Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 19:04, реферат

Описание работы

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога.

Файлы: 1 файл

Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности..docx

— 16.72 Кб (Скачать файл)

Проблемы профессиональной этики  в психолого-педагогической деятельности.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики – в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений между его участниками.

Основные этические проблемы:

 

1. Уровень квалификации  людей, применяющих диагностические  методики. Необходимая квалификация  меняется в зависимости от  типа диагностической методики. Главное же, психодиагност дожен быть достаточно осведомлён в психологии, чтобы уберечься от неправильных выводов в своей интерпретации полученных оценок. Он должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры (нормы, надежность, валидность).

 

2. Использование диагностических  методик. Право приобретения и  последующего использования методик  диагностики должно предоставляться  лицам, имеющим определённую квалификацию. Недопустимы какие-либо заявления  относительно достоинств методики  при отсутствии достаточных объективных  оснований. Методику нельзя выпускать  преждевременно.

 

3. Обеспечение тайны результатов  обследования. Это касается посягательства  на тайну Личности. Чтобы оградить  тайну Личности, нельзя сформулировать  универсальные правила, можно предусмотреть  только общие пути. При применении  этих общих способов к специфическим  случаям необходимы этическая сознательность и профессиональная ответственность каждого психолога. Решения нужно выбирать в зависимости от конкретных обстоятельств. Какова бы ни была цель обследования, сохранение тайны Личности включает два ключевых понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна соответствовать (должна быть релевантна) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валидности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой он применяется.

 

Понятие «информированное согласие» нуждается в следующем пояснении. Обследуемый должен быть осведомлён о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не может быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

 

4. Конфиденциальность. С одной  стороны, существует необходимость  неразглашения содержания теста  и опасность неверного понимания  тестовых оценок, с другой –  объективная необходимость для  разных лиц знать результаты  тестирования. Обследуемый имеет право доступа к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов.

 

5. Сообщение результатов  обследования. Информацию нельзя  передавать в том виде, в каком  она получена. Её нужно сопровождать  объяснениями психологов-профессионалов. Сообщения об уровне выполнения  и качественные описания, сделанные  простым языком, предпочтительнее  специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда  результаты теста сообщаются  опытному, хорошо подготовленному  психологу-профессионалу. При сообщении  результатов любых диагностических  методов желательно принимать  во внимание характеристики, особенности  того человека, кому передается  информация. Это касается не только  его образовательного уровня  и знаний по психологии и  тестологии, но также и его ожидаемой эмоциональной реакции на информацию, если индивид занят изучением своих собственных достоинств и недостатков. Когда индивиду сообщают его диагностические результаты, следует не только сопровождать их интерпретацией, но нужно создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией.


Информация о работе Проблемы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности