Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:05, реферат
В современном мире все чаще обращают внимание на вопрос: Что же важнее - интересы одного человека или же интересы общества. Многие социологи и биоэтики формулируют этот вопрос, как проблему «приоритета человека над интересами общества и науки». Особо жестко этот вопрос стоит в медицине, так как эта часть жизни человека стоит строго посередине, между индивидуальным интересом человека и интересами всего общества и науки.
В 1997 году, в городе Овьедо, была принята Конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины». Которая провозгласила, что интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества и науки. Это положение представляло собой статью номер 2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА»
(ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России)
Приоритет интересов человека над интересами общества и науки
Исполнитель:
Майоров Егор Андреевич
2013 г.
В современном мире все чаще обращают внимание на вопрос: Что же важнее - интересы одного человека или же интересы общества. Многие социологи и биоэтики формулируют этот вопрос, как проблему «приоритета человека над интересами общества и науки». Особо жестко этот вопрос стоит в медицине, так как эта часть жизни человека стоит строго посередине, между индивидуальным интересом человека и интересами всего общества и науки.
В 1997 году, в городе Овьедо, была принята Конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины». Которая провозгласила, что интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества и науки. Это положение представляло собой статью номер 2.
В связи с этим были поставлены жесткие условия по отношению к участию человека в научных экспериментах (испытание новейших вакцин, электроаппаратов для диагностики и лечения пациентов и т.п.). Все это было обозначено в Главе №5. В нее вошли статьи:
Статья 15- Общее правило
Научные исследования в области биологии и медицины осуществляются свободно при условии соблюдения положений настоящей Конвенции и других законодательных документов, гарантирующих защиту человека.
Статья 16- Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых
Исследования на людях проводятся только при соблюдении следующих условий:
I) не существует альтернативных методов исследования, сопоставимых по своей эффективности;
II) риск, которому может быть подвергнут испытуемый, не превышает потенциальной выгоды от проведения данного исследования;
III) проект предлагаемого исследования был утвержден компетентным органом после проведения независимой экспертизы научной обоснованности проведения данного исследования, включая важность его цели, и многостороннего рассмотрения его приемлемости с этической точки зрения;
IV) лицо, выступающее в качестве испытуемого, проинформировано об имеющихся у него правах и гарантиях, предусмотренных законом;
V) получено явно выраженное, конкретное письменное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие может быть беспрепятственно отозвано в любой момент.
Статья 17-Защита лиц, не способных дать согласие на участие в исследовании
1. Исследования на людях, не способных дать на это согласие в соответствии со статьей 5, могут проводиться только при соблюдении всех следующих условий:
I) выполнены условия, изложенные в пунктах I)-IV) статьи 16;
II) ожидаемые результаты исследования предполагают реальный непосредственный благоприятный эффект для здоровья испытуемых;
III) исследования с сопоставимой эффективностью не могут проводиться на людях, которые способны дать согласие;
IV) получено конкретное письменное разрешение, предусмотренное в статье 6;
V) сам испытуемый не возражает против этого.
2. В исключительных случаях
и в соответствии с
I) целью исследования является содействие, путем углубления и совершенствования научных знаний о состоянии здоровья человека, его болезни и расстройстве, получению в конечном счете результатов, могущих иметь благоприятные последствия как для состояния здоровья данного испытуемого, так и других лиц, страдающих той же болезнью или расстройством или находящихся в аналогичном состоянии.
II) участие в данном исследовании сопряжено с минимальным риском или неудобствами для данного испытуемого.
Эта конвенция распространяется на большинство стран Европы (включая Россию) и Северной Америки.
Все данные положения присущи гуманистическому строю общества, который может проявляться чаще всего в странах постиндустриальных, и впоследствии в некоторых индустриальных странах. Из этого можно сделать вывод: Общество начинает задумываться о доминировании прав, желаний, либо в постиндустриальную стадию развития, либо в конце индустриальной, однако не без давления стран, уже перешедших в постиндустриальную эпоху.
Во многом влияние на этот вопрос оказывает религия, господствующая в стране. Религия устанавливает множество моральных законов и устоев, которые в свою очередь могут поддерживать приоритет человека над интересами науки так и ослаблять его. Большинство мировых религий выступают в поддержку приоритета человека.
Если проанализировать мировую историю, то можно увидеть, что в странах, где религия подавлялась, успешно ломались моральные принципы, научный прогресс в области инженерии, электромеханике, биологии, химии, физиологии, анатомии, фармакологии и т.д. ускорялся, однако резко падало отношение к человеку, как к индивидууму. В пример можно привести такие страны, как Германия в период 3его Рейха, СССР в 39- 70 годы ХХ века.
На этих примерах все же можно сделать вывод, что если стране срочно нужен технологический прогресс, то есть вариант отказаться от морали и от человечности, но ускорить развитие науки. Хотя интересы общества сильно пострадают, т.к. в таком обществе развитие культурных ценностей идет медленнее, нежели чем в странах с гуманистическим устройством общества.
Интересно то, что именно пример стран с антигуманистическим строем дал повод создать конвенцию по защите интересов и прав человека.
Так большое положительное
влияние в пользу справедливости
требований моральных ограничений
биомедицинских исследований на человеке
оказывает широкое
В России этот вопрос «приоритетов» стоит с момента принятия Конституции РФ, так как в Конституции РФ есть положение: Что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». До этого, положения о защите прав человека вступали в открытую конфронтацию с принципами государственного устройства в СССР. Этими основными принципами являются «коллективизм» и «сциентизм1».
Однако как я упомянул ранее, во многом ситуацию по проблеме, решает религия, так православие помогло быстрее уйти России от сциентизма к гуманизму.
«Приоритет человека в христианской этической традиции обусловлен как минимум тремя факторами. Во-первых, признанием того, что человек сотворен по «образу и подобию Божию», то есть теоцентризм христианской этики защищает человека от различных форм социоцентризма и сциентизма. Богочеловеческая природа Христа Спасителя является основанием прав на свободу, честь и достоинство человеческой жизни.
Во-вторых, тем, что человек призван к совершенствованию и к богообщению.
В-третьих, приоритет человека в христианской этической традиции обусловлен тем, что «совокупность совершенства» есть любовь к ближнему, ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.»- Так говорит Ирина Силуянова2 в своей книге «Антропология болезни»
Благодаря этим факторам у православных людей в данный момент нашей истории не возникает вопросов, почему интересы человека ставятся выше, чем интересы науки.
На самом деле эта проблема довольно таки стара, еще в Новое Время люди стали задумываться над вопросом о приоритетах в отношении человека, науки, медицины общества. Так русский писатель Ф. М. Достоевский осветил эту проблему в своем романе «Братья Карамазовы». Что дороже — слезы ребенка или весь мир познания?
«“Скажи мне сам прямо, я зову тебя — отвечай: представь, что это ты сам возводишь здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой, но для этого необходимо и неминуемо предстояло бы замучить всего лишь одно только крохотное созданьице... ребеночка... и на неотомщенных слезках его основать это здание, согласился ли бы ты быть архитектором на этих условиях, скажи и не лги”. “Нет, не согласился бы”, — тихо проговорил Алеша» - именно эта сцена показывает, что даже в то время приоритет человека стоял выше, нежели приоритеты общества и науки.
Спор, начатый Достоевским,
до сих пор не окончен. Идеологический
штамп о недопустимости ограничений
прогрессивного развития науки весьма
влиятелен в нашем
Надо помнить, что в Российской Федерации человеком является не только самостоятельная личность, но и дети, инвалиды, психически больные люди, а также самое главное - дети, которые еще не родились, т.е. эмбрионы. Поэтому на территории РФ и большинства стран на земном шаре, эксперименты над человеческим эмбрионом запрещены. Также запрещено создание искусственных зародышей человека ради проведения над ними экспериментов.
Тем не менее, спор о приоритетах не утихает. То и дело можно слышать справедливые упреки в сторону сторонников этической экспертизы разрабатываемых законопроектов: «Нельзя загонять в рай дубиной». Но в тоже время нельзя мириться с тем, когда «загоняют дубиной в ад». О чем идет речь?
Речь идет о феномене, который был назван немецким психиатром и философом К. Ясперсом «преступной государственностью». К. Ясперс имел в виду реальную возможность принятия государством законов, противостоящих морали. Он имел в виду конкретный закон, принятый в Германии в 1937 году, который назывался «Программа по эвтаназии» и предписывал умерщвление психических больных. Ясперс обращал внимание на опасное явление, а именно на то, что юридическое «убий» попрало моральное «не убий» и что, следовательно, юридический закон может противостоять закону нравственному.
«Преступная государственность» как феномен XX века, к сожалению, становится и проблемой XXI века, по крайней мере для России. Ряд действующих законов, регулирующих медицинскую деятельность в России, явно не удовлетворяют «справедливым требованиям морали» (ст. 29 «Всеобщей декларации прав человека», 1948). Речь идет, например, о провозглашенном в статье 36 праве каждой женщины на искусственное прерывание беременности. Современные научные исследования эмбриологов и генетиков свидетельствуют о начале человеческой жизни до 12 недель — сроке, когда любая гражданка РФ по своему желанию «имеет право» ее уничтожить. Действия по уничтожению человеческой жизни не могут не быть признанными аморальными, то есть преступными с этической точки зрения.
Из всей приведенной выше информации можно сделать вывод, что в наше время большинство стран признает приоритет человечески интересов над приоритетами науки и общества, однако нужно учитывать, что в жизни присутствует коррупция и морально-неадекватные люди. Поэтому даже в европейских странах можно найти людей, или места, где могут проводить опыты на людях или эмбрионах человека.
Список литературы
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 9. С. 308.
Коллективизм // Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1970. С. 117.
Конвенция о правах человека и биомедицине.
Силуянова И.В. «Антропология болезни» // Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2011 г.
Информация о работе Приоритет интересов человека над интересами общества и науки