Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 01:36, реферат
Цель этой работы рассмотреть, каковы особенности этого состояния у отдельных социальных групп. Важность выявления этих особенностей заключается в необходимости разработки индивидуальных для каждой возрастной группы способов борьбы с ним.
Здесь рассмотрены всего четыре социальные группы, определенные в основном по возрастному признаку.
1. Введение 1 стр
2. Причины одиночества 2 стр
3. Психологические представления об одиночестве 3-5 стр
4. Социальные взаимоотношения и одиночество 6 стр
5. Одиночество и старость 7-9 стр
6. Вывод 10 стр
Министерство культуры и туризма Украины
Луганский государственный институт культуры и искусств
Кафедра «художественно-компьютерой графики»
специальность «художник компьютерной графики»
РЕФЕРАТ
по дисциплине этика и эстетика
на тему:
“Проблемы одиночества
в современном мире”
Выполнила студентка группы ОМК 3.3 Седнева Екатерина
Преподаватель Брыль М.Н.
2012 г.
Содержание:
Список литературы:
Введение
Каждый человек осознанно или нет боится оказаться одиноким. Что же такое одиночество? Это пребывание вне общества, но не в физическом, а в моральном плане. Мы можем стать одинокими, потеряв друга или возлюбленного, переехав из одного города в другой, перейдя в следующий этап жизни, когда старые связи и привычки уже не актуальны, а новые еще не приобретены. Мы можем быть одинокими, потому что не имеем необходимых навыков общения. Причин много. Однако важным замечанием здесь будет то, что у каждой социальной группы причины свои, а значит и свои пути выхода из одиночества. Цель этой работы рассмотреть, каковы особенности этого состояния у отдельных социальных групп. Важность выявления этих особенностей заключается в необходимости разработки индивидуальных для каждой возрастной группы способов борьбы с ним.
Здесь рассмотрены всего четыре социальные группы, определенные в основном по возрастному признаку. Однако такое деление может быть продолжено по характеру трудовой деятельности, местности проживания, особенностями национальной культуры и многим другим критериям, оказывающим огромное влияние на нашу жизнь.
1
Причины одиночества
У одиноких людей, естественно, возникает желание узнать причины своего состояния. Их понимание помогает разобраться в неприятной ситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих отношениях с обществом.
Одинокие люди обычно могут указать на события, предваряющие одиночество. Часто они заключаются в изменениях в круге общения человека, таких, как разрыв любовной связи, расставание с домом при поступлении в колледж или различными событиями в семье. Эти события вызывают несоответствие между действительными и желаемыми социальными взаимоотношениями человека. Однако когда неблагоприятное соотношение между желаемым и действительными сохраняется, люди могут начать задумываться над причинами затянувшегося одиночества, которые мешают им приспособиться к изменившейся ситуации общения и вступить в удовлетворительные отношения с другими людьми.
Объяснения, которые люди дают своему одиночеству, могут сильно воздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления. Например, если студенты считают, что они бессильны перед причиной своего одиночества, они могут опустить руки и погрузиться в уныние. К таким причинам можно отнести постоянные качества характера. Однако если причина, по их мнению, поддается воздействию (сюда относятся ситуативные причины), они чаще всего с настойчивостью пытаются наладить общение.
Таким образом, чтобы преодолеть одиночество студентам нужно научиться реалистически оценивать свое положение, поскольку такая оценка даст им возможность справиться с одиночеством и поддержит в них стремление продолжать попытки окончательно его преодолеть.
2
Психологические представления об одиночестве
1. Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман)
Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство.
Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он - маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.
Об этиологии одиночества писал и Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.
2. Человеко-центрированный подход (К.Роджерс)
Подход К.Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том,
3
что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что
одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.
Согласно Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина.
1) Общество влияет
на человека, вынуждая его вести
себя в соответствии с
2) Из-за этого
возникают противоречия между
внутренним истинным «Я»
3) Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.
И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».
3. Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр)
В отличии от психоанализа
и роджерианского подхода, где причиной
одиночества является сам человек,
некоторые представители
Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является
4
ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться,
постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».
Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.
4. Интеракционистский подход (Вейс)
Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:
· он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации;
· Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности.
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
5
Социальные взаимоотношения и одиночество
На каждом этапе жизни для людей важны разные типы отношений. Для маленького ребенка главными являются отношения с родителями, потом – с ровесниками, возлюбленными и так далее. Большинство людей поступают в колледж в период поздней юности, поэтому их социальные связи могут иметь свои особенности, соединяя в себе разные типы взаимоотношений.
Для некоторых студентов
дружба может в некоторой степени
компенсировать отсутствие постоянной
романтической связи, поэтому к
весне с одиночеством обычно справляются
те, кто смог установить дружеские
отношения с окружающими
Однако другая группа студентов, не сумевшая справиться с одиночеством к весне, видела единственный способ справиться с ним в романтических отношениях. Но возможно и то, что они просто недооценивают дружеские отношения как вероятное средство преодоления одиночества.
Преодоление одиночества с помощью различных социальных связей может зависеть и от того, какие психологические потребности эти связи призваны удовлетворять. Так, "социальное единение", чувство общности интересов и дел, обычно возникает у человека при общении с друзьями. У взрослых "привязанность", ощущение надежности и обязательств по отношению к партнеру, чаще всего появляется при интимных контактах с возлюбленным или супругом. Ощущение надежности родства или уверенность в продолжительном оказании поддержки обычно возникает при связях с семьей и родными. Сотрудники и коллеги могут представить подтверждение достоинств, наставники и учителя – обеспечить руководство, а свой ребенок – дать возможность воспитывать.
Кроме того, немалую роль
в преодолении одиночества
6
Одиночество и старость
Хотя старение – неизбежный биологический факт, тем не менее, культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него свое влияние.
Так, лишь небольшое число пожилых людей продолжают участвовать в деловой жизни. Большинство из них живут на пенсию, сбережения, пользуются социальными пособиями, благотворительностью. Некоторые старики живут с детьми или дети им помогают. В большинстве своем они отрицательно относятся к зависимости и создают себе индивидуальный мир, где могут эту независимость сохранить. Но часто оказывается, что этот мир сокращается у них до комнаты, дома или района.
В таких условиях происходит социальное отчуждение пожилых людей. Существует несколько причин этого. Например, многие люди воспринимают процесс старения, как только свою "беду", не замечая, что то же происходит и со всеми поколениями. Другие лишены подвижности и сил, необходимых для общения, то есть просто отрезаны от внешнего мира. Третьи боятся старения и в общении с ровесниками видят напоминание о собственной уязвимости. А четвертые уже пережили всех близких ровесников.
В силу этих причин многие пожилые люди видят выход в общении с представителями следующего поколения. Однако и здесь возникает ряд определенных трудностей. Так, многие старики считают, что между поколениями отсутствует связь. Другие говорят о пренебрежительном отношении к молодежи и о предполагаемом у них отрицательном отношении к старикам. Порицается безразличие молодых к проблемам пожилых людей, избежание контактов со старшим поколением и стереотипное представление молодежи о стариках как об отсталых и умственно неполноценных людях. Надо сказать, однако, что не всегда пожилые люди возлагают ответственность за плохие отношения между поколениями на молодых. Многие признают, что в этом следует винить и взгляды самих стариков.
7
Существует определенное различие между пониманием уединения пожилых людей с различным состоянием здоровья. Только старые люди со здоровой психикой активно участвуют в общественной жизни. Уединение не является для них проблемой, так как у них достаточно много интересных занятий. Люди из общин боятся оказаться слишком вовлеченными в чужие дела и предпочитают уединение, видя в нем возможность побыть наедине с собой, подумать. Душевнобольные же воспринимают общение как сложный процесс, требующий массы усилий с их стороны. Таким образом, одиночество становится для них лишь побегом от трудностей.