Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 19:11, лекция

Описание работы

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. В русском с 18 в. таковым является термин «нравственность», этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Например, можно сказать, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

Происхождение и.docx

— 25.81 Кб (Скачать файл)

Происхождение и 

 содержание 

 понятий «этика», 

 «мораль», «нравственность» 

 Слова «этика» и  «мораль» входят во многие  современные языки. Однако в  некоторых из них возникают  свои определения. В русском  с 18 в. таковым является термин «нравственность», этимология которого в принципе аналогична своим старшим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Например, можно сказать, что поступок этичный, а можно — что поступок нравственный. Однако в рамках научного знания эти слова имеют разный смысл. Под понятием «этика» обычно подразумевается теоретическое знание (наука). Под понятиями «мораль» и «нравственность» — изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

 « Э тика». 

 п роисходит он от древнегреческого слова «этос», понимаемого вначале как «место проживания», затем как

 «порядок», «обычай», еще  позже как «нрав».

 Интересно, что понятие  «мораль» является калькой понятия  «этика». Латинское слово «мое»  ( mos ) —

 смысловой аналог слова  «этос». Во множественном числе «мое» звучит как «морэ» ( mores ). В таком виде

 оно и было использовано  римским оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.

2

 Предмет этики. 

 Предмет изучения этики  — нравственность.

 Нравственность можно  определить как особый духовно-практический, а именно ценностный способ  освоения мира; деятельность, обусловленную  мировоззрением. Ведь именно совокупность  идеалов, принципов, взглядов  и убеждений определяет поведение  личности, делая его в высшей  степени осмысленным.

 Мировоззрение человека  формируется прежде всего обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Человек

 — существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей  требует различных способов регуляции  их поведения, что явилось причиной  возникновения и развития религии,  права и т.д. Нравственность — один из таких регулятивов, который определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.).

 Будучи историческим  явлением, нравственный регулятив продолжает развиваться, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. К очевидным

 тенденциям в развитии  морали можно отнести следующие.

 Во-первых, усиление роли  нравственности в системе общественных  отношений, а следовательно, и в жизни отдельного человека. В этом можно убедиться

, сравнивая современную  эпоху с предыдущими, когда нравственность, как правило, являлась составной частью доминирующего в обществе политического, экономического, религиозного или иного регулятива. В настоящее время она выделяется в «чистом» виде как особая форма общественного сознания. Более того, рост ее влияния на другие сферы культуры (религию, политику,

 право и т.д.) неоспорим.

 Во-вторых, изменение самого  содержания нравственности. Оно  гуманизируется. Если раньше ее законодателями являлись государство или

 Бог и соответственно  они же являлись целью нравственного  требования, то 

 теперь на их место  приходит человек. Человек становится  не средством, но 

 целью нравственного  процесса. В этом смысле прогрессивная  эволюция нравственности очевидна, что прослеживается и в истории  этики.

 В-третьих, рост эффективности  нравственных форм регулирования  в обществе. Более того, эти формы  представляются и наиболее перспективными. В отличие от правовых норм  или религиозных догм, нивелирующих, ограничивающих поведение человека  жесткими санкциями в этой  или следующей жизни, нормы  нравственности действуют на  других основаниях. Исходя из  аксиомы, что 

 человек является не  средством, но целью, нравственное  сознание не может 

 быть репрессивным. Оно  апеллирует к достоинству личности, к сознательному выбору, сделанному  уважающим себя человеком.

3

 Структура этического  знания.

 Этика сформировалась  в эпоху, когда 

 начались 

 распад родоплеменного

 строя 

 и формирование 

 раннего 

 рабовладения.

 Первоначально учёные  занялись

 описанием 

 уже сложившихся 

 обычаев 

 и нравов. Но очень  быстро этого оказалось недостаточно,

 и примерно 

 с 6

 в. 

 н.э. в русле 

 философии 

 появляются попытки 

 осмыслить 

 природу поведения 

 человека, основные механизмы,  определяющие поведение. Этот 

 период 

 получил название предэтики.

 Второй раздел этики  сформировался вместе с возникновением  самой науки. 

 Этика стала накапливать  практический материал и 

 осмысливать 

 возникновение, развитие, основные механизмы частных,

 специфических, 

 особенных этических  систем. Сюда входит:

. Осмысление профессиональной  этики;

. Этика замкнутых идеологизированных систем;

. Этика возрастных групп,  религиозных групп и т.д.

 Третий раздел этики  – осмысление 

 пройденного наукой  пути 

 и рождение истории  этических учений.

 Четвертая 

 часть – 

 раздел 

 моральной прогностики. 

 Почти с

 самого 

 рождения науки учёные  пытались 

 дать идеалы,

 к которым надо 

 стремиться.

 Однако сначала этот  раздел не занимал существенного  места 

 в науке.

 Особую 

 роль он начал играть  уже в новом времени, 

 особенно 

 в ХХ 

 веке. Это

 было 

 связано с усилением  социального бремени и с изменением 

 динамики 

 социальных процессов.  Оказалось, что в этих условиях

 человек 

 может не 

 успевать 

 за цивилизационными изменениями.

 Как следствие 

 – 

 значительно расширяются  механизмы 

 воздейств


Информация о работе Происхождение и содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность»