Речевой официальный этикет. Условия. Порядок и формы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 20:11, реферат

Описание работы

Известно, что речевой этикет – неотъемлемая часть речевой культуры, которую в наше время можно считать "сквозным действием" преподавания русского языка, его методики и риторики.
Об "этикетных" проблемах написано множество статей и книг. В них мы находим мысли о социальной значимости речевого этикета, о функциях этикетных выражений в речевом общении, о выборе этикетных формул по отношению к разным собеседникам.

Файлы: 1 файл

абг.docx

— 50.05 Кб (Скачать файл)

В этом случае получается, что обе пожилые женщины говорят о том, кто приехал и привез подарки, употребляя давно принятое именование.

 

22

Еще один пример. Дети и подростки обычно называют своих близких традиционно: так, как должно (независимо от того, кто их собеседник):

— Мама, а папа скоро приедет?

— Дядя Петя, не знаете, папа скоро приедет?

— Николай Семенович, здравствуйте! Это говорит Вова. Попросите, пожалуйста, папу к телефону.

Наименования близких людей иногда зависят от семейных традиций. Например, когда супруги обращаются друг к другу по имени и отчеству, надо полагать, что и в общении с другими людьми они своих супругов называют так же.

Заметим, что тенденция называть кого-либо так, как его именует собеседник, в большинстве случаев сохраняется. По крайней мере, в инициативных репликах диалога.

Всегда ли нужно говорить спасибо?

В литературе по проблемам речевого этикета можно найти рекомендации, в каких ситуациях следует потреблять синонимичные этикетные средства. К примеру, кому и когда говорить при встрече Здравствуй!, кому – Здравствуйте!, кому Привет! или Салют! и т. д.

От чего зависит степень употребительности или неупотребительности того или иного средства речевого этикета?

В первую очередь, от их информативности и уместности в определенной ситуации. Например, средства выражения благодарности за

 

23

услуги, и прежде всего Спасибо – очень информативны. Маленькие дети (правильно воспитанные) часто благодарят за подарок, похвалу и т. д.

В то же время ответные реплики: Пожалуйста!, Не стоит!, Не стоит благодарности! – встречаются значительно реже, поскольку их этикетная информативность незначительна. И без этих выражений услышавшему слова благодарности понятно, что его благодарят искренне и что это спасибо привычно и само собой разумеется. Тем не менее, слово, пожалуйста, как знак вежливости всегда уместно. (У В. А. Осеевой целый сборник называется «Волшебное слово», где основная новелла посвящена как раз «волшебному слову пожалуйста»).

Понятно, что бывают ситуации, когда обращающимся не до этикетной вежливости. Например, бежит человек к остановке и на ходу спрашивает у встречного: — Этот автобус идет до метро? — Идет. Конечно, в таком случае обычно забывают сказать походя и спасибо, и пожалуйста.

Этикетную значимость может изменить употребление слова в другом значении. Такая многозначность характерна и для слова спасибо. Приведем пример:

  • Сашок, я сказал Василию Петровичу, что ты очень талантлив, хотя нигде и никогда музыке не учился.
  • Ну, спасибо, Николай, удружил! Теперь он меня даже прослушивать не будет.

Здесь слово спасибо выражает досаду. И можно сказать, что в этой ситуации оно вообще находится за пределами речевого этикета.

 

24

Заключение

И так, выполнив данную работу, мы пришли к выводу, что деловое общение - процесс речевого взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом с целью достижения определенного результата. Оно является неотъемлемой частью нашей жизни, имеет свои правила и приемы.

И можно выделить три формы делового общения:

1. Деловая беседа - устный  контакт между собеседниками. Ее  участники должны иметь полномочия  для принятия и закрепления  выработанных позиций. К функциям  деловой беседы относятся: решение  стоящих перед участниками задач, общение между работниками одной  деловой среды, поддержание и  развитие деловых контактов.

2. Деловая переписка - деловое  письмо (служебное послание в  виде официального документа, а  также в форме запросов, предложений, претензий, поздравлений и ответов  на них).

Этика деловой речи учит не только с уважением относиться к партнеру, но и находить адекватные словесные формы выражения всей гаммы нравственных чувств к собеседнику. В любом случае этика общения должна стоять на первом месте при разговоре, даже с незнакомым человеком. Этика делового общения поможет Вам настроить сотрудников на дружественный лад. Профессиональная этика поможет в общении с сослуживцами и сгладит некоторые неровности. Бизнес этикет поможет в работе с клиентом и заказчиком, учитывая что этика бизнеса на данный момент ценится превыше всего.

 

25

Список литературы

1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие – 4-е изд. М.: - обучение: Флинта: Наука, 2001г. – 496 с.

Дата обращения: 27.11.2013

2. Журнал "Русский  язык в школе и дома", 2007г. №3; 2.

      Дата обращения: 27.11.2013

3. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Культура и исскуство реч. Современная реторика. Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 1993г. – 576 с.

      Дата обращения 27.11.2013

4. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002г. – 248сс.

Дата обращения: 27.11.2013


Информация о работе Речевой официальный этикет. Условия. Порядок и формы общения