Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 14:02, практическая работа
Под этикой в широком смысле слова понимается система универсальных и специфических правил и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах поведения, этические нормы деловых отношений имеют некоторые особенности.
1) Сущность этики деловых отношений;
2) Основные принципы этики деловых отношений;
3) Закономерности межличностных отношений;
4 )Э тические проблемы деловых отношений.
Семинар №2 «Природа и сущность этики деловых отношений»
Вопросы:
1) Сущность этики деловых отношений;
2) Основные принципы этики деловых отношений;
3) Закономерности межличностных отношений;
4 )Э тические проблемы деловых отношений.
№1
Под этикой в широком смысле слова
понимается система универсальных
и специфических правил и норм
поведения, реализуемых в процессе
общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих
нормах поведения, этические нормы
деловых отношений имеют
В настоящее время этике деловых
отношений уделяется огромное внимание
при отборе персонала и его
приеме на работу, а также в процессе
выполнения сотрудниками своих обязанностей.
Соблюдение этики деловых отношений
– один из главных критериев
Следует подчеркнуть, что этика
включает в себя целую систему
универсальных и специфических
требований и норм поведения, т.е. этика
деловых отношений базируется на
общих нормах поведения, выработанных
человеком в процессе совместной
жизнедеятельности. Поэтому многие
нормы взаимоотношений в
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить, используя основные методы общения с людьми. Эти правила очень просты и их соблюдение способствует установлению благоприятных деловых отношений с партнерами. Остановимся на некоторых из них:
· внешний облик делового человека – первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и удачливости в делах;
· соблюдение общих правил этики: вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу в нужное русло, компетентность в решении той ли иной проблемы, отказ от критических высказываний или суждений в адрес партнера и др.
· владение некоторыми навыкам риторики, умение слушать собеседника и воздействовать на него. Согласно высказыванию Д. Карнеги, "Есть лишь один способ оказать влияние на другого человека – это говорить ему то, что он хотел бы услышать и показать ему как он мог бы достичь желаемого".
Таким образом, правила деловой этики сходны с правилами поведения человека в повседневной жизни. Кроме того, все правила деловой этики построены исходя из основополагающих этических принципов:
· уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека;
· понимание интересов и мотивов поведения окружающих;
· социальная ответственность и др.
№2
Принципы этики деловых
В центре этики находится мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов поведения и т.п. Эти системы определяют границы отношений и взаимодействий людей в обществе, поскольку нормы морали устанавливают сами люди. Понятно, что конкретное содержание этих систем зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, что понимается под категориями добра и зла в данной эпохе. Анализ исторического развития этических учений показывает, что в различные исторические периоды в социуме существовали весьма разные представления о высших ценностях, о мире, о нравственности. Например, для современного российского общества характерны иные требования к личности, ее морали, нежели в эпоху "застоя". Сегодня востребованы предприимчивость, коммуникабельность, индивидуализм, творческое отношение к деятельности.
Различают этику общечеловеческую и профессиональную. Профессиональная этика регламентирует нормы, стандарты, характерные для определенных видов деятельности. Это своеобразный кодекс поведения, приписываемый тип отношений в той или иной сфере деятельности. Этика деловых отношений – это профессиональная этика, регулирующая систему отношений в сфере бизнеса. Ее основу составляют принципы и нормы, которые будут рассмотрены далее.
Можно говорить о разных принципах этики деловых отношений, например о прагматизме, целесообразности, утилитарности. Но все-таки в качестве основных принципов следует выделить следующие.
1. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
2. Всегда поступай так, чтобы
максимизировать прибыль в
3. Никогда не делай того, что противоречит интересами твоей компании.
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены моральные нормы общества.
№3
Закономерности межличностных отношений
В процессе профессиональной деятельности
следует учитывать
Закономерности межличностных
отношений можно рассматривать
в качестве психологических
Следует заметить, что закономерности
межличностных отношений
Одной из основных является закономерность неопределенности отклика или, другими словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.
Изучение механизма данной закономерности позволяет ответить на ряд вопросов, которые нередко возникают в процессе межличностных отношений: почему другой человек не сделал того, о чем вы его просили или на что указывали? Почему ваши слова, действия, указания обидели другого человека, причем неожиданно для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или указывали? и т. п.
Механизм действия закономерности неопределенности отклика в своей основе формируется под влиянием взаимосвязей, описанных в одной из теорий мотивации, а именно в теории ожиданий Виктора Врума. Она базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Он должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму сводится к тому, что уровень действующей в той или иной управленческой ситуации мотивационной силы определяется совокупностью вероятностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:
• затраченные усилия принесут желаемые результаты;
• результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;
• определенное вознаграждение будет удовлетворять человека (станет желанным в данной ситуации).
Более подробный механизм действия закономерности неопределенности отклика можно пояснить с помощью другой теории процесса мотивации трудовой деятельности - модели Портера-Лоулера , описывающих теории мотивации. На рисунке для подчеркивания межличностных отношений введены дополнительные взаимосвязи между блоками модели, показанные пунктирной линией. Более широкое толкование можно дать понятию внешнего вознаграждения, используемого в этой модели.
В общем случае, внешнее вознаграждение - это предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.
Внешние вознаграждения - это не только похвала руководителя, премия, продвижение по службе, но и поддержка нормальных отношений с кругом лиц, который является значимым для исполнителя какого-либо действия, либо установление отношений с этим кругом лиц в результате выполнения действия, получение новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав и т.п. В оценке внешних вознаграждений следует предусматривать их возможное отрицательное значение, например, получение дополнительной загрузки, выключение из определенной группы социального окружения и т. п.
В отличие от внешнего, внутреннее вознаграждение - это состояние, представляющее ценность для человека и привносимое им самим в результате тех или иных действий. Внутренним вознаграждением является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения; наряду с внешним, оно также может побуждать к определенным действиям.
№4
В современных условиях этика деловых
отношений как сфера научно-
Ключевые этические проблемы возникают в следующих отношениях:
· между организациями или
· между предприятиями и
· между организациями-
· между организациями и
· предприятий к окружающей среде.
Рассмотрим одну из наиболее актуальных на сегодняшний момент этических проблем: отношение организаций к окружающей среде. Обострение экологической ситуации в мире оказало на бизнес двойственное воздействие. С одной стороны, возникает новая и обширная сфера приложения капитала (разработка безотходных технологий, очистного оборудования, выпуск оборудования по утилизации бытовых отходов, финансирование природоохранных мероприятий и т.п.). С другой стороны, возросли затраты капитала (необходимо платить значительные суммы штрафов за загрязнение окружающей среды, изменять технологию производства с учетом экологических стандартов и т.п.).
Сегодня многие организации пытаются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. К наиболее распространенным нарушениям относятся:
· сокрытие информации о последствиях вредных производств для окружающей среды;
· подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение природоохранных мер.
· Следует также привести ряд аргументов, обосновывающих принятие управленческих решений, неправильных с этической точки зрения. К ним относятся:
· уверенность в том, что данная деятельность безопасна, т. е. не выходит за рамки этических норм;
· производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
· сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;
· промедление с выполнением своих обязанностей.
Для решения проблем в деловых отношениях необходимо выработать комплекс правил, способствующих успешному согласованию интересов бизнеса и общества. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация и гармонизация интересов. Деловое общение должно проверяться этической рефлексией. При этом задача принятия решения по данному конкретному вопросу и соблюдение при этом моральных требований оказывается делом весьма непростым. Рыночные отношения представляют свободу выбора, но вместе с тем порождают комплекс нравственных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения. Именно поэтому предприниматели должны приложить максимум усилий для соблюдения этических норм, используя при этом различные средства, в том числе и обучение персонала этике делового общения
Информация о работе Природа и сущность этики деловых отношений