Введение
Рассматривается актуальная
проблема "Профессиональная этика
бухгалтера". По сравнению с представителями
других профессий для бухгалтеров
понятие профессиональной этики
является особо важным. Профессиональные
организации, объединяющие профессиональных
бухгалтеров, играют важную роль в создании
и распространении стандартов бухгалтерской
этики.
Профессия профессионального
бухгалтера является общественно значимой,
что подразумевает признание
и принятие на себя обязанности действовать
в общественных интересах. Применительно
к профессиональному сообществу
бухгалтеров общество включает клиентов,
работодателей, служащих, профессиональные
объединения бухгалтеров, финансовое
сообщество, а также других лиц, которые
полагаются на объективность, независимость,
честность профессиональных бухгалтеров
в целях обеспечения упорядоченного
ведения коммерческой деятельности.
Поэтому обязанности профессионального
бухгалтера не сводятся исключительно
к удовлетворению потребностей отдельного
клиента или работодателя. Действуя
в общественных интересах, профессиональный
бухгалтер обязан соблюдать и
подчиняться требованиям Кодекса
этики профессиональных бухгалтеров.
Цель работы – изучение
профессиональной этики профессиональных
бухгалтеров.
Задачи:
- Рассмотреть кодекс этики бухгалтеров;
- Изучить ключевые правила профессиональной этики бухгалтера;
- Проанализировать проблемы соблюдения бухгалтерами правил профессиональной этики.
Реферат состоит из введения, трех
вопросов, заключения, списка использованой
литературы.
1.
Кодекс этики бухгалтеров
Представление о моральных
правилах дает кодекс, принятый Американской
ассоциацией бухгалтеров (ААА) в 1987
г. Считается, что наличие кодекса
укрепляет статус бухгалтера и увеличивает
спрос со стороны работодателей
на его труд.
Суть кодекса можно
представить по следующим требованиям:
- Бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника;
- Если предшественник уже не работает, к нему следует обратиться с письменным запросом;
- Профессиональный долг обязывает дать исчерпывающий и правдивый ответ на этот запрос;
- Если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает или может нарушить действующее законодательство, бухгалтер должен отказаться от предложения (работы);
- Бухгалтер может в любое время разорвать трудовой договор с работодателем. Соображения последнего о том, что на предприятии нет замены, не могут служить основанием для продолжения договора;
- Бухгалтер не вправе требовать от администрации знания и понимания того, что он делает;
- Бухгалтер не может сам требовать повышения по службе;
- Прибыли работодателя не могут включать долю для главного бухгалтера, т.е. бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые он сам вывел;
- Бухгалтер не может делить свое вознаграждение с работниками других служб предприятия;
- Бухгалтер должен немедленно ответить на все вопросы администрации, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия;
- Регистры, составленные бухгалтером, являются его неотъемлемой собственностью. Первичные документы, поступившие бухгалтеру от материально ответственных лиц, не могут быть затребованы назад ни материально ответственными лицами, ни администрацией;
- Бухгалтер должен хранить профессиональную тайну о делах работодателя. Уход с работы от работодателя не освобождает бухгалтера от этой обязанности;
- Из обязанности соблюдать профессиональную тайну имеются следующие исключения: бухгалтер вправе расширить свои знания о хозяйственной деятельности своего предприятия по профессиональным каналам; суд дал распоряжение огласить необходимые сведения; работодатель совершает антигосударственные поступки; работодатель дает согласие на разглашение данных о предприятии; бухгалтер может раскрыть профессиональную тайну, если это необходимо в интересах поддержания его профессиональной репутации; бухгалтер считает, что раскрытие данных о тайне фирмы необходимо в общественных интересах, так как правонарушение имело место.
- Все справки о хозяйственной деятельности предприятия сторонним лицам бухгалтер может предоставить только по письменному согласию работодателя;
- Сведения могут быть даны только в том случае, если бухгалтер будет убежден, что их представление вытекает из действующего законодательства;
- Бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы правонарушения;
- За искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность;
- Бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию.
Бухгалтеры и аудиторы
общественных, благотворительных, некоммерческих
организаций в своей работе руководствуются
этическими нормами, принятыми в
независимом секторе в целом:
- преданность делу;
- стремление выполнить миссию организации;
- добровольность и бескорыстность;
- приверженность общественному благу;
- уважение к ценности и достоинству личности;
- терпимость и стремление к социальной справедливости;
- ответственность перед обществом; открытость и честность;
- бережливость в отношении к средствам; соблюдение законов.
В отношениях с коллегами:
- Быть уважительным, справедливым, честным, корректным, доброжелательным;
- Сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов;
- Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег;
- Бухгалтер должен постоянно вести поиск средств и возможностей для достижения более эффективной работы организации, быть активным советчиком руководителя.
Этическая ответственность
перед профессией:
- Защищать достоинство и целостность профессии.
- Быть в курсе знаний и достижений в области бухгалтерского учета и уметь их критически оценивать.
- Делиться профессиональными знаниями и практическим опытом с коллегами.
2. Ключевые правила профессиональной
этики бухгалтера
Профессиональные организации
бухгалтеров существуют во многих странах
мира: США, Канаде, Австралии, Японии и
Великобритании. Каждая из перечисленных
организаций обучает и экзаменует
бухгалтеров на право получение
сертификата. Например, в Institute of Management
Accountants (IMA) - крупнейшей ассоциации бухгалтеров
в США - действует программа, при прохождении
которой бухгалтеры получают сертификат
Certified Management Accountant (CMA), свидетельствующий,
в свою очередь, о достаточной компетенции
бухгалтера в данной области и о соответствии
его знаний требованиям IMA.
Ассоциацией IMA были выпущены
стандарты этики для бухгалтеров, специализирующихся
в области управленческого учета. В табл.1.1
представлены ключевые принципы IMA, относящиеся
к компетенции, конфиденциальности, честности
и объективности бухгалтеров предприятий.
Помимо этого, IMA предоставляет своим членам
возможность пользования горячей телефонной
линией, позвонив по которой, они могут
получить совет опытного специалиста-консультанта
в области действующих стандартов профессиональной
этики. Конфиденциальность информации
гарантируется.
Стандарты профессиональной
этики бухгалтеров, специализирующихся
в области управленческого учета:
Специалисты, занимающиеся
управленческим учетом и финансовым
менеджментом, перед лицом своих
клиентов и своей фирмы обязаны
соблюдать стандарты профессиональной
этики.
IMA были опубликованы стандарты
поведения в данной области,
касающиеся компетенции, конфиденциальности,
честности и объективности должностных
лиц, работающих в данной сфере.
Принципы профессиональной
этики бухгалтера
Профессиональный бухгалтер
обязан соблюдать следующие основные
принципы поведения:
- честность;
- избегать фактических или возможных конфликтов интересов;
- воздерживаться от осуществления любого вида деятельности, которая может нанести ущерб их способности выполнять свои обязанности в рамках профессиональной этики;
- отказываться от любых подарков, гостеприимства и т.д., т.е. от того, что может оказать влияние на их последующие действия;
- признавать профессиональные ограничения и другие сдерживающие факторы, несоблюдение которых может принести вред эффективной деятельности организации;
- сообщать и передавать как благоприятную, так и неблагоприятную информацию, а также оценки и мнения профессионалов;
- воздерживаться от непосредственного участия в деятельности или от поддержки деятельности, которая может дискредитировать их профессию.
- объективность;
- формировать и передавать достоверную и объективную информацию;
- полностью раскрывать всю соответствующую информацию, необходимую для более полного понимания пользователем представленных отчетов, комментариев и рекомендаций.
- профессиональная компетентность и должная тщательность;
- достичь необходимого уровня профессиональной компетенции путем постоянного повышения квалификации;
- выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с действующими законами, правилами и стандартами;
- формировать полные и четко оформленные заключения и рекомендации после проведенного анализа соответствующей информации.
- конфиденциальность;
- не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения работы, за исключением случаев, требуемых законом;
- информировать подчиненных относительно конфиденциальности информации, полученной ими в процессе выполнения своей работы, и следить за соблюдением ими конфиденциальности полученной информации;
- воздерживаться от использования конфиденциальной информации для неэтичных или незаконных целей как персонально, так и через третьих лиц.
- профессиональность поведения. Не должен:
- делать заявления о преувеличенном качестве услуг, которые он может предоставить, своей квалификации и приобретенном опыте;
- давать пренебрежительные отзывы о работе других профессиональных бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других бухгалтеров.
3. Проблемы соблюдения бухгалтерами
правил профессиональной этики
В процессе своей деятельности
бухгалтеры часто сталкиваются с
различными проблемами, касающимися
соблюдения ими правил профессиональной
этики.
При применении стандартов
этичного поведения специалисты, занимающиеся
управленческим учетом и финансовым
менеджментом, зачастую сталкиваются
с проблемами идентификации неэтичного
поведения, а также разрешения конфликтов,
уже возникших в связи с
несоблюдением правил профессиональной
этики.
Столкнувшись с подобной
проблемой, специалистам следует обратиться
к установленной политике организации,
направленной на разрешение таких конфликтов.
Если же политика организации не дает
ответа на этот вопрос, рекомендуем
рассмотреть следующие варианты
действий:
- обсудить проблему с непосредственным вышестоящим лицом за исключением случаев, когда это лицо также вовлечено в конфликт. В данном случае обращаться необходимо на более высокий уровень управления. К разрешению конфликта могут быть привлечены такие структуры, как аудиторская комиссия, совет директоров, собственники компании и др. Необходимо заметить, что вышестоящее лицо, участвующее в конфликте, должно быть в курсе подобных действий;
- провести конфиденциальное обсуждение данного вопроса с объективным консультантом (например, специалистом-консультантом IMA) для достижения наилучшего понимания хода дальнейших действий;
- проконсультироваться со своим личным адвокатом по поводу своих законных прав и обязанностей, появляющихся в связи с возникшим конфликтом;
- в случае если все внутренние ресурсы разрешения конфликта исчерпаны, а конфликт остается, возможен отказ от должности и предоставление меморандума соответствующему представителю организации, а также предоставление информации внешней стороне.
Заключение
По сравнению с представителями
других профессий для бухгалтеров
понятие профессиональной этики
является особо важным. Профессиональные
организации, объединяющие профессиональных
бухгалтеров, играют важную роль в создании
и распространении стандартов бухгалтерской
этики.
Профессиональных бухгалтеров
можно разделить на две большие
группы по степени их влияния на
характер работы и соблюдение в ходе
ее выполнения профессиональных требований.
Первая группа - это собственники и
руководители бухгалтерских, аудиторских
и консультационных фирм, а также
аудиторы, бухгалтеры и консультанты,
которые оказывают услуги в качестве
индивидуальных предпринимателей. Все
они имеют возможность непосредственно
влиять как на объем, содержание и
характер оказываемых профессиональных
услуг, так и на принятие или отклонение
клиента как такового. Именно от
этих профессиональных бухгалтеров (если
все они будут действовать
в соответствии с едиными принципами)
будет зависеть, получат ли нарушители
законов и моральных норм профессиональную
бухгалтерскую помощь и поддержку.
Другая группа включает тех
профессиональных бухгалтеров, которые
в силу своего подчиненного положения
не могут решающим образом влиять
на политику соответствующих бухгалтерских,
аудиторских или консультационных
фирм. Как правило, это рядовые
сотрудники таких фирм либо руководители
среднего звена (руководители проверок,
старшие аудиторы), к ним можно
отнести и главных бухгалтеров
обычных (не аудиторских) предприятий.
Эти специалисты находятся в
двояком положении. С одной стороны,
они обязаны подчиняться служебной
дисциплине и выполнять распоряжения
начальства. С другой стороны, должны
выполнять требования, предъявляемые
к бухгалтерской профессии. В
ряде случаев такая ситуация может
привести к конфликту интересов,
когда руководитель требует от подчиненного
ему по службе профессионала действовать
вразрез с законодательными или
моральными нормами.