Министерство образования
Нижегородской области
«Институт
пищевых технологий и дизайна»- филиал
ГБОУ ВПО
«Нижегородский
государственный инженерно-экономический
институт»
Факультет: Сервиса
Кафедра: Гуманитарных
и социально экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: профессиональная
этика и этикет.
Тема: Профессиональная
этика. Функции профессиональной этики.
Выполнила
студентка:
Машагина Ксения
Направление: Сервис гостиничных
и ресторанных
комплексов.
Форма обучения: очная
Курс: 1 Группа:
СВ-14
Преподаватель: к.п.н. доцент
Костылева Елена Анатольевна.
г. Н.Новгород
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….
2
1. Понятие профессиональной
этики……………………………………3
2.Функции профессиональной
этики……………………………………6
Заключение……………………………………………………………….9
Список литературы……………………………………………………...10
Введение
Этика -
философская наука, объектом изучения
которой является мораль. В этике можно выделить два рода
проблем:
1) вопросы
о том, как должен поступать
человек;
2) теоретические
вопросы о происхождении и
сущности морали.
Исходя
из первого рода проблем, становится очевидной
практическая направленность этики, ее
проникаемость во все сферы бытия, за что
она и получила название "практической философии". Практическое значение
этики проявляется
в первую очередь в сфере человеческого
общения, важной составляющей которого
является общение людей в процессе совместной
деятельности. Совместная деятельность
людей не может быть нейтральной по отношению
к нравственности. Исторически мораль,
а не право, была первой формой регуляции
отношений между людьми. Особое значение
эта форма регуляции деловых отношений
приобретает в демократическом обществе,
в котором отсутствует жесткий контроль
государства за хозяйственной и иной деятельностью
людей.
2
1.Понятие
профессиональной этики
Профессиональная
этика - наука о профессиональной морали
как совокупности идеалов и ценностей,
идей о должном, этических принципов и
норм поведения, отражающих сущность профессии
и обеспечивающих отношения между людьми,
складывающиеся в процессе труда и вытекающие
из содержания их профессиональной деятельности.
Профессиональная этика вместе с тем -
это нравственное самосознание профессиональной
группы, ее психология и идеология.
Профессиональная этика как совокупность
устойчивых норм и правил, которыми должен
руководствоваться работник в своей деятельности,
возникла в глубокой древности. Первые
профессионально-нравственные требования
можно встретить в древнеегипетском манускрипте
«Наставления начальника города и визиря
Птаххеттепа» (III тыс. до н. э.) В числе прочих
требований указывается необходимость
добросовестного выполнения своих обязанностей,
поскольку прилежание в труде - это залог
будущей высокой должности и богатства.
Выработанные стандарты профессионального
поведения закрепляются с помощью особого
рода кодексов, клятв, уставов и т. д. Например,
медики до сих пор обращаются к таким документам,
как знаменитая «Клятва Гиппократа». Педагоги
и сегодня считают актуальными многие
из тех требований к учителю, которые сформулировал
римский философ и оратор Квинтиллиан.
Итак, первоначально
(исторически) понятие «профессиональная
этика» означало «кодексы профессиональной
морали», и это значение сохраняется по
сей день. Современная профессиональная
этика как наука объединяет этические
воззрения, характерные для конкретных
видов деятельности, конкретных профессий.
Причем связаны эти воззрения
3
главным образом с
обоснованием или разработкой норм и правил
поведения, которые могли бы помочь при
разрешении типичных для данной деятельности
нравственных коллизий.
Приведем самое распространенное определение:
профессиональная этика есть совокупность
моральных норм, определяющих отношение
человека к своему профессиональному
долгу, к людям, с которыми он связан в
силу своей профессии, и, в конечном счете,
к обществу в целом.
В задачи профессиональной
этики входит выявление нравственных
норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих
людей в роли представителей определенной
профессии. Профессиональная этика вырабатывает
нормы, стандарты, требования, характерные
для определенных видов деятельности.
Профессиональная
этика должна также объяснить мораль и
учить морали, прививать моральные принципы
и представления о долге и чести, морально
воспитывать работников. Этика призвана
воспитывать, помогать людям правильно
вести себя с людьми, общаться в производственном
коллективе и т. п. Профессиональная этика
учит следовать эталонам нравственности,
принятым за норму поведения людей в определенной
деятельности. На эти эталоны работник
должен ориентироваться. Равняясь на этот
эталон, работник сервиса должен воспитывать
в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная этика призвана
регулировать человеческие отношения
в сфере производства. Каждая профессия
имеет свою специфику принятой в ней и
действующей системы ценностей. Причем
один и тот же поступок может рассматриваться
как моральный, внеморальный и даже аморальный
в зависимости от того, как в нем выражается
отношение к действующей
4
системе ценностей. Основа профессиональной
этики в сфере сервиса – нетерпимость
к пренебрежению общественными интересами,
высокое сознание общественного долга.
Профессиональныя этика изучает:
· отношения трудовых
коллективов и каждого специалиста в отдельности;
· нравственные качества,
личности специалиста, которые обеспечивают
наилучшее выполнение профессионального
долга;
· взамоотношения внутри
профессиональных коллективов, и те специфические
нравственные нормы, свойственные для
данной профессии;
· особенности профессионального
воспитания.
Содержание
любой профессиональной этики складывается
из общего и частного. Общие принципы профессиональной
этики, базирующиеся на общечеловеческих
нормах морали, предполагают:
а) профессиональную
солидарность (иногда перерождающуюся
в корпоративность);
б) особое
понимание долга и чести;
в) особую
форму ответственности, обусловленную
предметом и родом деятельности.
Частные принципы
вытекают из конкретных условий, содержания
и специфики той или иной профессии и выражаются,
в основном, в моральных кодексах — требованиях
по отношению к специалистам.
2. Функции
профессиональной этики.
- оценочная —
дает возможность оценивать с
точки зрения соответствия моральным
нормам и принципам поведение
и действия работников;
- регулятивная —
вытекает из потребности регулировать
поведение и действия социального работника
в различных формальных и неформальных
ситуациях;
5
- организационная — служит
улучшению организации социальной
работы, требуя от участников процесса
деятельности творческого выполнения
своих обязанностей и профессионального
долга;
- управляющая — служит
средством социального управления
поведением и действиями социального
работника в ходе процесса в интересах
дела;
- мотивационная — служит
средством формирования социально
и профессионально одобряемых мотивов
деятельности;
- координирующая — обеспечивает
сотрудничество всех участников
процесса оказания социальной помощи
клиенту, основанное на доверии и взаимной
помощи;
- регламентирующая — направляет
и обусловливает выбор социальным
работником или социальной службой
целей, методов и средств оказания помощи
клиенту;
- воспроизводственная —
позволяет воспроизводить действия
социальных работников и отношения социальных
работников между собой и с клиентами
на основах морали и нравственности;
- воспитательная — служит
средством воспитания и совершенствования
личности как социального работника, так
и его клиента и социального окружения
клиента;
- коммуникативная — служит
средством коммуникации между специалистами
и их клиентами;
- оптимизирующая — способствует
повышению эффективности и качества
социальной работы, повышению статуса
профессии в обществе, уровня его моральности;
- стабилизирующая — способствует
стабилизации отношений среди
социальных работников, между социальными
работниками и клиентами и их близкими,
между социальными работниками и представителями
различных учреждений;
- рационализирующая —
облегчает социальному работнику
выбор целей, методов и средств
воздействия, выбор наиболее эффективного
и
6
приемлемого с точки зрения
профессиональной морали решения;
- превентивная — предохраняет,
предостерегает социального работника
от поступков и действий, наносящих вред
клиенту и обществу;
- прогностическая — позволяет
прогнозировать действия и поведение
отдельных социальных работников
и их коллективов, их этическое развитие;
- информационная — приобщает
социальных работников к системе
ценностей профессиональной социальной
работы и профессиональной морали;
- социальная — способствует
созданию условий, благоприятных для
осуществления социальной работы в обществе;
- социализирующая — служит
делу приобщения социального работника
к господствующей в обществе системе ценностей
и морали.
7
Заключение.
В настоящее время
возрастает значение профессиональной
этики в регулировании различных видов
трудовой деятельности. Это связано со
стремлением постоянно совершенствовать
профессиональные нормы применительно
к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может
представлять абсолютную истину в поведении
людей. Каждое поколение должно решать
их вновь и вновь самостоятельно. Но новые
разработки должны опираться на моральный
запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее
развитие технических аспектов и отставание
культурного, очень важно понять, что для
стабилизации общества необходимы этические
знания.
8
Список литературы
1). Профессиональная
этика. Учебное пособие для высших
учебных заведений. Отв.ред. – Росенко
М.Н., Санкт-Петербург: ООО ИД "Петрополис",
2006 г.
2) Гусейнов
А., Апресян Р. - «Этика»
3) Столяренко
Л.Д. «Психология и этика деловых отношений»
Изд. 2-е, 2003 г
4) Горелов
А.А. « Этика» учебное пособие для
вузов 2007 г.
5) Назаров В.
Н. «Прикладная
этика» 2005 г.
9