Профессиональная этика юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение вопросов профессиональной этики юриста.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- функции морали;
- понятие этических категорий;
- понятие и виды профессиональной этики;

Файлы: 1 файл

проф этика юриста - копия.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

Профессиональная этика юриста

Вариант 5.

 

Введение

 

Существуют профессии, предъявляющие повышенные нравственные требования к своим специалистам. Это в первую очередь относится к профессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми и так или иначе влияют на их внутренний мир (врач, педагог, офицер и т. д.). Общество со своей стороны предъявляет к ним повышенные требования. Следственная деятельность как раз и относится к подобным видам профессий. Действительно, следователь, к примеру, обязан доказывать виновность обвиняемого, выявлять мотивы преступления, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, а также подвергать анализу психические качества иных лиц, выяснять их психические состояния в определенные промежутки времени и т. д., что, естественно, невозможно без психологического контакта с людьми, без проникновения в их внутренний мир.

Большая социальная значимость и ответственность профессиональной деятельности юриста обусловливают предъявление к нему повышенных требований со стороны общества. Мораль получает свое профессиональное использование преимущественно данных профессиях профессиях.

Цель данной работы – изучение вопросов профессиональной этики юриста.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- функции морали;

- понятие этических категорий;

- понятие и виды профессиональной  этики;

- этические проблемы, связанные  с профессиональным статусом  юриста;

- принципы и правила  этической деятельности представителей  юридической профессии.

 

 

Тема 1. Мораль - основной регулятив отношений.

3.Функции морали.

 

Гуманизирующая функция - мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Мораль считает каждого из нас достойным лучшей жизни. Если мир, космос сами по себе ни добры, ни злы, то мораль и на них стремится распространить понятие добра, сделать мир добрым для человека, соразмерным человеку, уютным для осмысленного проживания.

Регулятивная функция - мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества (особенности этой регуляции описаны в первом и втором вопросе этой лекции). Суть ее в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом.

 

Ценностно-ориентирующая функция - мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры, это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного.

Познавательная функция - моральное сознание видит мир через призму добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Воспитательная функция - нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.

Коммуникативная - ритуализация человеческого общения, создание его нормативов  (этикет и пр.); гуманизация общения, стремление сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении)

 

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.

 

Тема 3. Система категорий этики

1. Понятие этических категорий.

 

В истории этики сложилась система категорий, которые отражают в своем содержании нравственные ценности общества. В число основных категорий включены: "добро" и "зло", "долг", "совесть", "честь", "достоинство", "счастье", "любовь", "дружба", "смысл жизни". Эти категории являются не только теоретическими понятиями этики, но и основными понятиями морального сознания, которыми пользуется человек, оценивая те, или иные поступки людей, и через которые общество осуществляет моральную регуляцию поведения людей. Рассмотрим основные понятия этики.

 

"Добро" и "зло" - центральные  понятия морального сознания. Именно через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, всей его деятельности. Эти понятия выработаны моральным сознанием очень давно и уже первые этические системы используют их в своих построениях.

Кант говорил, что совесть - это страх, ушедший внутрь и направленный на самого себя. Он определял совесть как "одинокое богослужение" и "моральную гениальность", подчеркивая, с одной стороны, ее темную природу, "удивительную способность в нас", а, с другой, ее уникальность.

Основанием долга объявлялся авторитет того или иного рода, но тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального долга. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное "хочу" ради высокого ответственного "должен".

 

Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций.

 

Тема 5. Профессиональная этика юриста

1. Понятие и виды профессиональной этики.

 

Профессиональную мораль рассматривают как конкретизацию общих норм нравственности применительно к специфическим условиям того или иного вида деятельности. Естественным можно считать и то, что профессиональная этика врача, педагога и юриста складывались в лоне и по мере становления профессий - медицины, педагогики, юриспруденции соответственно. Любая профессиональная этика может развиваться лишь на стыке трех сфер: общей этики, теории данного вида деятельности и ее конкретного опыта.

Термин "профессиональная этика" получает порой двоякое толкование. С одной стороны, это - наука о профессиональных особенностях морали журналиста, о нравственных аспектах его труда. С другой стороны, в обиходе прочно закрепилось толкование понятие "профессиональная этика", а именно как свода норм и правил профессиональной морали, как синонима журналистских кодексов. Происходит это потому, что нормы журналистской морали создавались и создаются под сильным воздействием издателей, журналистских корпораций, в их разработке непосредственное участие принимают ученые. Именно поэтому в нормах профессиональной морали содержится большой элемент рационального обоснования.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни  и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы5.

 

Тема 7. Статус и этика юриста

1. Этические проблемы связанные с профессиональным статусом юриста.

 

Существуют профессии, предъявляющие повышенные нравственные требования к своим специалистам. Это в первую очередь относится к профессиям, представители которых непосредственно вступают в контакт с людьми и так или иначе влияют на их внутренний мир (врач, педагог, офицер и т. д.). Общество со своей стороны предъявляет к ним повышенные требования.

Большая социальная значимость и ответственность профессиональной деятельности юриста обусловливают предъявление к нему повышенных требований со стороны общества. Мораль получает свое профессиональное использование преимущественно в творческих по своему характеру профессиях. Профессия же юриста, несомненно, является творческой6.

Представители различных профессий, связанных с юриспруденцией, сталкиваются с разными этическими проблемами в своей повседневной работе. Это обусловлено спецификой их работы и отношением общества к ним.

Следователь, к примеру, должен в ходе расследования уголовного дела применять к подозреваемому, обвиняемому такие меры, как задержание, арест. Это может расходиться с его представлениями о правах человека и свободах человека. Вынося постановление об аресте, у следователя может возникнуть внутреннее противоречие, так как он сам нарушает право человека на свободу перемещения.

Повышенные требования предъявляются к моральным качествам судьи. Отправляя правосудие, судья сам должен быть человеком высоко нравственным,  кристально честным, идеально порядочным, ведь только тот, кто сам неукоснительно соблюдает закон, может судить другого. Но повышенные требования предъявляются еще и к личностным качествам судьи.

 

Тема 8. Этика правоприменительной деятельности

1. Принципы и правила этической деятельности представителей юридических профессий.

 

Нравственные ориентации и устремления юриста - добросовестная деятельность на благо общества, заключающееся, в точном и неуклонном исполнении законов.

Под профессиональным нравственным долгом следователя справедливо понимается совокупность моральных обязанностей, выполнение которых обеспечивает раскрытие объективной истины в каждом подлежащем расследованию случае общественно опасного деяния в целях укрепления законности, предупреждения преступлений, воспитания граждан в духе уважения к законам и исполнения нравственных норм.

Профессиональный долг судьи сочетается с высокими этическими требованиями, оказывающими значительное влияние на отправление правосудия. Среди таких нравственных категорий первостепенное место занимает судейская совесть, которая выражает самооценку деятельности и самоконтроль убеждения с точки зрения не только норм морали, но и тех правовых требований, которые предъявляются к принимаемому по делу решению. Судейская совесть не только заставляет судью соотносить свои решения с правовыми предписаниями и нормами нравственности, но и повелевает действовать в соответствии со сложившимися убеждениями, противостоять внешним отрицательным влияниям.

Прокурору необходимы следующие этические качества: вежливость по отношению к людям, умение слушать, эмпатийность; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стенический тип реагирования в психогенных ситуациях; адекватная самооценка7.

 

Заключение

В современной профессиональной этике для раскрытия черт, составляющих моральный облик представителя той или иной профессии, обращаются к этической категории «нравственная ценность». Нравственные ценности юриста - это все то, что связано с регулированием его профессиональной деятельности и поведения в быту, с самой профессиональной деятельностью и выраженными в ней моральными отношениями. Среди таких нравственных ценностей можно выделить ценности-нормы, ценности-цели, ценности-качества.

Применительно к юридической деятельности ценности-нормы - это определенные, сложившиеся на основе нравственных принципов нашего общества правила поведения юристов, при помощи которых регулируются их отношения между собой, с другими должностными лицами, с гражданами и обществом в целом. Основой таких ценностей-норм является объективная необходимость сочетания общественных и личных интересов в ходе этой деятельности.

Критерием же и необходимым условием добросовестности такой деятельности в первую очередь является точное и неуклонное исполнение законов. Соблюдение всех принципов и норм закона - одна из основных обязанностей, входящих в профессиональный нравственный долг юриста.

Нравственные качества, будучи профессионально необходимыми для юристов, самым непосредственным образом влияют на укрепление и повышение престижа органов адвокатуры, прокуратуры, предварительного следствия и дознания, на эффективность судопроизводства и других видов юридической деятельности.

 

Список использованной литературы

1. Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. – М.: Гардарика, 2001.

2. Бучило Н.Ф., Кириллов  В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: Основы философии. – М.: Юристъ, 2002.

3. Малышевский А. Ф., Карпунин  В. А., Пигров К. С. – Основные философские категории. - М.: Просвещение, 2004.

4. Мартьянов А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

5. Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном  отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

6. Чанышев А.Н. Курс лекций  по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

7. Шаповалов В.Ф. Основы  философии: от классики до современности. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.


Информация о работе Профессиональная этика юриста