области инженерии, электромеханике, биологии, химии, физиологии, анатомии, фармакологии и т.д. ускорялся, однако резко падало отношение к человеку, как к индивидууму.  В пример можно привести такие страны, как Германия в период 3его Рейха, СССР в 39- 70 годы ХХ века.

На этих примерах все же можно сделать вывод, что если стране срочно нужен технологический  прогресс, то есть вариант  отказаться от морали и от человечности, но ускорить развитие науки. Хотя интересы общества сильно пострадают, т.к. в таком обществе развитие культурных ценностей идет медленнее, нежели чем в странах с гуманистическим устройством общества.

Интересно то, что именно пример стран с антигуманистическим строем дал повод создать конвенцию по защите интересов и прав человека.

Так большое положительное  влияние в пользу справедливости требований моральных ограничений  биомедицинских исследований на человеке оказывает широкое информирование мировой общественности о приговоре  по делу медиков, принятым Первым военным  трибуналом в 1947 году в Германии.

В России этот вопрос «приоритетов»  стоит с момента принятия Конституции РФ, так как в Конституции РФ есть положение: Что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».  До этого, положения о защите прав человека вступали в открытую конфронтацию с принципами государственного устройства в СССР.  Этими основными принципами являются «коллективизм» и «сциентизм1».

Однако как я упомянул ранее, во многом ситуацию по проблеме, решает религия, так православие помогло быстрее уйти России от сциентизма к гуманизму.

«Приоритет человека в  христианской этической традиции обусловлен как минимум тремя факторами. Во-первых, признанием того, что человек  сотворен по «образу и подобию  Божию», то есть теоцентризм христианской этики защищает человека от различных форм социоцентризма и сциентизма. Богочеловеческая природа Христа Спасителя является основанием прав на свободу, честь и достоинство человеческой жизни.

Во-вторых, тем, что человек  призван к совершенствованию  и к богообщению.

В-третьих, приоритет человека в христианской этической традиции обусловлен тем, что «совокупность  совершенства» есть любовь к ближнему, ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.»- Так  говорит Ирина Силуянова2 в своей книге «Антропология болезни»

 Благодаря этим факторам у православных людей в данный момент нашей истории не возникает вопросов, почему интересы человека ставятся выше, чем интересы науки.

На самом деле эта проблема довольно таки стара, еще в Новое  Время люди стали задумываться над  вопросом о приоритетах в отношении  человека, науки, медицины общества. Так  русский писатель Ф. М. Достоевский  осветил эту проблему в своем  романе «Братья Карамазовы».  Что  дороже — слезы ребенка или  весь мир познания?

«“Скажи мне сам прямо, я зову тебя — отвечай: представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в  финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное  созданьице... ребеночка... и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги”. “Нет, не согласился бы”, — тихо проговорил Алеша» - именно эта сцена показывает, что даже в то время приоритет человека стоял выше, нежели приоритеты общества и науки.

Спор, начатый Достоевским, до сих пор не окончен. Идеологический штамп о недопустимости ограничений  прогрессивного развития науки весьма влиятелен в нашем постсоветском  обществе. Тем не менее, в 2002 году был принят Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека», само название которого стало первым свидетельством допустимости в современной России «удовлетворения справедливых требований морали».

Надо помнить, что в  Российской Федерации человеком  является не только самостоятельная  личность, но и дети, инвалиды, психически больные люди, а также самое  главное - дети, которые еще не родились, т.е. эмбрионы. Поэтому на территории РФ и большинства стран на земном шаре, эксперименты над человеческим эмбрионом запрещены. Также запрещено  создание искусственных зародышей  человека ради проведения над ними экспериментов.

Тем не менее, спор о приоритетах  не утихает. То и дело можно слышать  справедливые упреки в сторону сторонников этической экспертизы разрабатываемых законопроектов: «Нельзя загонять в рай дубиной». Но в тоже время нельзя мириться с тем, когда «загоняют дубиной в ад». О чем идет речь?

Речь идет о феномене, который был назван немецким психиатром и философом К. Ясперсом «преступной государственностью». К. Ясперс имел в виду реальную возможность принятия государством законов, противостоящих морали. Он имел в виду конкретный закон, принятый в Германии в 1937 году, который назывался «Программа по эвтаназии» и предписывал умерщвление психических больных. Ясперс обращал внимание на опасное явление, а именно на то, что юридическое «убий» попрало моральное «не убий» и что, следовательно, юридический закон может противостоять закону нравственному.

«Преступная государственность» как феномен XX века, к сожалению, становится и проблемой XXI века, по крайней  мере для России. Ряд действующих законов, регулирующих медицинскую деятельность в России, явно не удовлетворяют «справедливым требованиям морали» (ст. 29 «Всеобщей декларации прав человека», 1948). Речь идет, например, о провозглашенном в статье 36 праве каждой женщины на искусственное прерывание беременности. Современные научные исследования эмбриологов и генетиков свидетельствуют о начале человеческой жизни до 12 недель — сроке, когда любая гражданка РФ по своему желанию «имеет право» ее уничтожить. Действия по уничтожению человеческой жизни не могут не быть признанными аморальными, то есть преступными с этической точки зрения. 

Из всей приведенной выше информации можно сделать вывод, что в наше время большинство  стран признает приоритет человечески  интересов над приоритетами науки  и общества, однако нужно учитывать, что в жизни присутствует коррупция  и морально-неадекватные люди. Поэтому  даже в европейских странах можно  найти людей, или места, где могут  проводить опыты на людях или  эмбрионах человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 9. С. 308.

Коллективизм // Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1970. С. 117.

Конвенция о правах человека и биомедицине.

Силуянова И.В. «Антропология болезни» // Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2011 г.

 


Информация о работе Приоритет интересов человека над интересами общества и науки