Проблемы формирования этического сознания социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Напомним, прежде всего, что в по¬нятиях «мораль», «нравственность» (от латинского — mor, mores —нравы, moralis — нравст-венный) отражено сложное общественное явление, выступающее как форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющее свою основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными грушами посредством норм, прин¬ципов (правил), которые поддерживаются личными убеждениями, традицией, воспитанием, общественным мнением всего общества или данного класса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этического сознания социального работника …………………..5
1. Понятие этического сознания….….………………………………………..5
1.2. Сущность профессиональной этики……………..………………………....8
Глава 2. Проблемы формирования этического сознания социального работника………………….12
2.1. Профессиональная этика социального работника………………………..12
2.2. Этические проблемы социального работника……………..……………...18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы 25
Приложение А

Файлы: 1 файл

ПЭН.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

     Необходимость  говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

     Конфиденциальность  и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу.12 Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией - работодателем.

     Таким образом, эти и другие этические проблемы в формировании этического сознания социального работника требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

 

                                                                Заключение

 

     Таким образом, подведем итог всего вышеизложенного:

     1.  Сознание - одна из форм проявления нашего интеллекта и нашей души. Сознание - уникальное явление, глубокое по содержанию и структурно включающее в себя разные компоненты.

     Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потребности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специалистом социальной необходимости получает специфическое нравственное обоснование: поведение и деятельность рассматриваются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.

     2. Сущность  профессиональной этики заключается,  в том, что профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества. 

     3.   Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma - правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

    4. Большинство проблем в формировании этического сознания социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе интериоризированного владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и ценностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на клиента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147

2. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.149

3. Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322

4. Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

5. Социальная работа. Введение в профессиональную  деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. –  М.: КНОРУС. – 2005. – С.368

6. Социальная работа: теория и организация. Пособие  для студентов вузов / Отв. ред.  проф. С.В. Лапина. – 2-е изд. – М.: 2007. – С.288

7. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 2006. Т. 1-2. – С.167

8. Фирсов, М.В. Теория  социальной работы. Учебное пособие  для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005. – С.612

9. Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал соц. работы, 2005г., №1. – С.47-54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Классификация ценностей социальных работников по А.Маслоу

 

 

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация структура, дихотомия трансцендентного порядок.

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность неизбежность, уместность, правосудие завершенность, долженствование.

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок.

Закон

Справедливость, незапятнанность, порядок законность, долженствование.

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Дифференциация, сложность.

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура.

Красота

Правильность, форма, живость, простота богатство, целостность, совершенство завершенность, уникальность, благородство.

Доброта

Правота, желательность, долженствование справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна.

Ненапряженность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий сложностей, изящество, совершенство

Игра

Забава, удовольствие, развлечение, юмор изобилие, легкость.

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность.

Самонадеянность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам.


 

 

 

 

Профессиональные ценности

Непрофессиональные ценности

Обеспечение-удовлетворение

Борьба и отрицание

Групповая ответственность

Индивидуальная ответственность

Взаимозависимость

Индивидуальная автономия

Инновация-изменение

Традиционализм

Индивидуальное достоинство

Система целей

Культурный детерминизм

Природосообразность

Разнообразие идеалов, ценностей, стилей жизни

Однородность


 

 

 

 

1 Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.12. - С.113

3 Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147

4 Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006.  – С.149

5 Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322

6 Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

7 Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

8 Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС. – 2005. – С.368

9 Социальная работа: теория и организация. Пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. С.В. Лапина. – 2-е изд. – М.: 2007. – С.288

10 Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 2006. Т. 1-2. – С.167

11 Фирсов, М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005. – С.612

12 Данакин, Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал соц. работы, 2005г., №1. – С.47-54


Информация о работе Проблемы формирования этического сознания социального работника