Система этических понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:20, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
Целью работы является рассмотрение этических понятий.
Задачи:
- анализ этических понятий;
- изучение структурных и сущностных этических понятий.

Содержание работы

Введение
Глава I
Этика
Глава II
Структурные этические понятия
Сущностные этические понятия
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Система этических понятий.docx

— 33.97 Кб (Скачать файл)

Югорский государственный  университет

Институт менеджмента  и экономики

Кафедра сервиса и туризма

 

 

 

Реферат на тему:

"Система этических  понятий"

 

 

 

 

 

 

Выполнил:студентка 2 курса

 группы 4921б

Нагорнова Наталья

Проверил:доцент  кафедры  сервиса и туризма 

Самоловова И.Ф.

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2013г.

 

Содержание

 
 
   

Введение

Глава I

Этика

Глава II

Структурные этические понятия

Сущностные этические  понятия

Заключение 

Список используемой литературы

3

4

4

4

4

6

10

11


 

 

 

 

 

 

Введение

   Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует  обычаи практически всех народов  от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила  поведения являются всеобщими, поскольку  они соблюдаются представителями  не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных  социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

   Актуальность работы заключается  в том, что этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

   Целью работы является  рассмотрение этических понятий.

   Задачи:

- анализ этических понятий;

- изучение структурных  и сущностных этических понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Этика

   К системе этических понятий  относят основные ее понятия, которые обобщенно отражают содержание, специфику, существенные сущностные стороны морали, закономерности нравственных отношений. Будучи связанными между собой, они образуют целостную систему, которая находится в постоянном развитии, обогащении.

Адекватно понять мораль как  целостный феномен можно только с помощью системы этических  понятий. Игнорирование требований системного подхода при их исследовании порождает многочисленные противоречия, логические ошибки. Например, добро часто рассматривают как моральный феномен, а мораль - как добро. Следствием этого является наличие многих недостаточно осмысленных категорий этики.

Создавая систему этических  понятий, следует выводить их, начиная  с простейших. Чтобы лучше понять этот процесс, необходимо абстрагироваться от того, что почти каждая категория, которую надо вывести, давно уже  создана Следуя этому принципу, этика  способна стать объективной доказательной  наукой .

Глава II

Структурные этические  понятия

  Структурные этические  понятия фиксируют основные компоненты  морали.

Нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это  общеобязательные, формально-определенные  правила поведения, которые установлены  или санкционированы, а также  охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись  в обществе, выражают представления  людей о добре и зле, справедливости  и несправедливости, долге, чести,  достоинстве. Действие этих норм  обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами  общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это  правила поведения, которые, сложившись  в обществе в результате их  многократного повторения, исполняются  в силу привычки.

4. Нормы общественных  организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые  самостоятельно установлены общественными  организациями, закреплены в их  уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и  ими же охраняются от нарушений  посредством определенных мер  общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

Принцип-это внутренне  установленное для себя правило, которое может основываться на совести, либо на внутреннем "Я". У каждого  человека свои принципы, и возможно он устанавливает их для себя сам, следуя и не изменяя им всю жизнь. Принцип закладывается в человеке настолько прочно, что изменить его практически невозможно. Это может характеризовать как положительные, так и отрицательные качества в человеке. Возможно даже благодаря принципам, человек и становится личностью.

Оценка- способ установления значимости чего-либо для человека.

Можно выделить три типа значимостей:

- теоретический (гносеологические  оценки);

- практический (реализация  гносеологических и аксиологических  оценок);

- ценностный (аксиологические  оценки).

Идеал – этим словом, с одной стороны, называют высшую степень ценного или наилучшего. С другой стороны, идеалом называют индивидуально принятый стандарт, касающийся личных качеств и способностей. Однако философско-этическое понимание идеала иное. Здесь на первый план выдвигаются универсальные основания человеческих суждений, решений и поступков. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, т.к. идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного. В специфически этическом смысле идеал предполагает некоторый не изменяющийся в зависимости от обстоятельств и индивидуальных вкусов стандарт. Идеал – это, во-первых, наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное представление о благом и должном, во-вторых, образ совершенства в отношениях между людьми или в форме общественного устройства, которое обеспечивает это совершенство, в-третьих, безусловный высший образец нравственной личности.

Чувство- способность, с помощью  которой человек воспринимает добро  и зло и оценивает решения, поступки и характеры. Чувство естественно. Также чувством называют эмоциональный  процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства  отличают от эмоций и настроений.

Отношения- это различные  взаимосвязи, возникающие во время  взаимоотношений между людьми. Отношения  могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций.

Поведение- направленные личностно  или социально-значимые действия, источником которых является сам человек  и авторская ответственность  за которые возлагается на него.

Существует много классификаций  поведения. Различают социальное, телесное и психологическое поведение. С другой стороны, отличают внутренне и внешнее поведение, врожденное и приобретенное, намеренное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное.

Сущностные этические  понятия

   Сущностные этические  понятия выражают основное содержание, специфику морали.

   Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.  В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее.

    Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это потенциальное добро. Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства.

Со времен древности добро  и зло истолковывались как  две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс  писал: "Представления о добре  и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто  прямо противоречили одно другому".

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная  добру, обобщенно выражающая представление  о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем  осуждения. Это общая абстрактная  характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние.

   Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства  между всеми людьми и необходимости  соответствия между деянием и  воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. С его точки зрения, справедливое общество – то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.

Первым понятие долга (должного) ввёл Демокрит. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.

Совесть – категория этики, характеризующая способность  личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как  долг и ответственность перед самим собой. Совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.

Чувство совести ограждает  человека от дурного, порочного, стимулирует  благородство, ответственность –  люди нередко апеллируют к собственной  совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя  понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый  человек", "бессовестный", "угрызения  совести" т. п. 
Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Так, Аристотелъ пишет, что  и ум, и совесть люди имеют от природы.

Достоинство – категория  этики, означающая особое моральное  отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны  общества, окружающих, основанное на признании  ценности человека как личности.

Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной  ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся  в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство  человека должно получить общественное признание. 
Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства.

В то же время достоинство  личности требует от других уважения к ней, признания за человеком  соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих.

Информация о работе Система этических понятий