Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:59, контрольная работа
Мораль - понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.
Тема 6. Этика.
Мораль - понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку, а необходимость коллективного существования в тот период времени требовала определенных правил общежития, которыми должен был владеть каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в поведении людей. Совместный труд требовал согласованного поведения, следования каждого и всех определенным правилам. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразно и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые возникли в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.
Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек - человек», «человек -коллектив», «человек - общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении развития общества, определяя его гуманистическую сущность.
Функции морали
Для понимания сущности морали далеко
не последнюю роль играет и выявление
тех функций, которые она выполняет. В
процессе становления морали, ее выделения
в относительно самостоятельную область
культуры установился определенный ряд
функций, который для нее присущ в настоящее
время. Выделим, на наш взгляд, основные.
1. Пожалуй, исходной можно считать оценочную.
функцию морали. Но оценочная функция
характерна не только для морали, но и
для искусства, религии, права, политики
и др. В чем же состоит специфика оценочной
функции морали? Прежде всего, оценка производится
через призму особых понятий морального
сознания: добро и зло, справедливость,
долг, совесть и т.д. В моральном сознании
, сущее сопоставляется с должным. Моральные
оценки носят ' универсальный характер
и распространяются фактически на все
(за редким исключением — об этом позже)
действия человека. Этого нельзя сказать
о праве (например, можно ли ' с позиций
уголовного кодекса осудить бестактность,
грубость, неуважительное отношение к
кому-либо? Думается, нет). Точно также
не везде уместны и политические оценки
Определенные ограничения существуют
лишь там, где действия производят под
давлением, угрозой, под влиянием какого-либо
аффекта (страха, ревности). Наконец, необходимо
отметить, что моральная оценка опирается
на моральные убеждения индивида и авторитет
общественного мнения.
2. Познавательная функция морали. Она
не имеет такого же значения, такой же
интенсивности, как оценочная, но теснейшим
образом с ней переплетается. В частности,
когда индивид оценивает поступки других
или свои собственные, он неизбежно получает
известное (неполное, конечно) представление
о внутреннем мире как своем собственном,
так и других людей. Когда мораль дает
оценку общему состоянию нравов, она в
определенной мере открывает нам, насколько
соответствует действие государства высшим
общечеловеческим ценностям, стратегическому
направлению развития истории. Кроме того,
следует иметь в виду, что нравственные
качества являются необходимым условием
всякого познания, особенно научного Ученый,
страдающий необъективностью, склонный
к обману, к чрезмерной зависти, корыстолюбию,
может исказить (под всякими предлогами)
результаты опыта, обмануть других или
(под действием чрезмерной одержимости
к славе, корысти и т.д.) и самого себя.
Конечно, необходимо помнить, что познавательная
функция морали осуществляется несколько
иначе, нежели познание в науке. Оно в значительной
степени образно размыто, в нем гораздо
большую роль играют чувства, вера, интуиция.
В научном же познании доминирует разум.
3. Тировоззренческая функция морали. Как
мы уже отмечали, мораль не может быть
сведена к простым нормам. Она должна обосновывать,
"оправдывать" эти нормы, указывать,
во имя чего они должны выполняться, т.е.
моральное сознание неизбежно выходит
на высшие ценности, на смысложизненные
вопросы. Но для решения последних очень
важно выявить место человека в Тире. А
последнее невозможно без какого-то (пусть
даже наивного, как было в прошлом) представления
о Тире в целом. С.Н. Булгаков отмечал, что
человек, для того чтобы понять самого
себя, должен знать, "что же представляет
собой наш мир в целом, какова его субстанция,
имеет ли он какой-либо смысл и разумную
цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь
и наши деяния, какова природа добра и
зла и т.д.".
Представление о мире в целом (мировоззрение)
невозможно составить на одних лишь выводах
науки, ибо они неполны. Научная картина
мира и мировоззрение — это совсем не
одно и то же самое. Мировоззрение формируется
не только на основе знания, но и включает
в себя сложную гамму чувств, представляет
из себя своеобразный образ Тира. В моральном
сознании (прежде всего, в нравственной
философии) формируется мировоззрение
через призму специфических понятий: Тир
рассматривается добрым или злым (или
нейтральным, в лучшем случае, по отношению
к человеку), упорядоченным или хаотичным
и т.д. От характера представления Тира
зависит решение вопроса о смысле жизни
и счастье человека, понимание природы
добра и зла, справедливости и т.д.
4. Воспитательная функция — одна из важнейших
функций морали. Без процесса воспитания
— непрерывного, довольно интенсивного
и целенаправленного невозможно существование
общества, невозможно и становление отдельной
человеческой личности. Но необходимо
подчеркнуть, что в центре воспитания
— стоит воспитание нравственное, которое
и формирует духовный стержень личности.
Более подробно нравственное воспитание
будет рассмотрено в соответствующей
лекции.
5. Регулятивная функция морали является
своеобразным синтезом всех других функций,
ибо в конечном счете задача морали состоит
в направлении помыслов и действий отдельного
человека. Но, как известно, регулирует
поведение индивида не только мораль,
но и право, религия, искусство, политическое
сознание и др. Однако именно мораль предоставляет
человеку наиболее важные, глубинные ориентиры,
именно моральные ценности являются центром
всего духовного мира личности и оказывают
большое воздействие на ее политические
позиции, на отношение к существующему
праву (правосознание), на оценку тех или
иных религиозных учений или произведений
искусства.
Специфику же регулятивной функции морали
можно выделить в следующем. Во-первых,
мораль регулирует практически все сферы
жизнедеятельности человека (чего нельзя
сказать о праве, эстетическом сознании,
политике). Во-вторых, мораль предъявляет
к человеку максимальные требования, требует
от человека "равнения" на нравственный
идеал, который сам по себе (по определению,
в противном случае он просто не идеал)
недосягаем. В третьих, регулятивная функция
морали осуществляется с опорой на авторитет
общественного мнения и на моральные убеждения
(прежде всего — совесть) человека.
Отмечая важность регулятивной функции
морали, в то же время необходимо признать,
что и мораль не всесильна. О6 этом свидетельствует
и многочисленные преступления и повседневная
грубость, бестактность. Причин этому
немало. Отметим, что и моральное сознание
отдельных индивидов имеет явно недостаточный
уровень развития, и общественное мнение
может ошибаться, обуреваться далеко не
моральными устремлениями (говорят же
об эффекте толпы). Кроме того, условия
жизни порой подавляют моральные чувства.
Можно ли требовать строгой честности
от женщины, у которой дети умирают с голода?
Бывают и другие обстоятельства подобного
рода.
Нравственное сознание, как и сознание в целом, представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему.
В структуре нравственного сознания можно выделить два уровня: обыденный и теоретический, которые неправомерно противопоставлять, ибо, поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек не оставляет свои чувства у его порога, они также поднимаются на новый уровень, преобразовываясь в этом движении. Значимость обыденного нравственного сознания в жизни людей подтверждает и то, что на протяжении всей истории подавляющее число людей ограничивалось в нравственной жизни уровнем обыденного сознания, о чем достаточно точно и образно сказал А.Лабриола: «Весь человеческий род, в сущности говоря, на протяжении своего развития никогда не имел ни времени, ни возможности ходить в школу Платона или Оуэна, Песталоцци или Гербарта. Он поступал так, как бывал вынужден поступать».
Однако будучи связанными между собой общественный и теоретический уровни нравственного сознания имеют также и свои различия, одна из которых заключается в глубине отражения нравственных явлений. На обыденном уровне люди оперируют в основном эмпирически воспринимаемыми данностями и оказываются неспособными постичь глубину и сущность тех или иных явлений общественной жизни.
Обыденный уровень нравственного сознания можно определить как представленный в виде нравственных норм, оценок, обычаев способ освоения мира, отражающий будничные, изо дня в день повторяющиеся отношения между людьми.
Теоретический - как представленный в виде нравственных понятий, концепций способ освоения мира, отражающий глобальные нравственные проблемы.
Следуя данному положению, а также исходя из конкретно исторического подхода в исследовании нравственного сознания, анализ этого сложного феномена следует начать с обыденного уровня.
Обыденный уровень нравственного сознания может быть представлен такими структурными компонентами, как обычаи, традиции, нормы и оценки.
Обычай - это устойчивый элемент обыденного нравственного сознания, отражающий реальную действительность в виде системы повторяющихся действий, регулирующий общественные отношения с позиций добра и зла в непроизводственной сфере, опирающийся на силу общественного мнения, тесно связанный с обрядом.
Традиция - это исторически сложившийся прочный и долговечный элемент обыденного нравственного сознания, активно отражающий общественную жизнь в различных ее областях, направляющий поведение человека на развитие и упрочение гуманных нравственных отношений между людьми, тесно связанный с эмоциональной стороной его деятельности.
Нравственная норма - это структурный элемент нравственного сознания, являющийся своеобразной мерой допустимых и обязательных вариантов поведения людей, на основе которого осуществляется регуляция деятельности и отношений индивидов с позиции добра и зла.
Нравственная оценка - это структурный элемент нравственного сознания, с помощью которого устанавливается соответствие или несоответствие поведения человека моральным нормам.
Все вышепредставленные структурные элементы тесно связаны между собой, но основу данного уровня составляют нравственные нормы, поскольку с помощью них становится возможным согласование интересов людей, организация процесса общения, сохранение и воспроизводство того минимума гуманности в отношениях, без которого немыслимо вообще взаимодействие субъектов общения.
В качестве центрального элемента нравственного сознания выделяет ценности и ценностные ориентации А.И. Титаренко, который полагает, что они наиболее адекватно отражают суть данного феномена, и дает им такое определение: «Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования (»единицы«) морального сознания - основные его идеи, понятия,»ценностные блоки«, выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, а опосредованно - и наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы».
Правомерность выделения ценностей
и ценностных ориентаций в качестве
базовых элементов
В ценностях представлены все значимые для человека смыслы, но наиболее глобальным из них является смысл жизни, суть которого заключается в отношении личности к себе и обществу, к пониманию своего места в обществе и к осмыслению социального значения своей деятельности. То или иное понимание смысла жизни определяет всю линию поведения человека и является тем нравственным стержнем, на котором «крепятся» его моральные установки. Под «смыслом жизни» принято понимать осознание людьми основного содержания всей деятельности (прошлое, настоящее, будущее), которое определяет их место и значение в жизни общества.
Человеку необходимо быть уверенным в том, что индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и людям, и обществу. Правильное понимание человеком смысла жизни придает ему такую нравственную силу, которая помогает в преодолении жизненных трудностей. Для человека представляет интерес не только результат его деятельности, но и сама деятельность, потребность в ней.
Вопрос о смысле жизни встает перед человеком не сразу. Формирование этого понятия - процесс нравственного становления личности. По мере своего развития и совершенствования человек пересматривает смысл жизни и свое представление о человеческих ценностях. Решающим обстоятельством, влияющим на такое переосмысление, является жизнь, опыт человека и примеры других людей, одним из таких ярких примеров являются духовные искания Л.Н. Толстого, которые нашли отражение в его «Исповеди»: «Я понял, - пишет Л.Н. Толстой, - что для того, чтобы понять смысл жизни, надо, прежде всего, чтобы сама жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже разум, для того, чтобы понять ее… Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его».
Смысл жизни многие люди видят сегодня в интересной работе, в воспитании детей, в благополучии, в гуманизации общественных отношений, в построении по-настоящему демократического государства, деятельность которого была бы направлена на создание условий гармоничного развития человека, о чем свидетельствуют данные социологических исследований.
Итак, ценности и ценностные ориентации могут быть представлены как базовые элементы нравственного сознания, связывающие воедино не только элементы теоретического нравственного сознания, но и обыденного, поскольку граница между этим двумя уровнями очень подвижна, и такие структурные элементы, как оценки и нормы, а также и сами ценности могут складываться как стихийно (на уровне обыденного сознания), так и вырабатываться сознательно (на теоретическом уровне в систематической и логически доказательной форме).
Выражая целенаправленность нравственного сознания, его систему смыслов, ценности и ценностные ориентации, будучи тесно связанными с мотивами и потребностями, способствуют проявлению сознания человека в деятельности, поведении и отношениях с другими людьми.
Обратимся к понятию «ценность». Под ценностью обычно понимают объект, явление материальной или духовной культуры человечества, которое приобрело для личности устойчивый смысл, поскольку оно служит или могло бы служить средством удовлетворения ее потребностей, достижения ее основных целей.
Ценностная основа моральных норм состоит в том, что в них содержится информация о правильном и неправильном, о добре и зле, руководствуясь которой человек выбирает оптимальный вариант нравственного поведения. Задавая определенную меру, рамки индивидуальному поведению, нормы способствуют упорядочению человеческих отношений. Особой глубиной ценностного содержания характеризуются общечеловеческие моральные нормы: не убий, не кради, не лги, не завидуй, помогай слабым, беззащитным и т.п.
Являясь составной частью нравственных ценностей, моральные нормы отличаются тем, что составляющее их основу долженствование содержит предпосылки добровольного признания их личностью, возможность свободы выбора необходимой линии поведения.
Следующим элементом в иерархии ценностей является нравственная оценка, может носить объективный и субъективный характер. Объективная сторона оценки обусловливается общественной практикой и абстрактными смыслами, субъективная - потребностями и интересами субъекта оценки, имеющими самую разную природу. В связи с этим та или иная ценность может быть отражена в оценке с той или иной степенью адекватности. В процессе оценивания смысл ценностей может очень существенно трансформироваться, искажаться.
Таким образом, несоответствие оценок ценностям выражается в неполноте, неадекватности отражения либо объекта оценки, либо потребностей и интересов, либо того и другого одновременно. Однако специфика оценок состоит не в этом: при одной и той же степени полноты отражения оценки у разных людей могут быть различными и даже взаимоисключающими. Это зависит от индивидуальности субъекта оценки, его жизненного опыта, его потребностей и интересов.
Таким образом, посредством нравственных оценок, с одной стороны, выражается отношение субъекта к существующей системе ценностей, а с другой - возможность определить ценностное значение поступков, поведения индивида, соответствия их моральным нормам, принципам, идеалам.
Следующую ступень «ценностной пирамиды» занимают моральные понятия, представляющие собой высший уровень обобщения, к которым относятся добро и зло, справедливость, счастье, смысл жизни и др. Рассматриваемые понятия вырабатывались веками в совместной жизни людей как проявление определенных сторон моральных отношений, поэтому они являются общеупотребительными и распространенными. Одними из первых сформированных теоретических понятий общественного морального сознания стали добро и зло. Эти ценностные понятия нравственного сознания представляют собой форму отражения взаимодействия и взаимоотношений между людьми и носят исторически изменчивый характер. Через понятие «добро» может раскрываться ценность поступка; «добро» может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; наконец, «добро» (добродетель) может быть и моральным качеством личности.
Такое многозначное определение понятия «добро» вытекает из самой природы морали, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей. Добру, как известно, всегда противостоит зло, что подтверждают народная мудрость: «Нет худа без добра», а также изречение греческого философа Гераклита: «И добро, и зло - одно».
Добро и зло тесно связаны
с другими моральными понятиями
- счастье, совесть, долг не могут быть
адекватно поняты и тем более
не могут стать актуальными
Несмотря на исторически изменчивый характер понятий добра и зла, суть их заключается в том, что под «добром» в любые времена и эпохи понимали то, что считается нравственным, достойным подражания, а под «злом» - противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Поступки людей оцениваются как добро, если они находятся в соответствии с моральными нормами общества, и как зло, если противоречат этим нормам.
Другим ценностным понятием, носящим общий характер, является справедливость. В данном понятии, по очень точному замечанию М.Н. Руткевича, «фиксируется нравственное представление о том, что соответствует и что не соответствует господствующей в обществе морали, что заслуживает нравственного признания, а что нет».
Особо значимым для человека является понятие «счастье». «Счастье - ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства личности и бытия вообще».