Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:11, контрольная работа
Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Мораль разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов .
ВАРИАНТ 4
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют как общие черты, так и различия и взаимодействуют друг с другом.
Рассмотрим основные различия.
- Мораль формируется
ранее права, правового сознания
и государственной организации
общества. Можно сказать, что мораль
появляется вместе с обществом,
а право — с государством.
Мораль разнородна: в обществе
может действовать несколько
моральных систем (классов, малых
социальных групп, профессиональных
слоев, индивидов). При этом в любом
обществе существует система
общепринятых моральных
- Мораль живет в
общественном сознании, которое
и является формой ее
- Не совпадают предметы
регулирования норм права и
норм морали. Если их представить
в виде кругов, то они будут
пересекаться. То есть у них
есть общий предмет
- С точки зрения
внутренней организации та или
иная моральная система, будучи
относительно целостным
- Право и мораль
различаются по средствам и
методам обеспечения
2. Классификация категорий исходя из структуры морали.
Исходя из структуры морали среди категорий этики можно выделить:
- категории морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор);
- категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация);
- категории нравственной деятельности (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия).1
Нельзя не заметить, что эта классификация весьма уязвима, так как все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую и оказывают взаимное взаимодействие друг на друга.
Моральное сознание
в значительной степени
При всем разнообразии
подходов к определению
Добро и зло – это наиболее общие формы моральной оценки2, разграничивающие нравственное и безнравственное. Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту призму: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла и к нему ведущими.
3. Структура личности юриста.
Структура морально-психологических особенностей личности юриста можно представить не абстрактно, а живущую в его личности и действующую мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:
• стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;
• непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение должного, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;
• знание моральных
норм, убежденность в их ценности
и необходимости подчинения им
своего личного поведения в
повседневной жизни и
• глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;
• понимание связи
своей профессиональной
• умение и стремление
всегда разбираться в
• обладание привычками
всегда быть на высоте
• обладание высокой
морально-психологической
• умение сохранять
оптимальный, бодрый, здоровый морально-
4. Одежда как элемент имиджа юриста.
Внешний вид следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса оказывает существенное влияние на отношение к нему граждан. Известный русский адвокат А.Ф.Кони советовал молодым коллегам: "Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой". Нередко установить контакт с человеком адвокату, следователю, дознавателю, оперативному работнику не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами. При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе такой оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика: как положительная, так и отрицательная. В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, поскольку он является для них воплощением справедливости и закона. Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, например, одежды или прически юриста. Юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем профессиональной (государственной или частной) службы для всех тех, кто обращается к нему за юридической помощью.
Для отдельных категорий работников государственной службы установлены стандарты внешнего вида: нормативно-правовыми актами им предписано носить специальную форму во время исполнении служебных полномочий. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в профессиональном общении. Каждый юрист-профессионал, если для него установлена форменная одежда, должен носить ее с честью и достоинством, проявлять заботу о своем внешнем виде, быть всегда подтянутым и аккуратным. Успех зависит, прежде всего, от производимого впечатления, а имидж - это и есть искусство производить впечатление.
5. Роль профессиональной этики в деятельности сотрудников милиции.
Профессиональная
этика способствует
Профессиональная этика способствует нравственному воспитанию, это прежде всего это целенаправленная работа начальников, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности.
Однако, эффективность формирования этического мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду.
Поэтому, проводя любое воспитательное (идейно-воспитательное) мероприятие, направленное на формирование привычки соблюдать нормы закона и нормы морали, необходимо думать и о том, как заставить сотрудника милиции работать над собой. Воспитательная деятельность должна стимулировать и направлять работу по самовоспитанию. Правильно продуманная и четко организованная, она в совокупности с самовоспитанием способна обеспечить высокий уровень профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел. Острота проблемы морально-психологической и профессиональной готовности сотрудника к эффективным действиям в экстремальных условиях неоднократно подтверждалась во время специальных (и боевых) действий ОВД в условиях межнациональных конфликтов, и прежде всего в Чечне и на соседних с ней территориях.
В отличие от работы в обычной, повседневной обстановке, при выполнении задач в экстремальных ситуациях необходимо учитывать, что сотрудники действуют в крайне сложных, внезапно меняющихся условиях, нередко опасных для жизни, требующих смелости, выдержки, самоотверженности, полного самообладания и контроля над собой и другими.
Профессиональная этика способствует морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Она заключается в целенаправленном формировании моральной и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, способности действовать профессионально, достойно переносить самые суровые испытания в ситуации подлинной опасности для жизни, сохранять способность адекватного мышления и логических рассуждений, хладнокровие и ответственность, несмотря на множество отрицательно влияющих факторов, мобилизовать волю на решение поставленных задач.
1 Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 384 с
2 Красников Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: Изд-во Форум, Инфра-М, 2009. 224 с
Список литературы: