Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:45, реферат
Вячеслав Авксентьевич Манасеин - выдающийся терапевт и публицист (1841 - 1901). Окончил курс в медико-хирургической академии. В 1877 - 91 годах занимал кафедру частной патологии и терапии в военно-медицинской академии. Лаборатория и клиника Манасеина выпустила огромное число работ. Горячее стремление Манасеина поднять значение русской науки побудило его взять в свои руки редактирование журнала "Врач", который в короткое время приобрел широкую популярность как проводник и защитник этических начал во врачебной деятельности.
ГБОУ ВПО Смоленская Государственная Медицинская Академия
Кафедра философии, истории медицины с курсом психологии и педагогики
Реферат
на тему: «Роль В.А. Манассеина в развитии отечественной медицинской этики»
Хомякова А.Н.
Смоленск 2013
В. А. Манассеин был учеником С.П. Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медико-хирургической академии. Не только в медицинской: среде, но и в обществе в целом Манассеин снискал себе звание "рыцаря врачебной этики", "совести врачебного сословия". С 1880 года и до конца жизни он издавал еженедельную газету "Врач". В программном заявлении "От редакции" в No 1 "Врача", в частности, говорилось: "Мы будем стараться... постоянно подвергать критическому, независимому и беспристрастному разбору все явления, касающиеся образования, быта и деятельности врачей... не закрывать глаз и на те печальные явления, причины которых коренятся в самих врачах..." Прежде всего необходимо отметить многообразие и, как правило, сохраняющуюся актуальность морально-этических проблем врачевания и организации медицинского дела, нашедших отражение на страницах "Врача". Так, здесь постоянно печатались материалы о "непозволительных, преступных опытах над здоровыми и больными людьми", при этом подчеркивались: недопустимость экспериментальных исследований на умирающих, на заключенных; необходимость учитывать степень риска в медицинских исследованиях на людях; обязательность "полного согласия и ясного понимания соглашающимися больными и здоровыми, чему они подвергаются". Газета утверждала принцип: редакции научно-медицинских изданий не должны публиковать материалы об исследованиях на людях в обход требований медицинской этики (это правило постепенно становится обязательным в международной, но, увы, не в отечественной научной практике в конце XX века).
В.А. Манассеин считал, что врачи должны быть принципиальными противниками смертной казни и телесных наказаний, ибо в противном случае их функция входит в неразрешимое противоречие с их миссией в обществе, с их профессиональной этикой. Много раз "Врач" обращался к проблеме рекламы в медицине, Манассеин вел борьбу с "бесстыдной, обманной рекламой", в особенности - с рекламой "патентованных", "тайных" средств и саморекламой врачей. Принципиальной критике подвергались различные проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу - барство некоторых профессоров в отношении своих сотрудников; отступления отдельных врачей от древнего обычая их профессии - лечить коллег бесплатно; клевета в адрес коллег, иногда приобретавшая чудовищные формы.
Отношение Манассеина к врачебной тайне заслуживает особого разговора, поскольку его позиция наряду с противоположной позицией выдающегося адвоката А.Ф.Кони в дореволюционной России принималась за своего рода точку отсчета при обсуждении этой стержневой проблемы медицинской этики. В.В. Вересаев писал: "Манассеин стоял за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах... К частному глазному врачу обратился за помощью железнодорожный машинист. Исследуя его, врач попутно открыл, что больной страдает дальтонизмом... Врач сообщил машинисту о его болезни и сказал, что ему нужно отказаться от работы машиниста. Больной ответил, что он никакой другой работы не знает и от службы отказаться не может. Что должен был сделать врач? Манассеин отвечал: "Молчать... врач не имеет права выдавать тайн, которые узнал благодаря своей профессии, это предательство по отношению к больному..."
Наряду с этим аргументом, имеющим для Манассеина смысл категорического императива, он приводил также соображения в духе этики утилитаризма. В те годы чаще всего дискутировали о врачебной тайне в связи с сифилисом. Манассеин говорил: "Как ни ужасно молчание в подобном случае, но мы лично все-таки стояли бы за сохранение тайны больного в интересах общества; стоит только разгласить тайну во имя самого высокого дела, и десятки, и сотни сифилитиков побоятся лечитьсяи, тем самым, сделаются рассадниками сифилиса в самых обширных размерах..." "Врач" подвергал нелицеприятной критике частную практику. Сам Манассеин славился как бессеребреник: став профессором, он совершенно оставил частную практику и лишь изредка посещал больных на дому - преимущественно врачей и литераторов. Два раза в неделю он принимал дома, в основном это были студенты, рабочие: прием давал
мизерный заработок, а то вообще оканчивался "минусом" – раздачей собственных денег больным на лекарства и т.д. По инициативе Манассеина был создан благотворительный фонд - "Капитал для выдачи пособий нуждающимся врачам и их семьям", в обиходе его называли "Манассеинский рубль", так как в организации этого фонда мог принять участие
каждый русский медик, присылая в год всего один рубль.
Критика теневых сторон частной врачебной практики на страницах "Врача", несомненно, поучительна и во многом сохраняет актуальность: частная практика, как писала газета, при отсутствии надлежащего правового и этического контроля способна порождать нездоровую конкуренцию и деформировать моральные основания коллегиальности врачей, в среде
которых распространяется алчность, "кусочничество"; она же может стать причиной безнравственной "дихотомии" - когда, например, терапевт направляет больного к определенному хирургу, получая от него комиссионные, и т.д. Вместе с тем тяжкое бремя издания В.А. Манассеиным газеты, в которой как бы постоянно вершился "суд чести" над русской медициной, не могло не обернуться излишней категоричностью, этическим формализмом отдельных его суждений и оценок. Это касается не только односторонней, с нашей точки зрения, оценки врачебной деятельности Г.А. Захарьина. Можно отметить в связи с этим безоговорочное осуждение на страницах "Врача" не только искусственных абортов, но и контрацепции: Манассеин писал, что если бы он не был принципиальным противником смертной казни, то одобрил бы смертный приговор, вынесенный в 1898 г. в Англии врачу за производство аборта.
Информация о работе Роль В.А. Манассеина в развитии отечественной медицинской этики