Профессиональная этика. Функции профессиональной этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
1) вопросы о том, как должен поступать человек;
2) теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 2
1. Понятие профессиональной этики……………………………………3
2.Функции профессиональной этики……………………………………6
Заключение……………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………...10

Файлы: 1 файл

Министерство образования Нижегородской области.docx

— 26.73 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Нижегородской области

«Институт пищевых технологий и дизайна»- филиал ГБОУ ВПО

«Нижегородский государственный инженерно-экономический институт»

Факультет: Сервиса

Кафедра: Гуманитарных и социально экономических дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: профессиональная этика и этикет.

Тема: Профессиональная этика. Функции профессиональной этики.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Машагина Ксения

Направление: Сервис гостиничных

 и ресторанных  комплексов.

Форма обучения: очная

Курс: 1    Группа: СВ-14

Преподаватель: к.п.н. доцент

Костылева Елена Анатольевна.

 

 

 

г. Н.Новгород

2014 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2

1. Понятие профессиональной этики……………………………………3

2.Функции профессиональной этики……………………………………6

Заключение……………………………………………………………….9

Список литературы……………………………………………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:

1) вопросы  о том, как должен поступать  человек;

2) теоретические  вопросы о происхождении и  сущности морали.

Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, ее проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1.Понятие профессиональной этики

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. 
 Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Первые профессионально-нравственные требования можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа» (III тыс. до н. э.) В числе прочих требований указывается необходимость добросовестного выполнения своих обязанностей, поскольку прилежание в труде - это залог будущей высокой должности и богатства. 
 Выработанные стандарты профессионального поведения закрепляются с помощью особого рода кодексов, клятв, уставов и т. д. Например, медики до сих пор обращаются к таким документам, как знаменитая «Клятва Гиппократа». Педагоги и сегодня считают актуальными многие из тех требований к учителю, которые сформулировал римский философ и оратор Квинтиллиан.  

Итак, первоначально (исторически) понятие «профессиональная этика» означало «кодексы профессиональной морали», и это значение сохраняется по сей день. Современная профессиональная этика как наука объединяет этические воззрения, характерные для конкретных видов деятельности, конкретных профессий. Причем связаны эти воззрения

3

главным образом с обоснованием или разработкой норм и правил поведения, которые могли бы помочь при разрешении типичных для данной деятельности нравственных коллизий. 
Приведем самое распространенное определение: профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. 

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т. п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество. 

Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей

системе ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга. 

Профессиональныя этика изучает:

· отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; 
· нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; 
· взамоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; 
· особенности профессионального воспитания.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:  
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);  
б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. 
Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. 

2. Функции  профессиональной этики.

- оценочная —  дает возможность оценивать с  точки зрения соответствия моральным  нормам и принципам поведение  и действия работников;

- регулятивная —  вытекает из потребности регулировать  поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях;

5

- организационная — служит  улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

- управляющая — служит  средством социального управления  поведением и действиями социального  работника в ходе процесса в интересах дела;

- мотивационная — служит  средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая — обеспечивает  сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая — направляет  и обусловливает выбор социальным  работником или социальной службой  целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

- воспроизводственная —  позволяет воспроизводить действия  социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная — служит  средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

- коммуникативная — служит  средством коммуникации между специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая — способствует  повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

- стабилизирующая — способствует  стабилизации отношений среди  социальных работников, между социальными  работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая —  облегчает социальному работнику  выбор целей, методов и средств  воздействия, выбор наиболее эффективного  и 

6

приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;

- превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

- прогностическая — позволяет  прогнозировать действия и поведение  отдельных социальных работников  и их коллективов, их этическое развитие;

- информационная — приобщает  социальных работников к системе  ценностей профессиональной социальной  работы и профессиональной морали;

- социальная — способствует  созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;

- социализирующая — служит  делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы  применительно к изменяющимся общественным отношениям. Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Список литературы

1). Профессиональная  этика. Учебное пособие для высших  учебных заведений. Отв.ред. – Росенко  М.Н., Санкт-Петербург: ООО ИД "Петрополис", 2006 г.

2) Гусейнов А., Апресян Р. - «Этика»

3)  Столяренко Л.Д. «Психология и этика деловых отношений» Изд. 2-е, 2003 г

4) Горелов  А.А. « Этика» учебное пособие  для вузов 2007 г.

5)  Назаров В. Н.  «Прикладная этика» 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Профессиональная этика. Функции профессиональной этики