Реклама адвоката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:45, доклад

Описание работы

Вопрос о рекламе адвокатских услуг на сегодняшний день довольно сложен и полемичен и с точки зрения закона, и с точки зрения юридической этики. 2 Мировая практика неоднозначно подходит к его решению. Так, во Франции реклама означенных услуг запрещена законом. В США кодексы адвокатской этики большинства штатов содержат положения о неэтичности адвокатской рекламы. Они предусматривают дисциплинарное взыскание за нарушение таких этических принципов, как размещение рекламы адвоката на спичечных коробках, банках с прохладительными напитками, одноразовой посуде.

Файлы: 1 файл

Адвокатская деятельность.docx

— 19.31 Кб (Скачать файл)

1 Адвокатская деятельность — это деятельность по предоставлению юридических услуг. А стало быть, как любая услуга, она требует продвижения на рынке с использованием различных приемов, наиболее действенный из которых, как известно, — реклама.

Вопрос о рекламе адвокатских  услуг на сегодняшний день довольно сложен и полемичен и с точки  зрения закона, и с точки зрения юридической этики. 2 Мировая практика неоднозначно подходит к его решению. Так, во Франции реклама означенных услуг запрещена законом. В США кодексы адвокатской этики большинства штатов содержат положения о неэтичности адвокатской рекламы. Они предусматривают дисциплинарное взыскание за нарушение таких этических принципов, как размещение рекламы адвоката на спичечных коробках, банках с прохладительными напитками, одноразовой посуде. Показателен в этом плане следующий пример: дисциплинарному взысканию был подвергнут адвокат, который выпустил спички с указанием номера своего телефона и надписью: «Если Вам нужна помощь – она у Вас есть». Между тем Верховный Суд страны признал неконституционным законодательный запрет на рекламу адвоката.

3 Российское адвокатское сообщество в основной своей массе считает, что реклама адвокатской деятельности должна быть запрещена, однако прямого запрета рекламы адвокатских услуг  российское законодательство не содержит.

Российское законодательство до настоящего времени придерживалось позиции, согласно которой адвокатская  деятельность не рекламируется. 4 Например, ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката устанавливает, что информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

оценочных характеристик  адвоката;

отзывов других лиц о работе адвоката;

сравнений с другими адвокатами и критики адвокатов;

заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение  потенциальных доверителей или  вызывать у них безосновательные надежды.

Тем не менее ни Закон об адвокатуре, ни Кодекс профессиональной этики адвоката не предусматривают такого понятия, как реклама адвокатской деятельности. 

Правовое определение  понятия «Реклама» дано в ст.2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». 5«Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Такая правовая формулировка не позволяет четко определить, применимо ли понятие рекламы к адвокатской деятельности.

Получить информацию об адвокатских  услугах в больших городах  весьма проблематично, и объясняется  это, с одной стороны, неясной  гранью этичности такой рекламы, а с другой – тем, что адвокатура не может оплачивать услуги рекламного сектора экономики. Наиболее простое решение вопроса распространение информации о юридических услугах через государственную правоохранительную систему, включая суды.

Если у лиц, желающих обратиться в суд за защитой нарушенного  права или охраняемого законом  интереса, возникает необходимость  в квалифицированной юридической  помощи, судьи рекомендуют обращаться к адвокату. Однако, придя в суд, информации о месте и времени  работы адвокатов человек, за редким исключением, найти не сможет. Чаще всего, судья посоветует ему обратиться к своему знакомому адвокату. Правда, есть и другой вариант: в здании суда нередко размещается информация адвокатских образований, состоящих  из бывших работников этого суда или  сотрудничающих с конкретными судьями  на иных основаниях. Не станем огульно  утверждать, что такое положение  дел - питательная среда для коррупции, но можно констатировать: остальным  адвокатам и адвокатским сообществам  разместить информацию о себе непосредственно в помещениях судов, как правило, невозможно.

6 Сверхзадачей адвокатской рекламы является наработка «имени» адвоката или адвокатского образования, в котором он состоит. Имя адвоката — основа его финансового благополучия. Адвокат должен быть узнаваем потенциальными клиентами, и достигается это различными способами. Фактор узнаваемости начинает работать при частом появлении адвоката на телеэкране, и даже небольшие комментарии по тому или иному вопросу способствуют его известности. Особых затрат со стороны адвоката в этом случае не требуется, ибо журналисты сами проявляют интерес к адвокатам, но лишь к тем, кто ведет громкие судебные дела. А для того чтобы адвокату получить «громкое дело», он должен обладать «громким именем». Итак, круг замкнулся.

Поэтому адвокаты все чаще используют такой способ «работы  на свое имя», как ведение в печатных СМИ колонки консультации граждан  по правовым вопросам.  Наибольший эффект достигается, когда при этом помещена фотография адвоката — без нее представление о нем не будет полным. Недостаток этого метода — ограниченность возможностей его использования, так как при всем обилии газет и журналов адвокатов все же больше.

7 В продвижении услуг адвокатов начинает возрастать роль Интернета. Но этот способ пока еще ориентирован только на достаточно обеспеченных клиентов. Многие адвокатские фирмы имеют в Интернете свою страницу, где можно получить информацию о предоставляемых услугах.

8 К пограничным методам рекламы адвоката (на грани нарушения норм адвокатской этики) можно отнести участие адвоката в политической деятельности. Мировая история знает множество примеров появления известных политиков именно из адвокатской среды: Робеспьер, Марат, Мирабо, В.И. Ульянов и т.п. Сейчас многие российские адвокаты активно занимаются политикой. Однако практика показывает, что сам ход политической деятельности адвоката может негативно отозваться на имидже адвокатской профессии в целом. Хорошим рекламным ходом считается личное выдвижение кандидатуры адвоката на каких-нибудь выборах. Даже если результат в итоге будет отрицательным, все равно предвыборная кампания — это время беспроигрышного раскручивания своего имени.

Теперь рассмотрим грубые нарушения норм адвокатской этики  при рекламировании адвокатских  услуг. Больше всего их можно обнаружить в Интернете. 

9 Некоторые адвокатские сообщества практикуют рассылку рекламы о себе посредством спама (сообщение рекламного характера, попадающее в почтовый ящик пользователя без какого-либо предварительного разрешения). Учитывая, что спам рассылается по миллионам адресов в Интернете и при этом желание адресата не спрашивается, такие действия можно расценить как вторжение в частную жизнь владельцев e-mail. Особенно неприятно, когда это вторжение происходит от лиц, сама профессия которых обязывает защищать право «быть оставленным в покое».

10Более того, Кодекс этики (ст. 9) запрещает адвокатам навязывать свою услугу лицам, нуждающимся в юридической помощи.

Для упорядочения рекламных  действий адвокатов предлагаем некоторые меры:

Обязать Совет Адвокатской  палаты РФ контролировать использование  адвокатской рекламы в сети Интернет.

При обнаружении нарушений  обязать ее направить заявление  в квалификационную комиссию соответствующего субъекта Федерации о рассмотрении вопроса лишения адвоката его  статуса в связи с нарушением Кодекса адвокатской этики.

Статьи в СМИ об адвокате или адвокатском образовании, носящие  рекламный характер, должны иметь  пометку «на правах рекламы».

В случае реализации адвокатом  своего пассивного избирательного права (право быть избранным) он в ходе своей избирательной кампании не может демонстрировать свою принадлежность к адвокатской профессии или  ссылаться на это.


Информация о работе Реклама адвоката