Природа и сущность этики деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:02, практическая работа

Описание работы

Под этикой в широком смысле слова понимается система универсальных и специфических правил и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах поведения, этические нормы деловых отношений имеют некоторые особенности.

Содержание работы

1) Сущность этики деловых отношений;
2) Основные принципы этики деловых отношений;
3) Закономерности межличностных отношений;
4 )Э тические проблемы деловых отношений.

Файлы: 1 файл

Этика деловых отношений. Семинар 2.docx

— 22.85 Кб (Скачать файл)

Семинар №2 «Природа и сущность этики деловых отношений»

 

Вопросы:

 

1) Сущность этики деловых отношений;

2) Основные принципы этики деловых отношений;

3) Закономерности межличностных отношений;

4 )Э тические проблемы деловых отношений.

 

№1

Под этикой в широком смысле слова  понимается система универсальных  и специфических правил и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах поведения, этические нормы  деловых отношений имеют некоторые  особенности.

 

В настоящее время этике деловых  отношений уделяется огромное внимание при отборе персонала и его  приеме на работу, а также в процессе выполнения сотрудниками своих обязанностей. Соблюдение этики деловых отношений  – один из главных критериев профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

 

Следует подчеркнуть, что этика  включает в себя целую систему  универсальных и специфических  требований и норм поведения, т.е. этика  деловых отношений базируется на общих нормах поведения, выработанных человеком в процессе совместной жизнедеятельности. Поэтому многие нормы взаимоотношений в деловой  сфере справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все  правила межличностных отношений  находят свое отражение в служебной  этике.

 

Взаимосвязь этики в широком  смысле и деловой этики можно  проследить, используя основные методы общения с людьми. Эти правила  очень просты и их соблюдение способствует установлению благоприятных деловых отношений с партнерами. Остановимся на некоторых из них:

 

· внешний облик делового человека – первый шаг к успеху, поскольку  для потенциального партнера его  костюм служит кодом, свидетельствующим  о степени надежности, респектабельности  и удачливости в делах;

 

· соблюдение общих правил этики: вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу в нужное русло, компетентность в решении той ли иной проблемы, отказ от критических высказываний или суждений в адрес партнера и др.

 

· владение некоторыми навыкам риторики, умение слушать собеседника и  воздействовать на него. Согласно высказыванию Д. Карнеги, "Есть лишь один способ оказать  влияние на другого человека –  это говорить ему то, что он хотел  бы услышать и показать ему как он мог бы достичь желаемого".

 

Таким образом, правила деловой  этики сходны с правилами поведения  человека в повседневной жизни. Кроме  того, все правила деловой этики  построены исходя из основополагающих этических принципов:

 

· уважение чувства собственного достоинства  и личного статуса другого  человека;

 

· понимание интересов и мотивов  поведения окружающих;

 

· социальная ответственность и  др.

 

 

 

 

№2

Принципы этики деловых отношений  можно представить как совокупность нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества и  определяющих правила поведения  человека в системе деловых отношений.

 

В центре этики находится мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов поведения и т.п. Эти  системы определяют границы отношений  и взаимодействий людей в обществе, поскольку нормы морали устанавливают  сами люди. Понятно, что конкретное содержание этих систем зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, что понимается под категориями  добра и зла в данной эпохе. Анализ исторического развития этических  учений показывает, что в различные  исторические периоды в социуме  существовали весьма разные представления  о высших ценностях, о мире, о нравственности. Например, для современного российского  общества характерны иные требования к личности, ее морали, нежели в эпоху "застоя". Сегодня востребованы предприимчивость, коммуникабельность, индивидуализм, творческое отношение к деятельности.

 

Различают этику общечеловеческую и профессиональную. Профессиональная этика регламентирует нормы, стандарты, характерные для определенных видов  деятельности. Это своеобразный кодекс поведения, приписываемый тип отношений  в той или иной сфере деятельности. Этика деловых отношений –  это профессиональная этика, регулирующая систему отношений в сфере  бизнеса. Ее основу составляют принципы и нормы, которые будут рассмотрены  далее.

 

Можно говорить о разных принципах  этики деловых отношений, например о прагматизме, целесообразности, утилитарности. Но все-таки в качестве основных принципов  следует выделить следующие.

 

1. Никогда не делай того, что  ущемляет установленные права  других.

 

2. Всегда поступай так, чтобы  максимизировать прибыль в рамках  закона, требований рынка и с  полным учетом затрат.

 

3. Никогда не делай того, что  противоречит интересами твоей  компании.

 

4. Никогда не делай того, что  нарушает закон, ибо в законе  представлены моральные нормы общества.

 

№3

 

Закономерности межличностных  отношений 

 

В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных  взаимоотношений. Под закономерностью  межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь  явлений, возникающих в межличностном  общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.

 

 

Закономерности межличностных  отношений можно рассматривать  в качестве психологических закономерностей  управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выполнении функций управления, выраженных в  различных организационных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и  т. п. Учет особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно  оценить складывающуюся межличностную  ситуацию, причем такая оценка особенно важна во взаимоотношениях руководителя и подчиненного. Адекватная оценка ситуации дает возможность сформировать эффективную линию поведения, включить в действие необходимые в данный момент правила этики делового общения.

 

Следует заметить, что закономерности межличностных отношений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности. Кроме того, представленные закономерности не исчерпывают всего  набора психологических закономерностей  управленческой деятельности. Рассмотрены  лишь те из них, которые оказывают  непосредственное влияние на формирование этических установок во взаимоотношениях людей.

 

Одной из основных является закономерность неопределенности отклика или, другими  словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.

 

Изучение механизма данной закономерности позволяет ответить на ряд вопросов, которые нередко возникают в  процессе межличностных отношений: почему другой человек не сделал того, о чем вы его просили или  на что указывали? Почему ваши слова, действия, указания обидели другого  человека, причем неожиданно для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или  указывали? и т. п.

 

Механизм действия закономерности неопределенности отклика в своей  основе формируется под влиянием взаимосвязей, описанных в одной  из теорий мотивации, а именно в теории ожиданий Виктора Врума. Она базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Он должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму сводится к тому, что уровень действующей в той или иной управленческой ситуации мотивационной силы определяется совокупностью вероятностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:

 

• затраченные усилия принесут желаемые результаты;

 

• результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;

 

• определенное вознаграждение будет  удовлетворять человека (станет желанным в данной ситуации).

 

Более подробный механизм действия закономерности неопределенности отклика  можно пояснить с помощью другой теории процесса мотивации трудовой деятельности - модели Портера-Лоулера , описывающих теории мотивации. На рисунке для подчеркивания межличностных отношений введены дополнительные взаимосвязи между блоками модели, показанные пунктирной линией. Более широкое толкование можно дать понятию внешнего вознаграждения, используемого в этой модели.

 

 

В общем случае, внешнее вознаграждение - это предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные  ему извне и побуждающие его  к определенным действиям.

 

 

Внешние вознаграждения - это не только похвала руководителя, премия, продвижение  по службе, но и поддержка нормальных отношений с кругом лиц, который  является значимым для исполнителя  какого-либо действия, либо установление отношений с этим кругом лиц в  результате выполнения действия, получение  новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав и т.п. В оценке внешних вознаграждений следует  предусматривать их возможное отрицательное  значение, например, получение дополнительной загрузки, выключение из определенной группы социального окружения и  т. п.

 

 

В отличие от внешнего, внутреннее вознаграждение - это состояние, представляющее ценность для человека и привносимое  им самим в результате тех или  иных действий. Внутренним вознаграждением является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения; наряду с внешним, оно также может побуждать к определенным действиям.

 

№4

В современных условиях этика деловых  отношений как сфера научно-практического  знания переживает значительный подъем.

 

Ключевые этические проблемы возникают  в следующих отношениях:

 

· между организациями или предприятиями;

 

· между предприятиями и государством;

 

· между организациями-производителями  и потребителями;

 

· между организациями и инвесторами;

 

· предприятий к окружающей среде.

 

Рассмотрим одну из наиболее актуальных на сегодняшний момент этических  проблем: отношение организаций  к окружающей среде. Обострение экологической  ситуации в мире оказало на бизнес двойственное воздействие. С одной  стороны, возникает новая и обширная сфера приложения капитала (разработка безотходных технологий, очистного  оборудования, выпуск оборудования по утилизации бытовых отходов, финансирование природоохранных мероприятий и  т.п.). С другой стороны, возросли затраты  капитала (необходимо платить значительные суммы штрафов за загрязнение  окружающей среды, изменять технологию производства с учетом экологических  стандартов и т.п.).

 

Сегодня многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая  моральные и юридические нормы. К наиболее распространенным нарушениям относятся:

 

· сокрытие информации о последствиях вредных производств для окружающей среды;

 

· подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер.

 

· Следует также привести ряд  аргументов, обосновывающих принятие управленческих решений, неправильных с этической точки зрения. К  ним относятся:

 

· уверенность в том, что данная деятельность безопасна, т. е. не выходит  за рамки этических норм;

 

· производство продукции с сомнительными  характеристиками по безопасности;

 

· сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

 

· промедление с выполнением  своих обязанностей.

 

Для решения проблем в деловых  отношениях необходимо выработать комплекс правил, способствующих успешному согласованию интересов бизнеса и общества. Таким образом, в основе этики  делового общения должна быть координация  и гармонизация интересов. Деловое  общение должно проверяться этической  рефлексией. При этом задача принятия решения по данному конкретному  вопросу и соблюдение при этом моральных требований оказывается  делом весьма непростым. Рыночные отношения  представляют свободу выбора, но вместе с тем порождают комплекс нравственных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения. Именно поэтому предприниматели должны приложить максимум усилий для соблюдения этических норм, используя при этом различные средства, в том числе и обучение персонала этике делового общения


Информация о работе Природа и сущность этики деловых отношений